С середины девяностых годов армия США прорабатывала вопрос кардинальной модернизации сухопутных бригад. В рамках программы Future Combat Systems предлагалось перестроить их структуру и заменить имеющуюся бронетехнику. В частности, в качестве преемника для основных танков M1 Abrams создавалась новая боевая машина XM1202. Она отличалась рядом любопытных особенностей и улучшенными характеристиками, но этот проект не удалось довести даже до полноценных испытаний.
Бригады нового облика
Теоретические изыскания по будущей программе Future Combat Systems (FCS) начались в 1995-96 гг. На этом этапе DARPA и смежные организации изучали существующую бронетехнику и ее возможности, а также особенности ее применения в актуальной организационно-штатной структуре войск. На основе такого анализа формировались предложения разного рода.К началу двухтысячных годов были определены основные цели и задачи программы FCS, а также способы их достижения. В первую очередь, предлагалось изменить структуру сухопутной бригады и полностью перевести ее на технику новых типов. Также планировалось разработать новые образцы беспилотной техники разного назначения, новые средства связи и управления и т.д.С целью создания необходимых бронемашин в 1999 г. Пентагон запустил программу Manned Ground Vehicles (MGV). Ее главной задачей являлась разработка среднего по массе унифицированного шасси-платформы с заданными характеристиками. На основе такого шасси следовало выполнить восемь боевых и вспомогательных машин разных классов с отличающимся оснащением и возможностями.
На первом этапе DARPA и потенциальные подрядчики отработали ряд технических вопросов, и в 2002 г. появился контракт на разработку будущих машин MGV. Выгодные заказы получили компания General Dynamics Land Systems и американское отделение BAE Systems. Унифицированную платформу следовало разработать общими усилиями, а конкретные проекты бронемашин поделили между подрядчиками. Им предстояло сделать разведывательную машину XM1201, танк XM1202, самоходную артиллерийскую установку XM1203, миномет XM1204 и БМП XM1206. Кроме того, разрабатывались командно-штабная, ремонтно-эвакуационная и две санитарные машины.Согласно изначальным планам, разработка перспективной техники должна была завершиться к 2008-2009 гг., и тогда же собирались начать испытания первых прототипов. С 2011-12 гг. должна была стартовать опытная эксплуатация бронемашин в войсках. На 2015-й запланировали развертывание первой бригады нового состава с техникой MGV, а через несколько лет могло начаться полномасштабное серийное производство для перевооружения армии. Массовое переоснащение бригад сухопутных войск относилось к двадцатым годам.
Универсальная платформа
Основой для новых образцов техники должно было стать унифицированное гусеничное шасси с набором необходимых агрегатов и систем. На нем предлагалось монтировать разные корпуса с боевыми модулями или специальным оснащением. Необходимость строительства разных образцов сказалась на конструкции и компоновке шасси.Заказчик требовал сделать новые машины авиатранспортабельными, из-за чего габариты и масса MGV были ограничены параметрами самолета C-130. Так, максимальная масса одного изделия не должна была превышать 19-20 т. Впрочем, в дальнейшем требования смягчили ввиду невозможности их выполнения. Допустимую массу увеличили до 25 т, и для перевозки по воздуху могла требоваться частичная разборка бронемашины.
К броне для MGV предъявлялись особые требования. Она должна была защищать от ряда ожидаемых угроз, но при этом иметь минимальную массу. Согласно раннему техническому заданию, лоб корпуса должен был выдерживать 30-мм снаряды, а остальные детали – 14,5-мм пули и осколки. В дальнейшем заказчик разрешил ослабить бронирование корпуса, но потребовал внедрить навесные элементы для сохранения общего уровня защиты. На поздних этапах проектирования появилось требование о V-образном «противоминном» днище.В области защиты предполагалось внедрять различные новые идеи и решения. Так, была разработана новая броня неизвестного состава, сочетающая высокий уровень защиты и малую массу. Кроме того, активно прорабатывались разные варианты навесного бронирования, динамической и активной защиты.Платформа MGV получила гибридную силовую установку, что сказалось на ее компоновке. В носовой части корпуса помещались аккумуляторы и тяговые электромоторы, связанные с передними ведущими колесами. Дизельный двигатель Detroit Diesel 5L890 находился на левой надгусеничной полке, правую отдали под другие агрегаты. За счет этого удалось высвободить максимальный объем внутри корпуса.Ходовая часть с шестью катками на борт имела торсионную подвеску. По расчетам, платформа с целевым оснащением могла бы развивать скорость до 90 км/ч. Запас хода зависел от типа техники. Высокая энерговооруженность позволяла преодолевать различные препятствия. Возможность плавания не предполагалась.Экипаж всех машин семейства должен был включать не менее двух человек. Во всех случаях водитель и командир помещались в передней части обитаемого отсека и имели собственные люки в крыше корпуса. Рабочее место водителя было унифицировано для всех образцов, тогда как командирское выполнили модульным.
Боевые машины семейства MGV должны были получать броневые башни разных типов с тем или иным вооружением. Для санитарной и командно-штабной машины предлагался корпус с надстройкой. Во внутреннем объеме корпуса размещались все необходимые устройства – системы хранения боеприпасов, места для десанта и т.д.Функции основного боевого танка в семействе MGV возлагались на перспективную машину XM1202 Mounted Combat System. Этот проект создавался компанией General Dynamics на основе общих наработок. Для нового танка разработали оригинальное необитаемое боевое отделение с полноразмерной башней, набором ствольного вооружения и необходимыми средствами управления.За счет новых компонентов и решений танк XM1202 по огневым характеристикам и боевым качествам должен был превосходить другие ОБТ того времени. При этом высокая степень автоматизации позволила сократить экипаж до двух человек – управлять танком должны были водитель и командир-оператор.Боевое отделение для XM1202 получило полноразмерный купол с противоснарядным бронированием. В центральной части купола размещалась качающаяся орудийная установка с приводами наведения и механизмами подачи боеприпасов. Автоматическая укладка находилась в подбашенной корзине, внутри шасси. Снаружи на башне расположили оптико-электронный блок прицела, а также дистанционно управляемый боевой модуль под крупнокалиберный пулемет или автоматический гранатомет.В качестве основного оружия использовалась 120-мм гладкоствольная пушка XM360, при разработке которой были обеспечены преимущества перед серийной M256. При том же калибре установка с XM360 была на 950 кг легче и показывала более высокую энергетику. Также на ней имелась встроенная аппаратура для работы с программируемыми взрывателями.
Перспективный танк
Пушка XM360 могла использовать все существующие 120-мм унитарные выстрелы для M256. Кроме того, разрабатывался новый управляемый снаряд XM1111 в двух модификациях. Вариант MRM-KE представлял собой подкалиберный бронебойный боеприпас, а MRM-CE оснащался кумулятивной боевой частью. Обе версии снаряда получили инфракрасную и полуактивную лазерные головки самонаведения. Начальная скорость достигала 1700 м/с, дальность – до 12 км.Боекомплект из любых совместимых снарядов помещался в подбашенной корзине, в вертикальных ячейках автомата заряжания. Подача боеприпаса занимала минимальное время. Расчетная скорострельность нового боевого отделения достигала 10-12 выстр./мин.Специально для XM1202 была разработана новая система управления огнем на основе современных компонентов. Она включала цифровой вычислитель с высокой производительностью и необходимыми функциями, комбинированный дневной-ночной панорамный прицел командира-оператора, набор датчиков метеоусловий и т.д. Такая СУО давала круговой обзор и позволяла находить цели на больших дальностях, а затем с повышенной вероятностью поражать их любыми имеющимися снарядами или дополнительным вооружением.Как и другие представители семейства MGV, танк XM1202 должен был получить современные средства связи, обеспечивающие работу в новых контурах управления тактического звена. За счет такой аппаратуры упрощался обмен данными между машинами и получение приказов.
На стадии испытаний
На уровне проекта танк XM1202 обладал высоким потенциалом и представлял большой интерес для армии, как самостоятельно, так и в составе семейства MGV или системы FCS. Однако сначала требовалось завершить проектирование, а затем провести все необходимые испытания и подтвердить расчетные характеристики на практике.В 2005-2006 гг. компании-разработчики MGV изготовили и испытали макетный образец унифицированного шасси. По результатам его проверки проект доработали, и затем стартовало строительство полноценной опытной техники. Было решено, что испытания нового семейства начнутся с САУ XM1203 NLOS-C, и в 2008-2009 гг. на полигон отправили восемь таких машин.В тот же период было изготовлено и испытано на стендах опытное орудие XM360 для перспективного танка. Затем его установили на опытное боевое отделение с целью проведения новых проверок. В обозримом будущем башня и прочие агрегаты должны были встать на прототип танка XM1202 и вместе с ним пройти всесторонние испытания.Однако точные сроки начала проверок оставались неизвестными и зависели от хода работ. Все проекты, в т.ч. XM1202, находились на стадии разработки и не были готовы к строительству. Кроме того, заказчик регулярно корректировал техническое задание, из-за чего проекты приходилось дорабатывать. К примеру, уже в 2008 г. возникло новое требование о защите корпуса от взрывных устройств, требовавшее самой серьезной переработки шасси-платформы.
Планы и реальность
Судьба перспективной платформы и техники на ее базе решилась в 2009 г. В апреле Пентагон объявил о будущем сокращении программ FCS и MGV, а в июне закрыл все проекты перспективной бронетехники, за исключением САУ XM1203. От танка XM1202 на унифицированном шасси, БМП, БРМ и т.д. отказались. Впрочем, работы по самоходке тоже продолжались не слишком долго, и этот проект закрыли.Главной причиной прекращения работ стала экономическая несостоятельность программы. К 2009 г. на новое семейство бронемашин и сопутствующие проекты потратили ок. 18 млрд долл., но большая часть разработок еще не была готова. На завершение проектирования требовалось неопределенное время и, вероятно, новые суммы.Более того, простое завершение проектов не имело смысла. Последняя версия технического задания требовала существенную переработку как унифицированной платформы, так и техники на ее базе. На все это вновь требовалось некоторое время и дополнительное финансирование. Естественно, заказчика это не устроило.
Наследие проекта
Программы FCS и MGV не дали всех желаемых результатов и не позволили перестроить и перевооружить сухопутные войска. Тем не менее, с их помощью Пентагон и его подрядчики провели массу важных исследований, определили оптимальные пути развития армии, а также предложили и отработали ряд новых решений и технологий разного рода. В дальнейшем опыт и наработки по программе MGV мог использоваться при разработке новых проектов.Прежде всего, программы показали все преимущества и потенциал семейств бронетехники на унифицированных шасси. Одновременно они продемонстрировали сложность разработки такой базы, соответствующей всем требованиям заказчика и особенностям эксплуатации в разных ролях. Кроме того, на теоретическом уровне и в ходе предварительных испытаний подтвердили перспективы современных радиоэлектронных систем, средств связи и т.д.В связи с отменой проекта XM1202 существующие танки M1 Abrams не получили замены, и потому Пентагон вынужден разрабатывать проекты их модернизации. Прямо сейчас ведется серийное производство обновленных ОБТ M1A2C (SEP v.3) и создается следующий проект SEP v.4.
Насколько известно, при модернизации «Абрамса» наработки по MGV используются ограниченно. Так, танки сохраняют штатное бронирование, а навесная защита не имеет прямого отношения к MGV / XM1202. При этом были внедрены комплексы активной защиты. По-прежнему используется обитаемое боевое отделение с пушкой M256, но проведена крупная модернизация СУО, вероятно, с использованием идей предыдущего проекта.Примечательно, что при модернизации используются современные агрегаты и актуальная компонентная база. Вследствие этого «старый» M1A2C теперь имеет более высокие характеристики в сравнении с «танком будущего» XM1202, на котором использовались компоненты предыдущих поколений.С 2017 г. продолжается программа Next Generation Combat Vehicle (NGCV), целью которой является создание новых образцов техники. В частности, ведутся работы по легкому танку Mobile Protected Firepower (MPF) и запланирован проект полноценного ОБТ Decisive Lethality Platform (DLP).Промышленность уже показала новые легкие танки проекта MPF. По своей архитектуре они мало отличаются от «Абрамса». Принципиальные нововведения в области защиты, энергетики или сокращении экипажа отсутствуют. В то же время, применяются отработанные ранее подходы и решения в сфере СУО и сопутствующей аппаратуры. Облик основного танка DLP пока остается неизвестным. Можно предполагать, что в этом случае разработчики используют решения всех предыдущих программ и дополнят их новыми компонентами и идеями.
Будущее без будущего
Future Combat Systems и Manned Ground Vehicles были одними из самых смелых программ Пентагона в современной истории. Их целью была кардинальная перестройка сухопутных войск и обновление парка их бронетехники. Для получения максимальных результатов предлагалось использовать самые смелые для своего времени компоненты и решения.Впрочем, все перспективные проекты оказались слишком сложными и были связаны с повышенными техническими рисками. Как следствие, выполнить все планы с желаемыми результатами, в разумное время и за приемлемую цену не удалось. Проекты FCS и MGV были закрыты, а развитие сухопутных войск пошло о другим путям. Тем не менее, две программы дали полезный опыт и оставили некоторые наработки, которые могут использоваться в новых проектах. Сможет ли закрытый проект XM1202 MCS повлиять на будущее американского танкостроения, и каким будет это влияние – покажет время.