Во
второй половине пятидесятых годов ведущие авиастроительные организации
Советского Союза по заказу Главного штаба военно-воздушных сил вели
работы по теме «Изыскание путей развития сверхзвуковых гидросамолетов
большой дальности полета». Среди прочих проработкой облика
перспективного самолета занимались инженеры ЛКВВИА под руководством А.С.
Москалева и А.И. Смирнова. Они вели предэскизную разработку нескольких
вариантов сверхзвукового самолета в конфигурации стратегического
бомбардировщика, самолета-амфибии и гидроплана. Три предварительных
проекта отличались друг от друга различными деталями облика, но их
объединяла высокая крейсерская скорость полета. Целью исследований было
определение самой лучшей конфигурации перспективного сверхзвукового
самолета.
В начале работ по трем проектам требования к новым самолетам были достаточно расплывчатыми. Предполагалось, что, создав предэскизный проект, укладывающийся в установленные широкие рамки, можно будет определить требования к самолетам, которые будут летать в будущем. Поэтому взлетная масса бомбардировщика, гидросамолета и амфибии могла находиться в пределах от 150 до 500 тонн, скорость полета задавалась на уровне М=2-4, а высота полета на уровне цели не менее 20 км. При таких характеристиках разрабатываемые самолеты должны были нести 5-15 тонн боевой нагрузки.
В начале работ по трем проектам требования к новым самолетам были достаточно расплывчатыми. Предполагалось, что, создав предэскизный проект, укладывающийся в установленные широкие рамки, можно будет определить требования к самолетам, которые будут летать в будущем. Поэтому взлетная масса бомбардировщика, гидросамолета и амфибии могла находиться в пределах от 150 до 500 тонн, скорость полета задавалась на уровне М=2-4, а высота полета на уровне цели не менее 20 км. При таких характеристиках разрабатываемые самолеты должны были нести 5-15 тонн боевой нагрузки.
Поисковые компоновочные схемы тяжелого бомбардировщика, разработка ЛКВВИА им. А. Ф. Можайского
Сотрудники ЛКВВИА рассмотрели большое количество вариантов компоновки перспективных самолетов. Проверялись перспективы обычной компоновки, «летающего крыла», бесхвостки и «утки». Самолеты могли получить стреловидное, треугольное, прямоугольное, трапециевидное или серповидное крыло. В качестве силовой установки рассматривались турбореактивные двигатели с форсажной камерой и без, а также комбинированный вариант с турбореактивными и прямоточными двигателями.
Разрабатывавшиеся проекты в будущем могли стать основой для самолетов различного назначения. Предъявляемые требования позволяли сделать как стратегический бомбардировщик, так и высокоскоростной транспортный самолет большой дальности. Предполагалось, что бомбардировщик будет нести самолетные баллистические снаряды (аэробаллистические ракеты) либо крылатые ракеты. Боевые возможности самолета рассматривались, исходя из заданных параметров вооружения. Так, баллистический снаряд при пуске с высоты 20-30 км должен был лететь на 2500 километров, крылатая ракета – на дальность прямой видимости.
Специально для «сухопутного» варианта самолета были введены некоторые ограничения по массе и взлетно-посадочным характеристикам. С учетом возможностей существовавших на тот момент аэродромов взлетную массу перспективного бомбардировщика ограничили 300 тоннами. Самолет должен был отрываться от полосы на скорости до 350 км/ч, а посадочную требовалось довести до 250 км/ч. Разбег и пробег ограничивались 1600 метрами. Гидросамолет и самолет-амфибия не имели таких ограничений, поскольку они могли бы использовать в качестве взлетной полосы крупные водоемы.
В результате сравнения нескольких вариантов перспективного сверхзвукового самолета был выбран самый лучший. Победителем этого соревнования стал дальний самолет, выполненный по схеме «летающее крыло» с шестью турбореактивными двигателями. Такой облик позволял добиться максимально возможных летных характеристик без потерь в боевых качествах. После определения лучшего варианта начался очередной этап программы изучения перспективных сверхзвуковых самолетов. К работам кроме ЛКВВИА им. Можайского были привлечены ЦАГИ, ВВИА им. Н.Е. Жуковского и ОКБ-23 во главе с В.М. Мясищевым.
Самолет, получивший обозначение ДСБ-ЛК (Дальний стратегический бомбардировщик – «летающее крыло»), проектировался в ударном варианте, хотя не исключалась возможность создания разведывательной модификации. Проект рассматривался в качестве продолжения предыдущих работ, из-за чего строительство и испытания самолета не планировались. По некоторым данным, в ходе разработки проекта облик бомбардировщика ДСБ-ЛК был немного изменен. В нем были учтены лучшие наработки по другим проектам, разработанным ранее.
Компоновка «летающая крыло» позволила грамотно скомпоновать внутренние объемы самолета. При длине 49-52 метра и размахе крыла 36-38 метров взлетный вес ДСБ-ЛК предполагалось довести до 250-280 тонн. Сухой вес самолета, согласно расчетам, равнялся 88,5 тонны.
Самолет ДСБ-ЛК не имел выраженного фюзеляжа. Эта часть конструкции незначительно выступала из крыла в носовой части, но затем плавно переходила в него. По бокам от носового обтекателя начинался центроплан, постепенно расширявшийся к средней части самолета. Примерно на середине длины машины на центроплане располагались мотогондолы, нижняя часть которых немного выступала из крыла. По бокам мотогондол к центральной части крыла крепились трапециевидные в плане консоли. Стреловидность центроплана равнялась 72°, консолей – 42°. Над мотогондолами предполагалось разместить два киля.
В качестве силовой установки в проекте ДСБ-ЛК рассматривались шесть турбореактивных двигателей ВК-15М с номинальной тягой по 10000 кгс и форсажной 15800. При помощи шести двигателей, размещенных в двух мотогондолах, перспективный бомбардировщик мог бы развивать скорость до М=2,8. Расчетный практический потолок достигал 35 км. Максимальная дальность полета при полной заправке превысила 16,5 тыс. км.
Примененная компоновка «летающее крыло» могла обеспечить неплохие взлетно-посадочные характеристики. Длина разбега бомбардировщика должна была немного превышать 1100 метров, пробега – 1050 м. Отрываться от земли самолет должен был на скорости 330-335 км/ч, посадочная скорость не превышала 180-190 км/ч.
В центральной части фюзеляжа, между мотогондолами, находился грузоотсек. Его размеры позволяли перевозить вооружение общим весом до 15 тонн. В качестве основного оружия рассматривались перспективные крылатые ракеты и самолетные баллистические снаряды. Кроме того, при необходимости бомбардировщик ДСБ-ЛК мог бы применять бомбы калибра до 5000 кг.
Для самообороны самолет мог бы нести две (на верхней и нижней поверхностях крыла) турели с автоматическими пушками. Оптимальным было признано использование орудий с темпом стрельбы до 7-9 тыс. выстрелов в минуту. Расчетный боекомплект каждого из орудий состоял из 700-1200 снарядов. Дополнительным вооружением для самообороны самолета могли стать ракеты «воздух-воздух» с дальностью стрельбы до 10 километров.
В зависимости от состава комплекса радиоэлектронного оборудования экипаж бомбардировщика ДСБ-ЛК мог состоять из двух, трех или четырех человек. В варианте самолета-разведчика численность экипажа могла измениться.
В 1960 году Ленинградская Краснознаменная военно-воздушная инженерная академия им. А.Ф. Можайского и смежные организации завершили эскизное проектирование перспективного бомбардировщика ДСБ-ЛК. Этот проект изначально рассматривался как пробный и носил исследовательский характер. По этой причине в том же году работы по проекту прекратили, а документацию передали нескольким авиастроительным организациям. Опыт, полученный в ходе проработки пробного проекта, пригодился при создании множества новых самолетов.
По материалам сайтов:
http://testpilot.ru/
http://alternathistory.org.ua/
http://crimso.msk.ru/
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас