В настоящее время профильные организации Пентагона из состава военно-воздушных сил США и коммерческие подрядчики работают над несколькими проектами авиационной техники следующего поколения. В частности, в рамках крупной программы Next-Generation Air Domination прорабатывается возможность создания боевого беспилотного летательного аппарата Collaborative Combat Aircraft, способного сопровождать самолеты и помогать им в выполнении задач.
Неторопливый прогресс
Программа NGAD стартовала несколько лет назад и предусматривает разработку ряда типов летательных аппаратов боевого и вспомогательного назначения, которые в будущем смогут поступить на вооружение ВВС США. В рамках этой программы большое внимание уделяется беспилотным технологиям. В частности, активно прорабатывается концепция «верный ведомый».В начале 2022 г. руководство ВВС впервые открыто упомянуло новый проект «верного ведомого» из состава программы NGAD – Collaborative Combat Aircraft («Сотрудничающий боевой летательный аппарат»). По соображениям секретности, а также, вероятно, из-за ранней стадии работ, на тот момент смогли раскрыть только сам факт существования проекта, а также самые основные его задачи и цели.В дальнейшем руководство ВВС неоднократно вновь вспоминало про проект CCA и оглашало новые подробности, дополняя уже имеющуюся картину. Последние заявления такого рода прозвучали несколько дней назад. 13 ноября в Центре новой американской безопасности (г. Вашингтон) выступил с докладом и ответил на вопросы министр ВВС США Фрэнк Кендалл. Особое внимание он уделил проекту CCA и раскрыл новую любопытную информацию.Из заявлений официальных лиц теперь известно, как именно Пентагон планирует развивать беспилотную составляющую тактической авиации, в какие сроки будет реализован новый проект, сколько техники закупят, какие функции она получит и т.д. При этом на основе доступной информации можно сделать дополнительные выводы и прогнозы разного рода.
Из прошлогодних заявлений Ф. Кендалла следовало, что в ближайшее время ВВС планировали заниматься исследовательскими работами и формировать общие требования и особенности будущего БПЛА CCA. Эти мероприятия могли завершиться к концу 2023 финансового года. Тем не менее, они пока не закончены, о чем сообщалось на недавнем мероприятии.В 2024 ф.г. планировали начать полноценную разработку перспективного проекта. Будет объявлен соответствующий конкурс, и авиастроительные компании смогут предложить свои версии будущего «верного ведомого», соответствующие требованиям заказчика. Конкурсную часть проекта, завершение разработки и весь комплекс испытаний хотят уложить в следующие пять лет.На сроках конкурсной разработки положительно скажутся уже проведенные мероприятия. Как оказалось, к настоящему времени потенциальные конкурсанты и подрядчики успели проработать общие вопросы и представили ВВС предварительные проекты. Вероятно, после запуска конкурса они получат развитие и выйдут на новый уровень.В отдаленной перспективе, в конце текущего десятилетия или позже, проект CCA сможет дойти до стадии производства и закупок серийной техники. По словам Ф. Кендалла, эти закупки будут проходить по «черным» статьям военного бюджета, и информация о них будет закрытой. Впрочем, министр назвал возможные объемы производства – военно-воздушным силам требуется не менее тысячи беспилотных «ведомых».Программа производства будет относительно дешевой. Перед проектом CCA стоит задача снижения стоимости летательных аппаратов. Стоимость такой техники, в зависимости от комплектации, должна быть втрое или вчетверо ниже цены истребителя F-35. Это позволяет подсчитать целевую стоимость перспективного летательного аппарата CCA и программы производства в целом.
Сроки и объемы
При этом следует учесть, что к моменту запуска производства планы ВВС могут измениться. Точные объемы будущего заказа, сроки производства и т.д. будут зависеть от результатов текущих научно-исследовательских и будущих опытно-конструкторских работ. По понятным причинам, эти вопросы пока не поддаются точному прогнозированию.Согласно последним словам министра ВВС США, проект CCA пока находится на стадии выработки облика и тактико-технических требований. Вероятно, эти работы завершатся в ближайшее время, но их результат не будет доступен общественности. Впрочем, уже раскрыты основные планы и пожелания военно-воздушных сил.Предполагается, что беспилотник CCA будет выполнен в виде полноразмерного самолета. Возможно, он будет похож на существующую или перспективную технику ВВС. При этом аппарат должен быть меньше и легче за счет отсутствия кабины и иного бортового оснащения.Летно-технические характеристики тоже должны быть на уровне пилотируемых самолетов, с которыми CCA будет взаимодействовать. Ф. Кендалл отметил необходимость повышения взлетно-посадочных характеристик – БПЛА должен иметь возможность работы с любых аэродромов и даже с автодорог.Выбран интересный подход к формированию комплекса бортового оборудования и вооружения. В отличие от пилотируемых истребителей, CCA не будет получать полный набор радиоэлектронного оборудования и вооружения со всеми желаемыми функциями. На борту будут присутствовать только модули и устройства для решения конкретных задач. Это позволит удешевить каждый БПЛА при сохранении необходимых функций.Предполагается, что пилотируемый самолет будет управлять звеном беспилотников, каждый из которых будет иметь свою собственную функцию – искать воздушные и наземные объекты, бороться с обороной противника, атаковать выявленные целей и т.д. При этом сам самолет, имея полный набор аппаратуры, сможет выполнять все подобные задачи. Совместное использование пилотируемой и беспилотной техники с разным оснащением, как ожидается, даст преимущества тактического и эксплуатационного характера.
Технические вопросы
Таким образом, ВВС США продолжают развивать концепцию «верного ведомого» и приближаются к стадии разработки БПЛА такого рода, пригодного к полноценной эксплуатации и боевому применению. Формируется облик такого изделия и требования к нему, и в ближайшие месяцы должна начаться стадия конкурсного проектирования. При этом ее потенциальные участники уже проработали некоторые вопросы и представили свои предварительные предложения.Проект CCA создается с учетом накопленного опыта в области «верных ведомых» и должен объединять лучшие решения в этой области. В частности, по опыту предыдущих проектов решено строить полноразмерный самолет, но при этом отказаться от его оснащения всеми возможными приборами и вооружениями. Такой подход обеспечит требуемую боевую эффективность при групповом применении под командованием пилотируемого самолета, а также снизит стоимость строительства и эксплуатации.Финансовые аспекты проекта представляют особый интерес. Министр ВВС ставит целью снижение стоимости БПЛА CCA до 25-33 проц. от текущей цены полноценного истребителя F-35. Согласно доступной информации, F-35 последних партий обошлись налогоплательщику примерно в 82 млн долл. каждый. Соответственно, цена одного CCA должна находиться в пределах 20,5-27,3 млн долл. Это немало, но существенно меньше стоимости другой техники. Впрочем, строительство более тысячи БПЛА обойдется в десятки миллиардов долларов.
Смелые планы
Планы и реальность
На данный момент речь идет только о научно-исследовательской работе, предварительных проектах, оценках и т.д. Полноценное проектирование беспилотника CCA на конкурсной основе начнется лишь в ближайшие месяцы и займет некоторое время. Последующие мероприятия потребуют еще несколько лет, и готовые БПЛА смогут попасть в ВВС только к концу десятилетия.Программа NGAD в целом и проект CCA в частности представляет большой интерес для ВВС США – они заложат основы для последующего развития тактической авиации. Однако для получения таких результатов в будущем необходимо активно и продуктивно работать сейчас. Справятся ли ВВС и промышленность с выполнением поставленных задач и реализацией планов, неизвестно.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас