Сегодня мы вновь уподобимся библейскому человеку и опять отправимся в наш танковый паноптикум – смотреть на необычные конструкции этих боевых машин. В прошлый раз мы остановились на 30-х годах прошлого века. Сегодня мы также начнем нашу экскурсию с этого времени. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!» – пели в СССР в те годы, и многим и впрямь казалось, что «освобожденный» от былой эксплуатации народ на такое способен. Колхозники и исключенные за неуспеваемость студенты, красноармейцы и… военные инженеры, буквально пачками предлагали свои «изобретения» компетентным органам, а те… так же массово им отказывали по причине полной фантастичности и нереализуемости их проектов.Но некоторым очень везло, хотя и до поры до времени. Так, летчик Павел Гроховский стал начальником и главным конструктором Особого конструкторского производственного бюро военно-воздушных сил РККА (1932–1934), а затем начальником и главным конструктором Экспериментального института Наркомата тяжёлой промышленности по вооружениям РККА (до 1937). Чего только там он и его сотрудники не изобретали… Однако, закончилось для него все очень плохо: 5 ноября 1942 года его арестовали. Особым Совещанием при НКВД приговорен к расстрелу и 29 мая 1943 года на расстрельном полигоне Коммунарка расстрелян. Правда, потом его реабилитировали в 1957 году. Жена его, первая советская десантница-парашютистка, осталась жива, многие годы провела за колючей проволокой.
А вот судам на воздушной подушке В.И. Левкова повезло больше, да и сам Левков умер от инсульта, а не от пули в затылок. Им была создана целая серия катеров Л-1, Л-2… Л-13 – всего 15 машин, которые развивали на воде феноменальную скорость в 130 км/ч и могли нести торпедное вооружение. Правда, война не позволила довести их до ума, а использовать их было попросту негде. Но они были, и тут именно нашей стране принадлежит безусловный приоритет!Борьба с минами, начиная со времени Первой мировой войны, становилась все более актуальной и превратилась в серьезную проблему, когда началась уже Вторая мировая война. Понадобились специальные сухопутные машины-тральщики, в качестве которых было решено использовать танки. Но вот конструкции минных тралов, навешиваемых на них, были самые разные. А немцы так и вовсе создали огромный трехколесный бронированный трал с пулеметным вооружением в башне.
Американцы пошли по другому пути. Вместо того чтобы приделывать большие колеса «минодавки» на новое шасси, они в 1944 году поставили их на танк «Шерман» М4А2! Получилась машина, способная проложить широкую «дорогу», свободную от мин. Танк-тральщик получил обозначение Т10 и испытывался на Абердинском полигоне, однако на вооружение принят он не был, из-за очень уж больших размеров и металлоемкости конструкции. Кроме того, вследствие большого веса он закапывался при движении по мягкому грунту, да еще и скорость его была слишком мала. В этом плане танки-тральщики с бойковыми тралами оказались значительно выгоднее.Еще в предвоенные годы на танки начали ставить по два орудия в одну башню. Но данная компоновка не прижилась, зато в 70-е годы прошлого века в Германии появился оригинальный безбашенный танк сразу с двумя пушками в корпусе VT1. Планировалось заменить им танк «Леопард-2», поэтому его иногда называют «Леопард-3» и настолько эта машина получилась необычной, что ей самое место в нашем танковом паноптикуме!
Всего было изготовлено два танка: VT1-1 и VT1-2. Отличались не только типом пушек (нарезные 105-мм и гладкоствольные 120-мм соответственно), но и двигателями. VT1-1 имел оба орудия с автоматическим заряжанием, а вот у VT1-2 автомат заряжания был только у одного. Линии прицеливания обоих стволов пересекались на дистанции 1 500 метров.Машины точно поражали цель, стреляя с остановок, однако стрельба из двух орудий залпом была запрещена по причине слишком уж сильной отдачи. Но ствол одной пушки после выстрела смещался с линии прицеливания вместе с танком после каждого выстрела, и целиться приходилось заново, что было неудобно. В итоге получилась вроде бы неплохая и низкая (на 80 см ниже серийного «Леопарда»!) машина, подходящая по классификации к САУ, но… которую представляли, как танк.
В итоге в 1976 году испытания обеих машин прекратили из-за их полной бесперспективности, но в 1980-е к проекту «Леопард-3» вернулись опять, посчитав, что «Леопард 2» следует поменять на нечто совершенно новое. Однако и новый вариант машины с пушками, сближенными к центральной оси – GVT, оказался неудачным и на вооружение принят не был. Вот если бы оба орудия имели бы автоматы заряжания, могли наводиться на одну цель и вести по ней залповый огонь, вот тогда это еще могло бы быть хоть «что-то». Но только цена такой машины оказалась бы слишком уж велика, а сама она имела бы очень специфическое предназначение.Вообще, проекты слишком уж специфических боевых машин обычно оказываются нежизнеспособными.
Ну, а эта машина была даже построена. Она испытывалась, и планировалось, что она будет принята на вооружение морской пехотой США. Но 6 января 2011 года министр обороны США Роберт Гейтс ради экономии средств бюджета предложил закрыть этот чрезвычайно амбициозный проект, на который к тому времени было потрачено более 2,9 млрд долларов. В итоге морская пехота США так и отказалась от приобретения EFV, а вместо них продолжает использовать модернизированные БТР AAV7A1 и будет их использовать минимум до 2025 года.
Вообще-то, идеей скоростной доставки бронетехники на территорию врага болели не только в США, но и у нас в стране тоже. Существовал «проект 80» – скоростной доставки танков через Черное море на катерах-понтонах на подводных крыльях. Крепление танка к катерам-понтонам перед выходом на воду занимало всего 45 минут, а вот освободиться от них и выйти на берег танк мог всего за 3 минуты. И это при том, что двигался он по морю со скоростью более 50 км/ч. Беда была лишь в том, что этой сцепке было противопоказано волнение силой выше трех баллов, а такая чуть ли не штилевая погода на море, включая и Черное, бывает исключительно редко. Так что же прикажете? Сидеть десантируемым частям и «ждать у моря погоды»? То есть это было оружие, которое можно было построить, но однозначно невозможно применить!
На «Военном обозрении» была очень подробная статья, в которой разбирались все плюсы и минусы данного проекта. И минусов в итоге оказалось больше чем плюсов! Так что проект закрыли в 1971 году, но один из катеров, без крыльев, конечно, находится в Кубинке, в танковом музее. Тем не менее для нашего паноптикума удивительных танков этот проект – самое то!Автор и администрация сайта благодарят А. Шепса за предоставленные им цветные иллюстрации.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!