Главная » 2021 » Ноябрь » 26
06:12

Проекты БТТ: один удивительнее другого

Проекты БТТ: один удивительнее другого

Сегодня мы вновь уподобимся библейскому человеку и опять отправимся в наш танковый паноптикум – смотреть на необычные конструкции этих боевых машин. В прошлый раз мы остановились на 30-х годах прошлого века. Сегодня мы также начнем нашу экскурсию с этого времени. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!» – пели в СССР в те годы, и многим и впрямь казалось, что «освобожденный» от былой эксплуатации народ на такое способен. Колхозники и исключенные за неуспеваемость студенты, красноармейцы и… военные инженеры, буквально пачками предлагали свои «изобретения» компетентным органам, а те… так же массово им отказывали по причине полной фантастичности и нереализуемости их проектов.Но некоторым очень везло, хотя и до поры до времени. Так, летчик Павел Гроховский стал начальником и главным конструктором Особого конструкторского производственного бюро военно-воздушных сил РККА (1932–1934), а затем начальником и главным конструктором Экспериментального института Наркомата тяжёлой промышленности по вооружениям РККА (до 1937). Чего только там он и его сотрудники не изобретали… Однако, закончилось для него все очень плохо: 5 ноября 1942 года его арестовали. Особым Совещанием при НКВД приговорен к расстрелу и 29 мая 1943 года на расстрельном полигоне Коммунарка расстрелян. Правда, потом его реабилитировали в 1957 году. Жена его, первая советская десантница-парашютистка, осталась жива, многие годы провела за колючей проволокой.

Вот одна из его разработок: двухмоторный бронеавтомобиль на воздушной подушке! Понятно (достаточно только на него посмотреть), что конструкция эта совершенно неработоспособна. К счастью, ее и не пытались воплотить в металле!

А вот судам на воздушной подушке В.И. Левкова повезло больше, да и сам Левков умер от инсульта, а не от пули в затылок. Им была создана целая серия катеров Л-1, Л-2… Л-13 – всего 15 машин, которые развивали на воде феноменальную скорость в 130 км/ч и могли нести торпедное вооружение. Правда, война не позволила довести их до ума, а использовать их было попросту негде. Но они были, и тут именно нашей стране принадлежит безусловный приоритет!Борьба с минами, начиная со времени Первой мировой войны, становилась все более актуальной и превратилась в серьезную проблему, когда началась уже Вторая мировая война. Понадобились специальные сухопутные машины-тральщики, в качестве которых было решено использовать танки. Но вот конструкции минных тралов, навешиваемых на них, были самые разные. А немцы так и вовсе создали огромный трехколесный бронированный трал с пулеметным вооружением в башне.

Проект танка Гроховского с вентиляторным движителем на лыжах! То есть впервые в истории был предложен чисто зимний танк, способный действовать по глубокому снегу. Оригинально, но очень уж специфично и затратно.
Проект катера на воздушной подушке В.И. Левкова
Танк-тральщик Т10

Американцы пошли по другому пути. Вместо того чтобы приделывать большие колеса «минодавки» на новое шасси, они в 1944 году поставили их на танк «Шерман» М4А2! Получилась машина, способная проложить широкую «дорогу», свободную от мин. Танк-тральщик получил обозначение Т10 и испытывался на Абердинском полигоне, однако на вооружение принят он не был, из-за очень уж больших размеров и металлоемкости конструкции. Кроме того, вследствие большого веса он закапывался при движении по мягкому грунту, да еще и скорость его была слишком мала. В этом плане танки-тральщики с бойковыми тралами оказались значительно выгоднее.Еще в предвоенные годы на танки начали ставить по два орудия в одну башню. Но данная компоновка не прижилась, зато в 70-е годы прошлого века в Германии появился оригинальный безбашенный танк сразу с двумя пушками в корпусе VT1. Планировалось заменить им танк «Леопард-2», поэтому его иногда называют «Леопард-3» и настолько эта машина получилась необычной, что ей самое место в нашем танковом паноптикуме!

Танк-тральщик Т10. Фото с Абердинского полигона
Размеры машины (рядом с ней для масштаба стоит человек), конечно, впечатляют!
«Леопард-3» VT1-1 на шасси опытного танка МБТ-70

Всего было изготовлено два танка: VT1-1 и VT1-2. Отличались не только типом пушек (нарезные 105-мм и гладкоствольные 120-мм соответственно), но и двигателями. VT1-1 имел оба орудия с автоматическим заряжанием, а вот у VT1-2 автомат заряжания был только у одного. Линии прицеливания обоих стволов пересекались на дистанции 1 500 метров.Машины точно поражали цель, стреляя с остановок, однако стрельба из двух орудий залпом была запрещена по причине слишком уж сильной отдачи. Но ствол одной пушки после выстрела смещался с линии прицеливания вместе с танком после каждого выстрела, и целиться приходилось заново, что было неудобно. В итоге получилась вроде бы неплохая и низкая (на 80 см ниже серийного «Леопарда»!) машина, подходящая по классификации к САУ, но… которую представляли, как танк.

«Леопард-3» GVT на новом шасси

В итоге в 1976 году испытания обеих машин прекратили из-за их полной бесперспективности, но в 1980-е к проекту «Леопард-3» вернулись опять, посчитав, что «Леопард 2» следует поменять на нечто совершенно новое. Однако и новый вариант машины с пушками, сближенными к центральной оси – GVT, оказался неудачным и на вооружение принят не был. Вот если бы оба орудия имели бы автоматы заряжания, могли наводиться на одну цель и вести по ней залповый огонь, вот тогда это еще могло бы быть хоть «что-то». Но только цена такой машины оказалась бы слишком уж велика, а сама она имела бы очень специфическое предназначение.Вообще, проекты слишком уж специфических боевых машин обычно оказываются нежизнеспособными.

Вот, например, гипотетический вид БМП на воздушной подушке, которые одно время было очень модно предлагать и рассматривать. Построить такую машину можно! И на воде во время десантирования она будет действовать с большей эффективностью, чем обычная плавающая БМП. Но… на суше никаких преимуществ у нее перед обычной машиной не будет. Только лишнюю тяжесть придется на себе возить. Ну, дополнительная тяга поможет, если машина вдруг застрянет в болоте. То есть «овчинка не стоит выделки».

Ну, а эта машина была даже построена. Она испытывалась, и планировалось, что она будет принята на вооружение морской пехотой США. Но 6 января 2011 года министр обороны США Роберт Гейтс ради экономии средств бюджета предложил закрыть этот чрезвычайно амбициозный проект, на который к тому времени было потрачено более 2,9 млрд долларов. В итоге морская пехота США так и отказалась от приобретения EFV, а вместо них продолжает использовать модернизированные БТР AAV7A1 и будет их использовать минимум до 2025 года.

Боевая машина EFV. Обладает исключительно высокой скоростью на воде (до 46 км/ч) и может быть высажена с десантного корабля не в трех-пяти километрах от берега, а «за горизонтом». Вооружение – 30-мм автопушка и пулемет в башне.
Внешне весьма «впечатляющая машина»!
Она же на плаву – ишь как несется!

Вообще-то, идеей скоростной доставки бронетехники на территорию врага болели не только в США, но и у нас в стране тоже. Существовал «проект 80» – скоростной доставки танков через Черное море на катерах-понтонах на подводных крыльях. Крепление танка к катерам-понтонам перед выходом на воду занимало всего 45 минут, а вот освободиться от них и выйти на берег танк мог всего за 3 минуты. И это при том, что двигался он по морю со скоростью более 50 км/ч. Беда была лишь в том, что этой сцепке было противопоказано волнение силой выше трех баллов, а такая чуть ли не штилевая погода на море, включая и Черное, бывает исключительно редко. Так что же прикажете? Сидеть десантируемым частям и «ждать у моря погоды»? То есть это было оружие, которое можно было построить, но однозначно невозможно применить!

Катер-танконосец «проект 80». Вид сбоку

На «Военном обозрении» была очень подробная статья, в которой разбирались все плюсы и минусы данного проекта. И минусов в итоге оказалось больше чем плюсов! Так что проект закрыли в 1971 году, но один из катеров, без крыльев, конечно, находится в Кубинке, в танковом музее. Тем не менее для нашего паноптикума удивительных танков этот проект – самое то!Автор и администрация сайта благодарят А. Шепса за предоставленные им цветные иллюстрации.

Проекты БТТ: один удивительнее другогоА вот так «это» выглядело спереди!

P. S.



Источник

Просмотров: 295 | Добавил: Dmitrij | Проекты БТТ: один удивительнее другого | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:37:39



work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх