С одним из таких прогнозов выступили аналитики авторитетного делового издания Financial Times, выражающие серьезные сомнения в том, что достигнутые на днях договоренности могут сыграть роль «спасательного круга» для стремительно идущей ко дну нефтедобывающей отрасли. По их мнению, на рынках образовался порочный замкнутый круг, вырваться из которого экспортеры нефти просто не в силах. Главным препятствием для остановки дальнейшего падения, а впоследствии и ожидаемого всеми роста цен на углеводороды является небывалый переизбыток сырья, возникший в результате рекордного падения спроса на него, вызванного пандемией COVID-19.
Есть все основания пролагать, что нынешнее снижение мирового потребления нефти в 30% еще не является «дном», оттолкнувшись от которого, отрасль сможет начать движение к более высоким ценам. Переполнение емкостей для хранения нефти, уже практически достигнутое в большинстве стран, будет и дальше толкать экспортеров на то, чтобы сбывать с рук «черное золото» по заниженным ценам, тем самым раскручивая маховик демпинга.
В Financial Times склонны считать, что странам, сегодня недопустимо затягивающим с сокращением добычи (напомним, что, согласно достигнутым договоренностям, оно запланировано на конец апреля – начало мая) в будущем придется взять паузу — то есть вообще остановить собственные буровые установки из-за физического переполнения нефтехранилищ.
О каком-либо оживлении на рынках, и, соответственно, росте цен на энергоносители можно будет говорить лишь после того как человечество, миновав пик пандемии, начнет восстанавливать активную экономическую деятельность. Сперва будут израсходованы накопленные избыточные запасы, а затем уж возникнет новый спрос на нефть, который и будет формировать ее реальную, а не «коронавирусную» стоимость. Недавняя сделка в этом аспекте имеет значение и смысл скорее психологического характера. Возможно, ее участники впредь будут воздерживаться от слишком резких движений, непродуманных интервенций на рынках и торговых войн.
Следует понимать, что пандемия, нанесшая огромный ущерб мировой экономике, — это все-таки не глобальная термоядерная война или природный катаклизм планетарных масштабов. Говорить о том, что спустя длительное время после спада вспышки этого заболевания нефтяные цены так и останутся на нынешнем, совершенно неадекватном уровне, было бы большим преувеличением. Рано или поздно мир снова вернется к нормальной жизни и начнет потреблять энергоносители в привычных масштабах. Вот тогда участникам рынка и придется по новой выстраивать взаимоотношения, крайне желательно с большим, чем до кризиса, взаимопониманием и уважением друг к другу.
Впрочем, все это – дело будущего. Хочется верить, что не слишком далекого… Пока же оправдываются, увы, пессимистичные прогнозы. Вечером 14 апреля нефть начала падение на мировых биржах, впервые с момента заключения последней сделки ОПЕК+ опустившись ниже 30 долларов. Цена на марку Brent снизилась в ходе торгов на 5,7% до 29,93 доллара за баррель, WTI – на 6,83% до 20,88 доллара за баррель (20 ч. мск.). Кстати, в США дела обстоят еще более печально: там, к примеру, нефть CLc1 из американского West Texas Intermediate (WTI) упала до 20,11 доллара за баррель после прозвучавших заявлений о том, что к середине мая хранилища «черного золота» в штате буду заполнены под завязку.
В данном случае, похоже, остается только запастись терпением и надеяться на то, что выход из кризиса произойдет как можно скорее.