Главная » 2022 » Февраль » 18
19:37

Производство всей линейки судов на подводных крыльях в России восстановлено

Производство всей линейки судов на подводных крыльях в России восстановлено

Недавно мы поговорили о строительстве отечественных гражданских самолётов и опять послышалось недовольное бурчание отдельных комментаторов по поводу того, что: долго, мало, двигатели не везде ещё отечественные и так далее.

Отчасти с ними можно согласиться, но тем не менее радует то, что уже ни у кого в правительстве нет сомнений, что надо развивать отечественное самолётостроение с упором на отечественные же компоненты, включая, в первую очередь, двигатели.

Полтора года назад я уже писал о начале возрождения в нашей стране флота на подводных крыльях. А теперь поговорим о том, как всё идёт и есть ли проблемы.

Возрождение строительства судов на воздушных крыльях началось с суда «Комета 120М» проекта 23160, предназначенной для плавания по морю в прибрежной зоне. Первый корабль серии был заложен в 2013 году на рыбинском судостроительном заводе «Вымпел»

Пассажировместимость судна 120 человек, скорость хода 35 узлов (65 км/ч). 24 октября 2017 года первое судно, получившее имя «Чайка» в честь космонавта Валентины Терешковой, отправилось на испытания и достройку в Крым. Первые рейсы оно совершило в августе 2018 года, и я, отдыхая в то время в Крыму, не удержался от соблазна и проехал на нём с семьёй от Ялты до Севастополя.

Судно на подводных крыльях «Комета 120М» проекта 23160. Фото в свободном доступе.

Как «Комета 120М» встаёт на крыло я даже показал на видео, но уже в другой мой приезд в Ялту в 2020 году.

Следующие два судна серии планировалось построить в 2019 году, однако работы затянулись: второе было спущено на воду в августе 2019 года, а третье — в июне 2020.

Дальнейшее производство осуществляется на заводе «Море» в поселке Приморский под Феодосией. Сейчас на стапелях находится четвёртое и пятое судно серии. Не волнуйтесь, рыбинский судостроительный завод «Вымпел» не остаётся без работы, он выпускает широкую номенклатуру военных и гражданских судов. О строительстве четырёх судов «Комета 120М» на этом заводе велись переговоры с греческой компанией «Аргонавтики плоес» в 2017 году, однако сведений об этом контракте пока нет. Но в любом случае обновлённая «Комета 120М» продолжает строиться.

В 2014 году появился ещё один повод для радости: началось производство речного судна на подводных крыльях «Валдай 45Р» проекта 23180, разработанное ЦКБ по СПК им Р. Е. Алексеева на смену СПК «Полесье».

Головное судно этого проекта было спущено на воду в сентябре 2017 года, серийное производство начато в 2019 году. Пассажировместимость — 45 человек, скорость хода — 65 км/ч, дальность плавания — 400 км.

К октябрю 2019 года было спущено на воду уже пять судов, «Валдай 45Р» Два из них приобретены правительством Ханты-Мансийского автономного округа и с 2019 года работают на регулярном маршруте между Ханты-Мансийском, Сургутом и Нялинским, с 6 августа этого же года запущена эксплуатация судов в Нижегородской области на маршрутах из Нижнего Новгорода в Городец и Макарьево.

В 2020 году заложены десять судов «Валдай 45Р» на экспорт в Азию.

В феврале 2021 года было подписано распоряжение о закупке трёх СПК этого типа для Чувашии — там собираются возрождать скоростные рейсовые и экскурсионные перевозки по Волге.

27 ноября 2021 года спущено на воду 14-е судно серии, а всего к концу года количество спущенных на воду судов класса достигло шестнадцати. А это уже серьёзная серия, как вы понимаете. Завод постоянно наращивает производительность труда и сокращает время строительства одного судна (ссылка).

Но самое главное для меня событие произошло в декабре 2019 года. Почему главное?

Потому что 24 декабря на производственной площадке АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» заложили новый «Метеор 120Р» проекта 03580. Онпредназначен для скоростных пассажирских перевозок по судоходным рекам и водохранилищам класса «О». И линейка судов на подводных крыльях приобрела практически завершённый вид.

Первое судно серии было спущено на воду 3 августа 2021 года. Вот репортаж первого канала об этом событии — ссылка.

Пассажировместимость — 120 человек, скорость 65 км/ч, обслуживается экипажем из 4 человек.

ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева продолжает строительство судов этого класса и к концу 2021 года на стапелях находилось три образца.

Когда я сказал, что линейка судов на подводных крыльях практически приобрела завершённый вид, то немного поторопился. Есть ещё один проект СССР, который планируется вернуть к жизни.

Минпромторг собирается вложиться в проект по созданию нового двухпалубного морского скоростного судна на подводных крыльях «Циклон 250М» проекта 23170. Об этой инициативе заявил глава министерства Денис Мантуров в сентябре 2018 года. По его словам, уже есть соответствующая договоренность с ЦКБ им. Алексеева.

Этот проект был презентован нижегородским ЦКБ им. Алексеева в рамках Международного военно-морского салона ещё в 2015 году.

Ожидается, что «Циклон 250М» превзойдет по скорости и пассажировместимости «Комету 120М», строительство которой уже ведется на судостроительном заводе «Вымпел». Так, скорость увеличится до 101 км/ч – за счет газотурбинных двигателей, а пассажировместимость – до 250 человек.

Работать оно будет предположительно в двух российских регионах — на Балтике и на Дальнем Востоке.

Минпромторг обязался поддержать разработку проекта и создание первого опытного образца. Помимо этого, министерство возьмет на себя поиск предприятий, на которых возможна будет постройка подобных судов.

Что же касается проблем, о которых я упомянул в начале статьи, то есть одна — это немецкие дизельные двигатели MTU и MAN, используемые в настоящее время в качестве силовой установки во всех наших судах на подводных крыльях.

Однако эта проблема не так серьёзна, как может показаться на первый взгляд, и практически уже решена.

«Дизельзипсервис» из г. Санкт-Петербург освоил серийное производство судовых дизельных двигателей типа М400Д и М401Д по чертежам собственного конструкторского бюро.

Двигатели предназначены для установки в качестве главных на речные и морские суда на подводных крыльях и другие скоростные суда, сообщили в пресс-службе компании.

Но информация была бы неполной, если бы я не упомянул малые суда на подводных крыльях, которые сейчас также производятся в России.

30 ноября 2019 года на территории АО «Завод «Красное Сормово» состоялся спуск на воду второго из серии высокоскоростных катеров на подводных крыльях «Сагарис» строительный № 602 (фото 2). Данный катер строится на производственной площадке АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева»

Судно строится по экспортному контракту, поговаривают, что покупателями его будут арабские шейхи. Разработкой и производством «Сагариса» занималось ЦКБ им. Р.Е.Алексеева, специализирующееся на судах на подводных крыльях, а «Радар ММС» выступил в качестве стратегического партнера. Длина катера — 10,5 м, ширина — 2,7 м, осадка на плаву — 1,1 м. «Уникальность «Сагариса» в том, что мощность его двигателя — 500 л/с, при этом он обеспечивает скорость до 130 км/ч.

Электрокатер «Молния» — это революционный 100% электрический катер на подводных крыльях. Элегантный корпус длиной почти 9 метров рассчитан на 6 пассажиров. Максимальная скорость составляет 36 узлов (67 км/ч), дальность действия катера в зависимости от режима работы может достигать 134 мили.

Производство находится в подмосковном городе Долгопрудный. Ходовые испытания прототипа были проведены летом прошлого года, а первый коммерческий экземпляр был спущен на воду в начале мая 2020 года.

Таким образом, мы уже смело можем надеяться на то, что эти прекрасные скоростные суда, на которые я с восхищением и гордостью взирал в детстве, не канут в лету, а будут производиться в нашей великой судостроительной державе.

Кто скажет, что наша страна не великая судостроительная держава, посмотрите на ледоколы проекта 22220, которые мы производим.

Выключаем эмоции, включаем ум
https://рука-кремля.рус



Просмотров: 368 | Добавил: Vovanpain | Производство всей линейки судов на подводных крыльях в России восстановлено | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:37:39


00:38:14

work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх