Для начала определимся с сущностью понятия. Дословно слово «пропаганда» можно перевести с латинского как «подлежащее распространению». А первоначально оно употреблялось при распространении католицизма («congregātiō dе рrораgаndā fidē» - название организации, основанной папой римским в семнадцатом веке для распространения веры). В современности же данный термин обозначает систематический процесс открытого распространения в обществе идей, взглядов и мнений. Целью является формирование общественного мнения по отношению к субъекту пропаганды с последующими соответствующими действиями.
Субъектом пропаганды может являться кто или что угодно: от конкретной личности или события, до государственного строя или эпохи. Объектом являемся все мы.
Получается, что любой человек или организация, транслирующая мнение с целью повлиять на собеседника/оппонента, является пропагандистом. Убедил товарища сходить на фильм, просто рассказав самые удачные моменты в фильме – пропагандист. Убедил коллег отметить праздник в ресторане, потому что там хорошая кухня – пропагандист.
Но не следует путать пропаганду с рекламой и, уж тем более, с манипуляцией сознанием. Реклама – это презентация свойств товара или услуги. Манипуляция сознанием – это способ управления действиями объекта, на который она направлена. Агитация является частной формой политической пропаганды.
Пропаганда по своим свойствам делится на конструктивную (позитивную) и деструктивную (негативную). Если конструктивная показывает положительные стороны идеи самого пропагандиста, то деструктивная демонстрирует, почему чужая идея плоха. В обоих случаях зачастую пропагандисты не раскрывают свои минусы и чужие плюсы (но об этом ниже). Также не стоит путать деструктивную пропаганду с клеветой, дезинформацией и банальной ложью.
Формы пропаганды могут быть представлены, как сугубо информационными (плакаты, брошюры, книги, журналы, фильмы, произведения литературы), так и информационно-аналитическими материалами (лекции, беседы, программы на ТВ). Каналы пропаганды – любой канал распространения информации.
Главным плюсом пропаганды является то, что при успешной пропаганде субъект сам принимает решение, выгодное пропагандисту, и в дальнейшем отстаивает его. Главный минус – то, что, если сама пропагандируемая идея слаба, воздействие она не окажет.
Таким образом, пропагандист должен быть сам уверен в правильности тех взглядов, которые он распространяет, и уметь их отстоять перед объектом. Зачастую пропагандист сам дошел до идеи, глядя на окружающий мир, видел её подтверждение и свято уверен в её правоте. Иначе это не пропагандист. Сущность, получающая выгоду от лжи – не пропагандист, а ложь – не пропаганда, а ложь.
Так почему же пропаганда – это уроборос современной информационной войны?
Дело в том, что распространение и дальнейшее отстаивание своих идей в реалиях окружающего мира связаны с выходами за пределы этой самой пропаганды. Пропагандист вынужден идти на меры, которые дискредитируют саму идею или её цели. Если этого не делать, то оппонент применит их раньше и одержит победу. И тот, кто воспринял его идею, будет её отстаивать, а на вашу пропаганду реагировать крайне отрицательно.
И наоборот – применив чуточку лжи или недоговорок, ваша идея (несомненно, правильная) становится главенствующей. И светлое будущее не за горами. Но в итоге приходится оправдываться или воздействовать на недовольных. Замкнутый круг. Змея, пожирающая сама себя.
Вот и получаем мы массу пропагандистов, как с одной, так и с другой стороны, которые вещают правильные мысли и достоверные факты, а доверия к ним нет.
В общем, сама пропаганда – это инструмент!
А в чьих руках он находится и каким целям служит – вопрос совсем иной.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас