Главная » 2022 » Декабрь » 8
05:12

Просто топор и ничего больше

Просто топор и ничего больше

В предыдущем материале «Просто… «нечто тяжелое на палке» с самого начала речь шла о книге Ж. Рони-старшего «Борьба за огонь» и о том, как первобытные люди-охотники за огнем дрались дубинами-палицами. Но там же было указывалось, что у них уже были и каменные топоры, которые, впрочем, там не описывались. Как выглядит обычный топор, я, понятно, уже тогда знал. Дед им колол дрова, и я сначала думал, что только такие топоры и бывают. Увидел у других людей топоры совсем другой формы – очень удивился. Но оказалось, что у моего дела был не топор, а колун, а это – большая разница. Потом узнал, что каменные топоры могли быть нескольких видов, причем даже сверлеными (увидел их в музее и очень удивился тому, как это древние люди могли насквозь просверлить камень). Ну, а потом уже в 1961 году мне довелось посмотреть цветной, широкоэкранный кинофильм «Крестоносцы» по роману Генрика Сенкевича, и мне страшно захотелось сделать себе точно такой же топор, как был в том кино.

«Юный рыцарь» 1 января 1966 года. Удивительно, но я словно предчувствовал свою судьбу и то, что мне придется и в доспехах щеголять и… писать о топорах с г-образным лезвием…

Но прошло ещё несколько лет, прежде чем с помощью бабушки мне удалось соорудить себе «рыцарский костюм» со щитом, шлемом и топором понравившейся формы. Ну, а потом по прошествии 50 лет я стал этой темой интересоваться и узнал много интересного.Прежде всего, оказалось, что первые каменные топоры не были сверлеными, на них выбивалась канавка, в которую вставлялась развилина ветки, после чего вся эта конструкция обматывалась полосками кожи, пропитанными рыбьим или копытным клеем. Конечно, это не было абсолютным решением, однако прочность такого крепления для охотничьего, да и боевого топора была вполне достаточной.

А ещё мне очень понравился топор из кинофильма «Александр Невский» (1938). Вот только сделать его точную копию, пусть даже из подручных материалов, стало непосильной задачей
Так называемый «топор с канавкой», ок. 6000–4000 гг. до н. э. Штат Иллинойс. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В эпоху неолита обточенные и шлифованные топоры додумались закреплять ремешками из кожи в просверленном боковом отростке ветки. То есть при ударе ему было во что упереться тупым обухом, а от раскалывания отросток защищала оплетка. Правда, такую вот ветку с отростком под прямым углом и нужной толщины требовалось ещё поискать.Потом топоры научились сверлить. Деревянным сверлом, которое вращали с помощью лука, подсыпая под него мокрый кварцевый песок, трубчатой костью, насаженной на деревянное древко, или даже медной трубкой. Причем то, что это так, можно считать доказанным находками недосверлённых топоров, которые начинали сверлить, а затем почему-то их бросили.Затем топоры начали отливать. Сначала в открытых формах, после чего в них также забивали боковой отросток прочной ветки и заматывали его кожей. Потом додумались их отливать в двухсторонних формах, причем уже сразу с готовым отверстием в обухе для рукоятки.

Сверленый каменный топор раннего бронзового века, 3-е тысячелетие. Анатолия. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Бронзовый двойной топор с Крита, ок. 1400–1050 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Ранние топоры часто делали двойными. Это прибавляло им веса и повышало срок службы до очередной заточки. А точить бронзовые топоры требовалось часто.В Древнем Египте именно топор, наряду с булавой сделался главным оружием всей египетской пехоты и даже царей. Формы они были самой разной, однако металла на них много старались не тратить. Поэтому обуха египетские топоры не имели, а их лезвие было совершенно плоским и вставлялось в пропил рукоятки, после чего, опять-таки, закреплялось на ней ремешками из кожи, пропитанными смолой или копытным клеем.

Двойной топор позднего минойского периода, ок. 1600–1450 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Бронзовый топор, ок. 1635–1458 гг. до н. э. Второй промежуточный период – раннее Новое Царство. Лезвие этого боевого топора является одним из самых ранних образцов такого рода. Его нашли в гробу «надзирателя Хая», предположительно, военного чиновника. Рукоять изготавливалась из ветки дерева, выбранного за его кривизну. Технология изготовления таких топоров позволяла сохранить драгоценное сырье и сократить трудозатраты. Кожаный ремешок, крепивший лезвие к рукояти, от времени распался и был восстановлен уже в музее на основе находок других, лучше сохранившихся экземпляров. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В Греции и Риме топоры как оружие применялись, но весьма незначительно. Правда, именно топоры (назывались фасции), обложенные связкой прутьев, были церемониальным оружием ликторов – почетной стражи важных римских должностных лиц. Применялись они так: сначала приговоренного к казни человека этими прутьями пороли, а затем топором отрубали ему голову. Кстати, именно от слова фасция (связка) и произошло слово фашизм, причем именно фасция и стала в Италии при Муссолини его эмблемой, а три фасции в белом круге – эмблемой итальянских ВВС. Интересно, что зато в Европе Темных веков появилось целое племя, считавшее топор чуть ли не главным оружием. Это были франки, а топор назывался франциска – в их честь. Это было очень своеобразное оружие, которым, разумеется, можно было рубить, вот только франки предпочитали его бросать, наподобие индейского томагавка. Каждому франку полагалось иметь копье ангон с зазубренным наконечником, франциску, меч-спату римского образца щит и шлем. Броня – «бруния» имелась в основном у вождей и представляла собой кожаную куртку, обшитую железной чешуёй. Кстати, металл тогда экономили. Поэтому-то франциска и невелика по размеру.

Ещё один сугубо боевой египетский топор. Среднее царство, XII династия, ок. 1981–1802 гг. до н. э. Средний Египет, Асьют (Ликополь), гробница Анхефа (гробница 9). Метрополитен-музей, Нью-Йорк
И это тоже топор Среднего Царства, причем с фигуркой обезьяны, раскачивающей стебли лотоса с цветами, ок. 1981–1640 гг. до н. э. Явно, что он принадлежал человеку не простому, а с положением! Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Франциска – топор франков – V–VI вв. Лезвие сильно проржавело, но видно, что лезвие изогнуто и имеет эллиптическое отверстие для рукояти. Размеры: общая длина – 160 мм. Вес: 425 г. Королевский арсенал, Лидс

Очень характерной формы были топоры у викингов. На знаменитой вышивке из Байё, о который здесь на ВО мы подробно рассказывали, эти топоры высотой чуть ли не по плечо человека видны в руках у многих воинов. Известно, что ими сражались хускерлы – гвардия короля Гарольда. На вышивке показано, как таким топором на длинной рукоятке разрубают голову коню. Однако пользоваться ими в тесном построении было не очень удобно. Много изображений топоров встречается и в других миниатюрах, как более ранних, так и более поздних, где показано, как в эпоху Средневековья их использовали и в труде, и в бою. Но далеко не во всех из них показана, так сказать, их боевая эффективность. То есть насколько успешно они «взаимодействовали» с рыцарскими доспехами. Вот почему «Библия Моргана» (по месту её хранения), или что более правильно «Библия крестоносца» или «Библия Мациевского», в этом плане источник совершенно уникальный. Видимо, художник, выполнявший её оформление, был не чужд военному делу, потому что очень точно изобразил на своих миниатюрах все те мелочи, которые мог знать только воин. Ведь там показано и как люди снимают кольчуги, и как они их надевают, и что у них под ними, точно изображены латные нашейники, а у коней так даже видны раны на боках от шпор! И вот в ней как раз и демонстрируется, как топорами (как, впрочем, и мечами!) разрубаются шлемы вместе с головой, и наносятся всякие другие страшные раны. Судя по миниатюрам в этой рукописи (равно как и в манускрипте «Манесский кодес»), можно говорить о том, что и топор, и меч разрубали тогдашние шлемы и кольчуги запросто! И опять же – все топоры в «Библии…» имеют характерную форму полулуния.

Франциска с восстановленной рукоятью. Королевский арсенал, Лидс
Топор X–XI вв. Общая длина: 220 мм, ширина режущей кромки: 190 мм. Вес: 495 г. Королевский арсенал, Лидс
«Большие хроники Франции» или «Хроники Сен-Дени». Приблизительно середина XIV в. Британская библиотека, Лондон. Как видите, хотя и прошло два века, форма топора нисколько не изменилась. Только теперь (почему-то?) его также используют для казни. Ну и в кинофильме «Тайны Бургундского двора» тоже показали именно такой топор
А вот так выглядел топор для казни 1743 г. Королевский арсенал, Лидс
Миниатюра из манускрипта «История Святого Грааля», 1300–1350 гг. Национальная библиотека Франции. Как видите, всадники в то время тоже сражались топорами. Но только форма их несколько иная
Миниатюра из «Библии Мациевского», 1240–1250 гг. Библиотека и музей Пирпонта Моргана. Нью-Йорк

Ну а какие боевые топоры применялись уже в Новое время, мы расскажем в следующий раз…

Миниатюра из манускрипта «От основания города», 1400–1410 гг. Национальная библиотека Франции, Париж. Здесь целых пять топоров, включая один самый настоящий бердыш…
Интересно, что удары топором наносились не только лезвием, но и обухом! Миниатюра из манускрипта «От основания города», 1400–1410 гг. Национальная библиотека Франции, Париж


Источник

Просмотров: 143 | Добавил: Dmitrij | Просто топор и ничего больше | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:38:50



work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх