В предыдущей статье
мы говорили с вами о том, что сегодня Россия находится в очень непростой фазе своего развития. За 32 года после распада СССР в России умерло «сверхнормы» почти 16 000 000 человек и не родилось 26 000 000 детей, итого за 32 года Россия потеряла 42 000 000 человек. Сегодня Россия отстает в научно-техническом прогрессе, многие отрасли экономики находятся в упадке, санкции легли тяжким бременем на плечи экономики. Враги изо всех сил стараются уничтожить нашу Родину. Будущее туманно и тревожно.Решения этих и многих других задач займут не одно десятилетие. Поэтому встретить и преодолеть эти вызовы должны быть готовы будущие граждане России – наши дети. Чтобы выстоять, с честью справиться со всеми задачами и обеспечить дальнейшее развитие России, наши дети должны быть мужественными, честными, целеустремленными, образованными, трудолюбивыми, ответственными, справедливыми, оптимистичными и гуманными, быть настоящими патриотами, любящими свою Родину.В прошлой статье мы выяснили, что из любого ребенка можно вырастить кого угодно – можно вырастить фашиста, а можно и коммуниста, можно вырастить людоеда, а можно интеллектуала, можно вырастить жулика или бандита, а можно вырастить блюстителя закона. Можно вырастить кого угодно, направляя ребенка в нужную сторону в процессе формирования личности. Но сделать это можно только один раз. Существует только одна попытка по формированию личности ребенка, только одна попытка, чтобы сформировать его мировоззрение, привить нормы морали и выбрать идеалы.Давайте продолжим.
Кто выбирает идеологию?
Итак, мы выяснили, что формирование личности ребенка, становление его мировоззрения и выбор идеалов происходит в соответствии с идеологией, господствующей в его референтном социуме (в классе или спортивной команде).Самое время облегченно выдохнуть и сказать – да-да, мы помним, еще со времен Древней Греции главная задача педагогов – воспитать хорошего человека!
Поэтому мы, родители, и ожидаем, что именно учитель, педагог, классный руководитель правильно воспитает наших детей и привьет им нужную идеологию. А подтверждение в правильности предлагаемой идеологии и идеалов (целеустремленность, желание быть образованным, трудолюбивым, ответственным, инициативным, сильным, смелым, мужественным, выносливым, оптимистичным и гуманным, настоящим патриотом, любящим свою Родину) дети увидят в качествах характеров, поступках и суждениях окружающих их взрослых, образах героев любимых книг, самых популярных фильмах, в сотнях увлекательных и поучительных историй в Интернете. Они обнаружат почет и уважение, окружающие героев легенд, на которых им предлагают равняться.Ан нет! Во-первых, правительство России под угрозой уголовной ответственности запретило педагогам воспитывать детей.
Вот право наказывать у российских педагогов и отобрали в рамках реформы образования 2007 года – в России запрещено наказывать за поведение и неуспеваемость и в детских садах, и в школах. А с 27 июля 2009 года родители и педагоги в России могут получить срок до трех лет за причинение «…ребенку нравственного страдания» (ст. 156 УК РФ). А ведь, как утверждает Беррес Ф. Скиннер (самый влиятельный психолог XX века, США), смысл наказания в том и заключается, чтобы за не одобряемое поведение заставить воспитуемого страдать, чтобы побудить человека не вести себя данным образом. Беррес Ф. Скиннер считает, что наказание – это наиболее сильный метод контроля поведения.Во-вторых, в существующем штатном расписании образовательных учреждений РФ отсутствуют ставки педагогов, которые должны заниматься не образовательной, а воспитательной деятельностью.
В-третьих, в информационном поле детей (Интернет, кино, клипы, тексты песен) нет тех героев (образца XIX–XX вв.), которых вяло пытаются предложить педагоги в школе. В современных фильмах, клипах и Интернете герои – матерятся, пьют, рефлексируют, не работают, развлекаются, врут, грабят, убивают, транжирят деньги налево и направо, обманывают, частенько ненавидят Россию и презирают государство. В-четвертых, в России идеология запрещена Конституцией – статья 13 запрещает идеологию.
Получается, что статья 13 напрямую запрещает создавать идеологию для граждан исключительно государству (а ведь общие ценности, общее мировоззрение и идеалы как раз должны объединять граждан). Но никакая статья не может запретить людям думать и создавать сотни и тысячи своих мини-идеологий: панки, эмо, готы, рыбаки, либералы, национал-либералы, рокеры, охотники, коммунисты и т. д.Вот самое время спросить: «А кто же тогда создает или утверждает идеологию?» Ответ очевиден – идеологию утверждает (или создает) лидер коллектива (вождь, главарь, лидер партии и т. д.). Теперь осталось понять, кто же занимает роль лидера в подростковой группе.
Лидер в подростковом социуме
Человек – социальное существо. Причем каждый из нас живет одновременно в нескольких социумах – народ, семья, трудовой коллектив, объединение по интересам (друзья-рыбаки например). Пребывая в каждой социальной нише, чтобы не быть изгнанным и чувствовать себя уверенно и безопасно, каждый индивид должен соблюдать правила, принятые в этой социальной среде. Помимо конкретных норм, в любой социальной группе выстраивается иерархия взаимоотношений.
Иерархическое построение людских группировок неизбежно... Всякий раз, когда мы хотим создать порядок в группе, начиная с двух человек (например, пилотов или космонавтов), мы одного назначаем старшим, т. е. всегда берем за основу принцип соподчинения (В. Р. Дольник, доктор биологических наук, профессор РАН).
В человеческих группах с низким уровнем интеллекта устанавливается примитивная иерархия, сходная в какой-то степени с иерархией сообщества животных. Внутригрупповые роли в таком коллективе распределяются известным, раз и навсегда данным образом. В группе с примитивной иерархией есть субъект «альфа» – Главарь (самый агрессивный, не обязательно самый сильный); за ним следует субъект «бета» – Советник (самый умный); все прочие ранжированы на субъектов «гамма» – ведомых и субъектов «омега» – забитых (Омеги становятся жертвами общегрупповой агрессии: пинать их – право и даже долг каждого; забитые не смеют дать сдачи никому: это равносильно самоубийству, так как в расправе над подобным наглецом с воодушевлением примет участие вся группа). (Кандидат медицинских наук А. В. Добрович, Московский Институт психиатрии и клинической психологи).
Дети – примитивные существа (у них еще не развит интеллект), поэтому в детских коллективах устанавливается примитивная иерархия. В социальной группе с примитивной иерархией мерилом социального положения является сила, с помощью которой можно забрать ценности себе или принудить членов группы к действию. Агрессия, насилие, жестокость являются главными инструментами в социальной группе с примитивной иерархией. Лидер группы с примитивной иерархией всегда и немедленно наказывает членов группы за нарушение правил, установленных в группе.
Ученых очень интересовало, что за личности образуют вершину пирамиды в группах с примитивной иерархией. Оказалось, что, помимо агрессивности, способности легко выдерживать чужой прессинг и быстро оправляться от поражения, все остальные качества могут быть у доминанта любыми.
В. Р. Дольник, доктор биологических наук, профессор РАН
В 1994 году Дидье Дезор (Франция, университет Нанси) опубликовал работу, в которой экспериментально доказал, что изъятие альфа-особи из социума приводит всего лишь к тому, что вакантное место немедленно занимает самый агрессивный из оставшихся.Взрослому человеку очень просто занять место лидера в подростковой группе. Во-первых, это в духе традиции – были родители (взрослые), и ребенок их слушал, на их замену пришел другой взрослый.Во-вторых, взрослые более эрудированны, более начитаны и т. д., они знают ответы на вопросы, которые возникают у детей в процессе формирования личности и изучения мира.В-третьих, взрослые, в отличие от детей, обладают большим жизненным опытом, лучше прогнозируют события, поэтому взрослый раньше увидит нарастающий конфликт или проблему, не даст ему развиться, разъяснит, кто прав, а кто неправ. Взрослый легко может наказать любого за провинности, потому что он физически сильнее. Поэтому дети инстинктивно готовы принимать в качестве лидера своей группы именно взрослого. Для того, чтобы взрослому человеку стать лидером подросткового коллектива, педагогу нужно:• все активное время подростков проводить вместе с ними (в СССР раньше, а сейчас во всех школах для элиты в Британии, США и других странах за одной группой подростков закрепляют 1–5 взрослых, которые посменно контролируют жизнедеятельность подростков на протяжении 10–12 часов в сутки или круглосуточно в школах-интернатах); • нужно самому, не дожидаясь вопросов (по Л. С. Выготскому), начать формировать мировоззрение (описывая, кто есть кто, что есть что); объяснять, чему и почему нужно научиться, чтобы занять достойное место в социуме и т. д. Другими словами – вести за собой;• поощрять за достижения и наказывать за нарушения, демонстрирую всей группе справедливость и т. д.Если в детском коллективе педагог откажется от применения наказания по отношению к провинившимся детям, это будет равносильно отказу от роли альфа-особи. Дети будут считать такого педагога «слабым», несправедливым (ведь за нарушение правил в примитивном социуме должно следовать неминуемое наказание) и недостойным. Если педагог публично проиграет единоборство с самым агрессивным ребенком в классе, одноклассники зримо увидят недееспособность предлагаемой концепции педагога, они перестанут ему подчиняться. Если педагог не возьмет на себя функцию альфа-особи, это не означает, что в этой социальной группе не будет альфа-особи. Альфа-особью просто станет самый агрессивный ребенок.
Так вот, для того, чтобы российские подростки попали под влияние лидеров-подростков, должны быть выполнены необходимое и достаточное условия. В нашем случае ими будут: • Необходимое условие – в подростковом коллективе взрослый должен передать место лидера самому агрессивному из детей.• Достаточное условие – для того, чтобы лидер-подросток мог оказывать влияние на остальных подростков, эти подростки должны ежедневно значительное время проводить в обществе этого лидера-подростка.Получается, что для того, чтобы попасть под влияние лидера-подростка, школьники после уроков должны быть ничем не заняты и остаться без контроля со стороны взрослых. С бесконтрольностью взрослых в России все в порядке – родители на работе, а педагогов-воспитателей у нас ликвидировали как класс. Давайте теперь разберемся, какое количество российских подростков чем-либо заняты после уроков. После уроков дети могут заниматься спортом, музыкой, посещать различные клубы и кружки по интересам. Самое главное – чтобы эти занятия носили систематический характер, т. е. занимали время подростков по 3–5 часов ежедневно.
Таким образом получается, что примерно 32 % российских подростков (9 360 000 подростков из 29 500 000) заняты на регулярной основе во внеурочное время. Место профессиональных педагогов-наставников у этих подростков занимают тренер, учитель музыки, организаторы «подростковых клубов» и др. Взрослые наставники, хотя и не имеют профессионального воспитательного образования, естественно, прививают ребятам нормы морали, стимулируют развитие нужных черт характера, формируют мировоззрение, дают жизненные ориентиры и прокладывают «вектор жизненного пути» подросткам так, как видится именно им – спортивным тренерам, учителям музыки и т. д. Ни о каком едином видении в этом случае не идет и речи – каждый наставляет так, как считает нужным. А вот остальные 68 % российских подростков вообще предоставлены сами себе. И этому есть объяснение – у родителей этих подростков нет денег, чтобы оплачивать весьма недешевые занятия спортом, музыкой и т. д. Давайте посмотрим данные публикуемой в Интернете статистики о доходах и расходах российских семей.
Медианная зарплата составила 37 429 руб... По информации, которую приводят экспертные каналы, инфляция в России составила 13,7 % в сентябре 2022 г. Россия заняла 45-е место в мире по показателю годовой инфляции (https://ru.wikipedia.org/ Доходы населения России).
Средний уровень закредитованности (отношение выплат по кредитам к доходам заемщика) россиян в 2022 году снизился с 55,6 процента до 54 (РИА Новости от 13.03.2023).
Среднестатистическая российская семья, которая живет в многоквартирном доме, платит за коммунальные услуги 5 294 рубля в месяц (https://journal.tinkoff.ru/zakroy-vodu-stat/).
В городе на продукты питания уходит в среднем 7 799 рублей на человека – это 31,2 % всех месячных трат. В селе – 6 824 рубля на человека, 36,6 % расходов (https://journal.tinkoff.ru).
Сведем доходы и расходы средней российской семьи (мама, папа и 1,47 ребенка) в таблицу:Остаток свободных средств: 14 940 р.Из этого остатка родителям нужно отложить деньги на отпуск, на одежду, на спорт и развлечения, на покупку бытовой техники, ремонт и т. д., и в том числе на потребности ребенка. М-да, небогато живут российские семьи. Вот что по поводу доходов российских семей сообщает аналитический центр при Правительстве РФ:
Шестая часть всех работников в России не может обеспечить себя и свои семьи, говорится в бюллетене аналитического центра при правительстве «Работающие бедные в России и за рубежом».
По данным Росстата… количество работающих бедных… – около 12,1 млн человек в 2016 г., или 16,8 % трудоспособного населения, рассказывает эксперт управления социальной политики аналитического центра Владимир Трубин.
Основная доля бедных в России – это работающие люди с детьми… рассказывает директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова. Около 60 % всех бедных – это люди в трудоспособном возрасте, из них 90 % работают
(https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/10/31/739932-tochnoe-chislo-bednih-rabotayuschih).
В современной России педагоги лишены возможности воспитывать подростков, ввиду того, что в действующей системе образования нет штатных должностей, которые бы осуществляли контроль за деятельностью подростков во внеурочное время и проводили бы не образовательную, а воспитательную работу в течение всего дня с 6 до 19 лет. Помимо этого, в РФ законодательно запрещено педагогам воспитывать подростков.По этой причине в современной России в примерно 32 % подростковых коллективах роль лидеров занимают спортивные тренеры, учителя по музыке и преподаватели кружков по интересам. Не имея специального образования, в меру своих талантов, эти подвижники воспитывают примерно 32 % российских подростков в рамках свойственной каждому в отдельности тренеру или учителю музыки и т. д. убеждений, прививают подросткам свое мировоззрение, нормы морали, жизненные ценности и ориентиры. Эти 32 % российских подростков получают вектор «жизненного пути», заданный их взрослыми наставниками. Конечно, нужно понимать, что не все спортивные тренеры или учителя музыки, или преподаватели различных кружков являются патриотами и прививают «нужные» ценности.А вот в остальных 68 % подростковых коллективов роль лидеров занимают самые агрессивные в классе подростки. И именно эти лидеры-подростки выбирают идеологию, в духе которой и воспитываются 68 % наши дети.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас