Главная » 2015 » Июнь » 28
09:44

Провал «дипломатии» РФ на Украине, который в Кремле предпочитают не видеть

Провал «дипломатии» РФ на Украине, который в Кремле предпочитают не видеть

То, что внешняя политика России во многих случаях не совместима с реальной действительностью и как следствие с интересами государства, уже давно не удивляет. Продолжает удивлять только то упорство, с которым «ответственные» государственные чиновники, включая самых высших должностных лиц РФ, настойчиво стараются это доказать чуть ли не каждым своим решением или выступлением. Особенно наглядно это проявляется в построении отношений РФ с Украиной, причём иной раз создаётся впечатление, что в Кремле понятия не имеют не только о том, что вообще происходит в соседней стране, но и о том, как с ней строит отношение то государство, которым они сами вроде бы как должны руководить и даже, согласно занимаемым должностям, определять конкретное содержание этих отношений.

2 июня с.г. министр иностранных дел РФ Сергей Лавров дал обширное интервью корреспонденту Bloomberg Television Райану Чилкоту, в котором заявил: «Мы не могли принять и не приняли государственный переворот на Украине, который активно поддержали и приветствовали в США».

Практически аналогично высказался и Президент РФ Владимир Путин 6 июня с.г. в интервью итальянской газете Il Corriere della Sera, также назвав события на Украине «переворотом» и добавил: «Если бы американцы и европейцы сказали тем, кто совершает такие антиконституционные действия: мы вас не будем поддерживать ни при каких обстоятельствах, если вы таким образом будете приходить к власти; идите на выборы и побеждайте (и у них стопроцентный, кстати говоря, был шанс победить, все об этом знают) — ситуация развивалась бы совершенно иначе, совершенно иначе».

Исходя из такой единодушной позиции высшего кремлёвского руководства по категорическому непринятию «государственного переворота на Украине» и упрёков «американцам и европейцам» в его поддержке, поневоле возникает далеко не риторический — поскольку без адекватной оценки ситуации невозможно принятие и адекватного решения по ней — вопрос о том, а знают ли вообще в Кремле, что как раз Россия прямо с первых же дней существования нынешней киевской власти и до настоящего времени оказывает ей весьма многоплановую финансово-экономическую поддержку, несмотря на постоянные декларативные обвинения этой же власти в совершении «антиконституционного переворота и вооруженного захвата власти«?

Ведь именно Россия поддержала нынешнюю киевскую власть, причём сразу же после «переворота», в самые тяжёлые первые дни, недели и месяцы становления, поставив ей газа на безоплатной основе более, чем на $5 миллиардов, без чего нынешняя киевская власть не то что не смогла бы укрепиться, но и вообще не удержалась бы на Украине! Именно Россия в течение апреля-июня 2014 года передала Украине на $1 миллиард ранее базировавшейся в Крыму военной техники, общим количеством более двух тысяч единиц, большая часть которой после соответствующего ремонта была задействована украинской армией в боевых действиях на востоке Украины. А российский «Газпромбанк» летом 2014 года прокредитовал НАК «Нафтогаз Украины» на $1,4 миллиарда, к тому же выдал дополнительный кредит в размере $1,8 миллиарда украинской частной компании для закупки газа для химической отрасли украинской промышленности, по словам Путина, «под низкую цену на газ для того, чтобы поддержать химическую отрасль промышленности» Украины. И это на фоне того, что на тот момент, по словам главы администрации президента РФ Сергея Иванова, Украина по различным кредитным соглашениям и без этого была должна 25 миллиардов долларов ещё четырём российским банкам, из которых три — государственных?!

Да и в предоставлении Международным валютным фондом первого транша финансовой помощи Россия беспрекословно приняла участие, без задержек перечислив Украине 13 марта с.г. положенные ей $13,751 млн. Перечислять конкретные факты оказания реальной финансово-экономической помощи российским руководством нынешней киевской власти за всё время её существования с прошлого года можно до бесконечности, но и уже перечисленного вполне достаточно, чтобы понимать, что российское руководство, на словах обвиняя нынешнюю киевскую власть в организации «антиконституционного переворота и вооруженного захвата власти», на деле поддержало эту власть с первых же дней её становления и продолжает поддерживать до настоящего времени, чему наглядное свидетельство, например, предоставление весьма существенных скидок (до 30% от контрактной цены!) на поставляемый газ в текущем году.

В 1918 году Лев Троцкий в ходе переговоров в Бресте между Советской Россией и государствами Четверного союза выдвинул свой знаменитый лозунг: «Ни мира, ни войны, а армию распустить». А в настоящее время создаётся такое впечатление, что нынешнее российское руководство в отношении Украины решило существенно перещеголять Троцкого по части «конструктивизма и эффективности» наполнения этого лозунга: с одной стороны, от российского руководства следуют постоянные обвинения в адрес нынешней киевской власти в совершении «антиконституционного переворота и вооруженного захвата власти», что даёт ей повод для активной антироссийской пропаганды, запрета трансляции российских каналов на территории Украины, запрета въезда на Украину гражданам РФ по внутренним российским паспортам, обвинений РФ в агрессии, принятии антироссийских законов, односторонней отмены ряда межгосударственных соглашений с РФ о сотрудничестве и даже возбуждения уголовных дел в отношении министров РФ. Однако то же российское руководство одновременно фактически не просто признаёт легитимность нынешней киевской власти, но и оказывает ей значительную финансово-материальную поддержку, чтобы она и дальше могла продолжать проведение активной и последовательной антироссийской политики как внутри страны, так и на международной арене!

С другой стороны, российское руководство не только категорически не признаёт те силы на Украине, которые по причине их пророссийской политической ориентации поверили декларативным заявлениям российских политиков настолько, что не захотели подчиниться устроителям «антиконституционного переворота и вооруженного захвата власти», вследствие чего не признали новую киевскую власть и оказали ей активное сопротивление, вплоть до вооружённого. Более того, российское руководство настойчиво не только заставляет эти пророссийские силы на Украине признать нынешнюю киевскую власть, но и жёстко принуждает принять её как единственно возможную и законную на Украине, отказаться от сопротивления и добровольно перейти к ней в подчинение!

А с третьей стороны, на территории России обретается беглый «легитимный президент Украины» Виктор Янукович, который в 2010 стал президентом Украины при политической и информационной поддержке российской партии «Единая Россия» и лично Владимира Путина и прямо со старта своей деятельности на этом высоком государственном посту, видимо, в знак благодарности за поддержку стал активнейшим образом бороться с российскими интересами на Украине, подавлять в украинском обществе пророссийские настроения, настойчиво интегрироваться в Евросоюз и НАТО, довёл своей безграмотной и непоследовательной внешней и внутренней политикой украинское общество до протестного Майдана, на котором основной движущей силой антиправительственных выступлений стали боевики, подготовленные под «бдительным присмотром» его же Службы безопасности Украины, обострил ситуацию с противостоянием в Киеве до кровопролития и… трусливо сбежал из собственной страны. В Россию. Не сделав при этом за всё время с февраля 2014 года, даже находясь в полной безопасности (!), ни малейшей попытки хоть как-то защитить свою «легитимность» и своих сторонников на Украине, просто подарив власть в стране своим политическим оппонентам, совершившим, по утверждению российского руководства, «антиконституционный переворот и вооруженный захват власти»! Троцкий от такой гибкой зигзагообразной политической последовательности кремлёвского руководства, наверное, тихо обзавидовался на том свете, поскольку до такой «логической последовательности» он бы не додумался.

Версия о перевороте настолько прочно укрепилась в политическом лексиконе, что даже в США конгрессмен-республиканец от Калифорнии, член комитета по иностранным делам палаты представителей Дана Рорабакер в дискуссии с постоянным представителем США в ООН Самантой Пауэр на одном из заседаний комитета недавно охарактеризовал ситуацию, как «насильственное свержение избранного правительства на Украине», а Сергей Лавров в интервью журналистам радиостанций «Спутник», «Эхо Москвы» и «Говорит Москва» 22 апреля с.г. не только привычно заявил о совершении на Украине «антиконституционного» государственного переворота, но даже конкретизировал время его совершения: «И главная причина, кстати, сделаем маленькое отступление — неспособность западных партнеров, которые выступили гарантами соглашениями от 21 февраля прошлого года, неспособность заставить оппозицию тогдашнюю сдержать свое слово, выполнить взятые на себя обязательства. Создать правительство национального единства. Подписанты от Франции, Германии, Польши, министры иностранных дел ни словом не обмолвились, когда наутро после заключения этого документа произошел антиконституционный государственный переворот».

Даже оставив в стороне совершенно логичное в данном случае замечание о том, что «конституционных» государственных переворотов не бывает в принципе, поскольку ни одна конституция в мире не предусматривает такой способ смены власти в качестве законного, снова возникает несколько вполне резонных вопросов, ставящих под сомнение либо знания Лаврова о том, что действительно происходило в те дни на Украине, либо его искренность в попытке «свободной интерпретации» событий на Украине того времени. Для начала необходимо уточнить по времени: если переворот на Украине, по мнению Лаврова, произошёл прямо «наутро» 22 февраля 2014 года, то какие именно события и именно утра 22 февраля 2014 года Лавров считает переворотом и почему в таком случае Виктор Янукович сбежал из Киева ещё до «переворота» — вечером 21 февраля, когда никакого «переворота» ещё не было?

Хронология событий того периода достаточно хорошо известна и её очень несложно воспроизвести, но начинать следует с 22 часов 20 февраля, поскольку именно в это время Верховная Рада Украины под руководством вице-спикера Руслана Кошулинского (ВОО «Свобода»), приняла весьма значимое для всех последующих событий постановление «Об осуждении применения насилия, которое привело к гибели мирных граждан Украины». Этим постановлением кабинету министров, МВД, Министерству обороны, СБУ, другим военизированным формированием было предписано немедленно прекратить применение силы, использование оружия и спецсредств против граждан Украины. МВД было обязано немедленно прекратить блокаду транспортных коммуникаций, улиц в Киеве и других населенных пунктах Украины, а военнослужащих должны были возвратить в места их постоянной дислокации. За постановление проголосовали 236 депутатов (в том числе 35 от пропрезидентской «Партии регионов»!), но для того, чтобы оно вступило в силу, постановление должен был в течение трех дней с момента его принятия подписать спикер ВРУ, первый заместитель ПР Владимир Рыбак.

По сути, именно принятие этого постановления, в случае последующего его исполнения, конечно, означало неизбежный захват протестующими правительственных зданий в Киеве, поскольку его выполнение оставляло Януковича и его правительство совершенно беззащитными перед боевиками Майдана и не понимать этого было невозможно. У Януковича и его команды была возможность если не отказаться вообще от подписания и, соответственно, выполнения постановления, то хотя бы потянуть время в течение отведённых по закону на подписание постановления трёх дней, однако Владимир Рыбак, открывая заседание парламента в пятницу утром, заявил: «Уважаемые депутаты, постановление ВР об осуждении применения насилия, которая привела к гибели людей подписано главой Верховной Рады» и объявил минуту молчания по погибшим накануне. Как результат, уже к обеду милиция и военнослужащие покинули центр Киева.

Тем не менее, в этот же день, 21 февраля в середине дня в абсолютно нормальной рабочей обстановке с обоюдными рукопожатиями всех сторон было подписано «Соглашение об урегулировании кризиса в Украине», в котором первым пунктом значилось: «В течение 48 часов после подписания данного соглашения будет принят, подписан и обнародован специальный закон, который восстановит действие Конституции Украины 2004 года с изменениями, внесенными до этого времени. Подписанты заявляют о намерении создать коалицию и сформировать правительство национального единства в течение 10 дней после этого». Соглашение в качестве сторон подписали Виктор Янукович, лидер партии УДАР Виталий Кличко, лидер ВО «Свобода» Олег Тягнибок, лидер ВО «Батькивщина» Арсений Яценюк, в качестве гарантов: федеральный министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, министр иностранных дел Республики Польша Радослав Сикорский и руководитель департамента континентальной Европы министерства иностранных дел Французской республики Эрик Фурнье. Специальный представитель президента РФ Владимир Лукин, участвовавший в переговорах, соглашение подписывать отказался.

Примерно в 16.40−17.00 того же дня, буквально сразу же после подписания соглашения, ВРУ конституционным количеством голосов в 386 депутатов, что означает голосование, в том числе и абсолютного большинства депутатов фракции пропрезидентской ПР, приняла закон, которым возвращалась в действие редакция Конституции Украины 2004 года. Янукович, у которого в соответствии с условиями соглашения на подписание этого закона было 48 часов, в этот же день вечером, примерно в 22.30, покинул Киев. А в ночь с 21 на 22 февраля боевики Майдана беспрепятственно заняли в Киеве оставленный милицией правительственный квартал.

На следующий день, 22 февраля, в первой половине дня депутат ВРУ от ПР, представитель президента в парламенте Юрий Мирошниченко пояснил ситуацию с подписанием принятых законов: «Дело в том, что в офис президента законы, которые мы проголосовали вчера, должны были поступить сегодня утром. Президент был готов их утром подписать». Примерно в это же время советник Януковича Анна Герман также заявила, что президент подпишет принятые накануне ВРУ законы, объяснив при этом, что именно Янукович инициировал принятие закона о возвращении к Конституции Украины 2004 года, а также инициировал досрочные президентские выборы, процесс создания коалиционного правительства и поэтому не подписать их он просто не может! Т. е., не то что «наутро», но даже в первой половине дня, судя по ситуации в Киеве и свободным высказываниям представителей Януковича в СМИ, никакого «конституционного» или «антиконституционного государственного переворота», тем более «вооружённого», на Украине ещё не было, во всяком случае его не заметило даже ближайшее окружение Януковича. Более того, представители президента были абсолютно уверены в том, что Янукович обязательно подпишет принятый накануне ВРУ закон.

Однако, в этот же день, 22 февраля 2014 года, после обеда в эфире украинского телевидения появилось телеобращение Виктора Януковича из Харькова, в котором он сделал несколько весьма знаковых заявлений, — о том, что его запугивают, но он не собирается уезжать с Украины, назвав при этом оппозицию «бандитами» («Меня все время пугают. Ультиматумы. Я никуда не собираюсь уезжать из страны. Я не собираюсь подавать в отставку. Я законно избранный президент… Я остаюсь на территории Украины, я буду призывать всех международных наблюдателей, всех посредников, которые участвовали в этом политическом конфликте, чтобы они остановили бандитов. Это не оппозиция, это бандиты»), о своей готовности защищать страну («Я буду делать всё, чтобы защитить свою страну от раскола, я буду делать всё чтобы остановить кровопролитие»), о планируемой поездке по стране («я дальше поеду по Юго-Востоку страны, который пока ещё менее опасный или более безопасный, я буду продолжать ездить, встречаться с людьми. Во-первых я хочу найти ответ, что мы будем дальше делать в нашей стране, по какому мы пойдём пути»), впервые назвал события в стране государственным переворотом («Всё, что сегодня происходит, в большей степени, это, конечно, и вандализм, и бандитизм, и государственный переворот. Это моя оценка, я в этом глубоко убеждён») и в категорической форме отказался от подписания закона («Я ничего подписывать не буду с бандитами, которые сегодня терроризируют всю страну и украинский народ. Позорят Украину»), чем опровергнул прозвучавшие с утра заявления своих представителей о готовности подписать закон, принятый в рамках «Соглашения об урегулировании кризиса в Украине», которое он же подписал 21 февраля в Киеве?!

Ответная реакция со стороны оппозиции и соратников Януковича (!) последовала незамедлительно, — в этот же день, 22 февраля, около 17.00 ВРУ 328 голосами, что означает голосование в том числе и абсолютного большинства депутатов фракции пропрезидентской ПР, приняла постановление № 4193 «О самоустранении президента Украины от выполнения конституционных полномочий и назначении внеочередных выборов президента Украины», в котором указала, что «президент Украины Виктор Янукович неконституционным способом самоустранился от осуществления конституционных полномочий и является таким, что не выполняет своих обязанностей», что «грозит управляемости государством, территориальной целостности и суверенитету Украины, массовому нарушению прав и свобод граждан» и назначила «внеочередные выборы президента Украины на 25 мая 2014 года». Указанное постановление вступило «в силу с момента его принятия».

23 февраля, вопреки сделанным накануне публично-телевизионным заверениям, Янукович покинул территорию Украины и впервые выступил только 28 февраля с территории России, заявив при этом: «Никто меня не свергнул, я вынужден был покинуть Украину под непосредственной угрозой своей жизни и жизни своих близких».

Так что же «наутро после заключения этого документа» считать переворотом, к тому же «вооружённым», если в реальности «наутро после заключения этого документа» в Киеве не прозвучало ни одного выстрела, а сам Виктор Янукович даже 28 февраля с территории России заявил: «Никто меня не свергнул»?! В действительности, переворотом или, точнее, формальным отстранением Януковича от власти можно считать только принятие ВРУ постановления № 4193 «О самоустранении президента Украины от выполнения конституционных полномочий и назначении внеочередных выборов президента Украины», которое сложно назвать соответствующим Конституции Украины, тем не менее, оно было принято конституционным большинством депутатов ВРУ, в числе которых за это постановление проголосовало большинство депутатов от пропрезидентской ПР, к тому же вполне законной на тот момент ВРУ. До принятия этого постановления, т. е., до 17.00 22 февраля 2014 года Виктор Янукович и формально, и фактически оставался законным и полномочным президентом Украины и — следует особо обратить внимание — верховным главнокомандующим Вооружённых Сил государства, кроме того, он как президент государства возглавлял Совет национальной безопасности и обороны и ему также напрямую была подчинена СБУ.

Кроме того, кризис на Украине более чем наглядно показал отсутствие на Украине не то что хоть сколько-нибудь влиятельной пророссийской партии, но даже хоть какой-нибудь более-менее заметной пророссийской общественной организации или лидера! Вопрос о том, куда ушли десятки миллионов долларов, потраченные МИДом РФ и Россотрудничеством якобы на десятки организаций так называемых «российских соотечественников» на Украине, в Кремле никто задавать не будет, хотя в российских СМИ о хищениях и прочих злоупотреблениях в МИДе, ведущих к дезорганизации и деморализации организаций так называемых «российских соотечественников» пишут совершенно открыто уже на протяжении нескольких последних лет.

Тем не менее, по мнению чиновников из МИДа РФ, у так называемых «российских соотечественников» на Украине просто, как в известной песне о прекрасной маркизе… «всё хорошо», во всяком случае, только так можно расценить заявление директора департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД РФ Анатолия Макарова агентству ТАСС в июне с.г., накануне Всемирного конгресса русской прессы в Москве: «Последние годы ознаменовались дальнейшим продвижением на пути расширения взаимодействия России с многомиллионным сообществом наших соотечественников по всему миру, переводом его в русло активного партнерства. Зарубежные организации соотечественников наращивают свою активность, поддерживают в целом политику, проводимую исторической Родиной. Неоспоримо, что наша страна и впредь будет надежно защищать права и законные интересы соотечественников, помогать им сохранить в странах своего проживания родной язык, культуру и традиции, неразрывную духовную связь с исторической Родиной. К Всемирному конгрессу мы идем с хорошим зарядом оптимизма».

И Макаров не одинок в своём безудержном «оптимизме» по поводу нынешней радужной судьбы так называемых «российских соотечественников» на Украине. Достаточно, например, зайти на сайт фонда «Русский мир», исполнительным директором которого является депутат Государственной думы Вячеслав Никонов, и полюбоваться перечнем «Русских центров» на Украине, большинство из которых не то что давно не работает — от них по указанным на сайте адресам даже никакого следа не осталось, особенно в Киеве и Ровно, но Никонов и остальные сотрудники фонда, видимо так же, как и Макаров, пребывают в абсолютной и счастливой уверенности в том, что на Украине «всё хорошо» и открытые фондом «Русские центры» в спокойной и деловой обстановке продолжают «популяризировать русский язык и культуру», «развивать межкультурный диалог и укреплять взаимопонимание между народами» в полном соответствии с задекларированными фондом «принципами открытости, публичности и толерантности»?! Пожалуй, даже у страуса в его известной позе больше реальной информации о ситуации вокруг него, чем у российских чиновников о тех вопросах, которыми они ежедневно должны заниматься согласно своим должностным обязанностям.

Что же касается ситуации с «переворотом», то если отбросить политико-пропагандистскую шелуху, то при внимательном рассмотрении событий того времени снова возникает много вопросов, ответы на которые этой шелухой и стараются тщательно прикрыть, чтобы уйти от нелицеприятных ответов. Исходя из хронологии событий, объективной реальности, логики и элементарного здравого смысла, следовало бы ожидать, что после принятия ВРУ 20 февраля 2014 года постановления «Об осуждении применения насилия, которое привело к гибели мирных граждан Украины», спикер ВРУ Рыбак, мотивируя, например, необходимостью юридической экспертизы текста постановления, отложит его подписание, скажем, до понедельника, Янукович, подписав 21 февраля соглашение и принятый ВРУ закон, выедет в Харьков, где на съезде депутатов ПР всех уровней юго-восточных областей и Автономной Республики Крым, на котором зарегистрировалось около трёх с половиной тысяч депутатов, консолидирует своих сторонников и из Харькова потребует от подписантов соглашения выполнения требования раздела 5-го о разоружении («Незаконное оружие должно быть сдано в органы Министерства внутренних дел Украины в течение 24 часов с момента вступления в силу вышеупомянутого специальным законом»), чем поставил бы в крайне затруднительное положение и оппозицию, и гарантов соглашения, к тому же в такой ситуации смена власти была практически невозможна, поскольку подписание закона обеспечивало признание легитимности Януковича до выборов «не позднее декабря», в первую очередь, самой оппозицией.

В реальности Янукович поступил в полном соответствии с упомянутым лозунгом Троцкого («ни мира») — обозвал оппозицию и своих соратников, проголосовавших за предложенный им же, по словам Герман, закон, «бандитами» и отказался его подписывать, чем фактически дезавуировал свою подпись под соглашением от 21 февраля и сделал его с юридической точки зрения необязательным для исполнения и другими сторонами, что было просто неоценимой услугой для оппозиции, поскольку это решение Януковича освобождало её от обязательства разоружить боевиков Майдана, а министров иностранных дел, подписавших соглашение в качестве гарантов, освободило от необходимости требовать его выполнения. «Ни войны», — трусливо сбежал с Украины, не предприняв ровным счётом никаких реальных действий по защите власти. «А армию распустить», — к депутатам харьковского съезда, которые собрались для его поддержки, не пошёл, по областям не поехал, к армии, СБУ и МВД не обратился, чем полностью дезорганизовал и деморализовал своих сторонников. Другими словами, сделал максимум возможного, для облегчения перехода власти к оппозиции с соблюдением видимости законности (решением ВРУ) и даже дал ей для завершения этого процесса почти неделю с 23 по 28 февраля, создав своим отсутствием и молчанием вакуум законности в государстве.

Как нынешнее киевское руководство юридически оформило своё вхождение во власть — это другой вопрос. В салунах американского «дикого» запада ведь недаром вывешивали известное предупреждение «не стреляйте в пианиста — он играет, как умеет». Вот и майданные «политические пианисты» оформили своё вхождение во власть, «как смогли», вполне прагматично при этом руководствуясь не столько «буквой» конституции и законов, сколько «революционными требованиями времени» и майданной толпы, прекрасно понимая, что главный вопрос для них заключался не в соблюдении неких юридических «букв», а в быстроте оформления и международном признании так называемым «цивилизованным миром», законного или не очень, но фактически свершившегося перехода власти от одной стороны к другой.

Акцентируя внимание на грозившей ему опасности во время февральских событий на Украине, Янукович явно её чрезмерно преувеличивает, чтобы оправдать своё позорное трусливое бегство с Украины. В интервью телеканалу «Россия 24» 21 января 2014 года, т. е., ровно за месяц до подписания соглашения, премьер-министр Украины Азаров заявил: «люди практически во всей Украине поддерживают политику правительства и президента», что вполне согласовывалось с данными проведённого в то время соцопроса фонда «Демократические инициативы» и Центра Разумкова о составе участников акций протеста, — жители Западного региона — 26%, Центрального региона — 15%, Юга (5,5%) и Востока (3%).

31 января 2014 года на официальном сайте Министерства обороны Украины появилось обращение военных к президенту Виктору Януковичу как к Верховному главнокомандующему с призывом «в рамках действующего законодательства принять безотлагательные меры по стабилизации ситуации в стране и достижения согласия в обществе», назвав при этом «недопустимыми силовой захват государственных учреждений, препятствование представителям органов государственной власти и местного самоуправления выполнять свои обязанности» и отметив, что «дальнейшая эскалация противостояния угрожает территориальной целостности государства».

1 февраля 2014 года в Харькове состоялось учредительное собрание Всеукраинского общественного союза «Украинский фронт», созданного для предотвращения насильственного изменения на Украине конституционного строя и наведения порядка в стране. В собрании приняло участие 20 делегаций областных организаций «Партии регионов», представители Коммунистической партии Украины, около 50 общественных организаций и объединений общим количеством более 6000 представителей этих организаций. Сразу же после окончания собрания даже начался набор добровольцев в Народную гвардию Украинского фронта. 22 февраля и снова в Харькове по инициативе «Украинского фронта» собрался съезд депутатов всех уровней юго-восточных областей страны, на котором также присутствовали представители Крыма, Севастополя и ряда приграничных областей РФ общим количеством около 3500 человек, на который якобы поехал Янукович, но так его и не посетил, хотя депутаты собрались для его же поддержки.

Безусловно, глупо требовать личного мужества от патологического труса, падающего в глубокий обморок от одного только вида летящего в него обычного куриного яйца, но это никак не то, что не оправдывает, но и не объясняет отсутствие со стороны Януковича даже малейшей попытки хоть как-то защитить или удержать свою власть, в то время когда на его стороне и в его подчинении были армия, СБУ, МВД, пограничники, таможня, местная власть Юго-Востока Украины, полтора миллиона членов «Партии регионов», о которых он сам сказал в своём выступлении 22 февраля, и массовая поддержка общественности Юго-Востока. И откровенно глупо и жалко смотрятся потуги Януковича в интервью ВВС в июне с.г. оправдать своё бегство нежеланием начинать войну: «Было очень тяжелое решение. Было право выбора. Или начинать собирать людей и начинать войну, или выехать из страны. И я выбрал второе».

Увы, но война как раз и началась в результате его трусливого побега, предательства своих сторонников и создания вакуума власти. И, тем более, это никак не объясняет и не оправдывает его почти недельного молчания.

Впрочем, безвольная позиция Януковича и его совершенно нелогичные решения во время Майдана, включая его последующее бегство и длительное молчание после побега, становятся более понятными после откровений одного их депутатов ВРУ от «Партии регионов» Олега Царёва: «Наш глава администрации при Януковиче провел линию «сотки» — это засекреченная связь, закрытая связь, — в посольство Соединенных Штатов, чтобы можно было напрямую звонить». Речь идёт о Сергее Лёвочкине, главе администрации президента Украины с февраля 2010 года, том самом, чьё имя связывали с организацией разгона Майдана 30 ноября 2013 года, который резко активизировал затухавшие протесты, но даже после этого Янукович не решился уволить Лёвочкина, несмотря на поданное им заявление об отставке. В настоящее время Лёвочкин — депутат ВРУ, заместитель председателя парламентской фракции «Оппозиционного блока», с которым помощник госсекретаря США Виктория Нуланд сочла необходимым персонально встретиться и обсудить ситуацию в стране во время своего визита на Украину в мае с.г. А представитель Януковича в парламенте Юрий Мирошниченко, видимо, по «странной случайности», в настоящее время является председателем национального комитета «Партии развития Украины», одним из организаторов которой является Лёвочкин.

Исходя из этого можно достаточно уверенно говорить, что США разыграли на Украине абсолютно беспроигрышную комбинацию по смене власти, поскольку управляли ситуацией с обеих сторон, — со стороны оппозиции напрямую через её лидеров, а со стороны правительства — через главу АП Януковича. Подстава Януковича как якобы «пророссийского» кандидата в президенты тоже была разыграна классически, через экс-президента Леонида Кучму, о чём рассказал Владимир Путин 29 августа 2014 года участникам 10-го Всероссийского молодёжного форума «Селигер-2014»: «Мы ко всем ровно относимся, но сотрудничаем с действующей властью. Вот так было и во время президентства Кучмы. И когда его президентство заканчивалось, я у него прямо спросил: «Леонид Данилович, кого Россия должна поддержать на следующих президентских выборах?» Он мне сказал: «Януковича». У меня возникли сомнения — окончательно ли определился Кучма в кандидатуре Януковича, и я его спросил об этом как бы на завершающем этапе подготовки к выборной президентской кампании. Он мне ответил: «Всё, вопрос решен, принято решение, будем поддерживать и выдвигать Януковича. И я прошу Вас и Россию его поддержать информационными ресурсами, политически поддержать». Мы так и сделали».

Причём ещё в 2005 году, даже после двух известных поздравлений Путина с победой на выборах, когда Янукович так и не стал президентом Украины, 26 мая этого же года в рамках VIII съезда «Единой России» состоялось подписание договора о межпартийном сотрудничестве между «Партией регионов» Украины и Всероссийской политической партией «Единая Россия». От имени «Партии регионов» договор подписал ее лидер в то время Виктор Янукович, от «Единой России» — член президиума генерального совета партии Константин Косачев, в настоящее время — председатель комитета Совета Федерации по международным делам, который сказал: «Мы несем сейчас миссию возобновления стратегических отношений между Украиной и Россией, которые очутились в заложниках политической конъюнктуры», а Янукович добавил, что укрепление стратегического партнерства между Украиной и Россией будет одной из основных задач Партии регионов в сфере внешней политики.

В результате после прихода к власти в 2010 году, именно «пророссийский» президент Янукович и его ПР на законодательном уровне сделали русских на Украине национальным меньшинством, отменив при этом обязательное изучение русского языка в украинских школах, активизировали героизацию фашистских пособников на государственном уровне, блокировали проведение референдумов о вступлении в Таможенный союз и придании русскому языку статуса государственного наравне с украинским, начали активно бороться с «российскими интересами» на Украине и устремились к ассоциации с Евросоюзом, в течение 2012−2013 гг. жёстко подавляя малейшее общественно-политическое противодействие на этом пути. И надо полагать, всё это Янукович и ПР сделали в рамках подписанного договора о межпартийном сотрудничестве и в целях «укрепления стратегического партнерства между Украиной и Россией», тем более, что этот договор не расторгнут до настоящего времени?!

Результат событий очевиден и даже зафиксирован Путиным в уже упоминавшемся интервью итальянскому изданию «Il Corriere della Sera»: «Наши партнёры и в Европе, и в Соединённых Штатах должны оказать соответствующее влияние на киевские власти сегодня. У нас нет на них такого влияния, какое есть в США и в Европе, чтобы киевские власти выполняли всё, о чём договорились в Минске». И действительно, в настоящее время США снова руководят на Украине и властью, и оппозицией, и даже не считают необходимым это скрывать, что и показала встреча Нуланд с Лёвочкиным.

Стоить напомнить, что в ноябре 2003 года, когда США посредством подготовленного ими переворота под названием «революция роз» меняли в Грузии свою старую марионетку — Эдуарда Шеварднадзе — на более молодую и перспективную — Михаила Саакашвили, то разруливать зашедшее в тупик противостояние сторон, грозившее перерасти в вооружённые столкновения, возникшее в результате нежелания Шеварднадзе уйти «добровольно», прилетел в Тбилиси министр иностранных дел РФ Игорь Иванов. Т. е. в тот период авторитет России в Грузии был настолько высок и очевиден, что абсолютно все стороны конфликта, как в Грузии, так и за рубежом, включая инспиратора конфликта США, не только воспринимали это как должное, но даже не видели других вариантов разрешения возникшего конфликта! Более того, на инаугурации президента Саакашвили в январе 2004 года Иванов присутствовал в качестве почётного гостя!

Случайно или нет, но всё поменялось с назначением 9 марта 2004 года на пост министра иностранных дел Сергея Лаврова. Уже осенью 2004 года смена президентов на Украине происходила на фоне ярко выраженной антироссийской риторики и посредством несуществующего в Конституции Украины третьего (!?) тура президентских выборов в 2005 году. К 2008 году с новым руководством Грузии, которое в 2003—2004 годах публично благодарило Россию за поддержку и оказанное содействие в бескровной смене власти на всех своих митингах, отношения ухудшились настолько, что переросли в вооружённые столкновения, при этом Украина была полностью на стороне Грузии. А очередной антироссийский Майдан 2013 года привёл к полномасштабной войне 2014 года на Юго-Востоке Украины под лозунгами борьбы с российской агрессией, даже несмотря на то, что, по заявлению Президента Украины Петра Порошенко, в украинской армии против «российского агрессора» воюет 62% русскоязычных?! Т. е. если ещё чуть более десяти лет назад разрешение конфликтов на постсоветском пространстве было неоспоримым правом России, то в настоящее время её руководство публично признаёт, что не имеет влияния даже на Украину?!

Абсурдность данной ситуации более чем очевидная, тем не менее, 16 апреля во время «Прямой линии с Владимиром Путиным» на вопрос о том, «в чём причина провала российской политики на Украине, учитывая, во‑первых, что у России была такая фора в исторической родственной связи с Украиной, во‑вторых, Россия инвестировала в эту страну около 32−33 миллиардов долларов», Путин уверенно ответил: «Вы знаете, это не наш провал, это провал внутренней политики самой Украины». Т. е. то, что Украина из дружественного государства за десять последних лет превратилась в исключительно враждебное, не только готовое воевать с Россией, но и устраивать на её территории диверсии, о чём свидетельствую выступления украинских официальных лиц, а сам Путин вынужден признавать, что Россия не имеет влияния на Украину, — «это провал внутренней политики самой Украины»?! А то, что в настоящее время на Украине дети прямо с детского садика, не говоря о школе, воспитываются в ненависти к России как к агрессору и виновнице всех украинских бед, — это тоже «провал внутренней политики самой Украины» или Путин и его команда об этом не знают?! И то, что в настоящее время десятки тысяч военнослужащих украинской армии, прошедшие «обкатку» в боевых действиях на Востоке Украины, готовы воевать против России, — это тоже «провал внутренней политики самой Украины»?!

И не стоит преуменьшать опасность такой угрозы. В 2011 году экс-депутат ВРУ от ВО «Свобода», а ныне советник главы СБУ Юрий Михальчишин заявил: «Наша бандеровская армия перейдет Днепр, придет в Донецк и выкинет синежопую банду из Украины», после чего стал посмешищем для всего Донбасса и не только, а какая ситуация сейчас? — на Донбассе война, сотни убитых, тысячи покалеченных, более миллиона беженцев и «легитимный президент» Украины в Ростове. У России под боком, и это неоспоримый факт, появилось враждебное государство, которое решением своего парламента признало Россию страной-агрессором, безапелляционно указав, что «Российская Федерация первой применила вооруженную силу против территориальной неприкосновенности и политической независимости Украины и противоправно использует, начиная с 27 февраля 2014 и до сих пор регулярные и иррегулярные вооруженные формирования для аннексии Автономной Республики Крым и военной оккупации других частей территории Украины в пределах Донецкой и Луганской областей».

Безусловно, и над этим утверждением можно посмеяться, ввиду отсутствия реальных доказательств присутствия российской армии на территории Украины и массы свидетельств очевидцев и даже высокопоставленных украинских должностных лиц о том, что на Украине российской армии нет, но приходится признать, что основная пропагандистская цель многочисленных утверждений о российской агрессии достигнута, — в возможности полномасштабных боевых действий между украинской и российской армиями уже никто не сомневается, хотя ещё два года назад это казалось абсолютно нереальным! При этом более 6 миллионов граждан Украины в России работают, а ещё десятки миллионов, являясь гражданами России, имеют родственников на Украине, с которыми поддерживают тесные связи, и далеко не все они разделяют точку зрения Путина на то, что война на Украине — «это провал внутренней политики самой Украины» со всеми вытекающими возможными последствиями для России.

Задача дипломатии в сфере формирования государственной внешней политики и отношений с другими государствами заключается в том, чтобы четко определить и сформулировать свои внешнеполитические действия, предусмотреть действия своих внешнеполитических союзников и противников и добиваться того, чтобы поддерживать с максимально возможным количеством государств, особенно из числа сопредельных, если не дружеские, то хотя бы не враждебные отношения. Превращение в откровенно враждебное государство, на территории которого проживает 17,3% русских по национальности, часть из которых уже готова воевать с Россией как агрессором, — это просто оглушительный провал российской «дипломатии», который Кремль предпочитает «не замечать».

Федор Яковлев

ИА REGNUM



Просмотров: 1213 | Добавил: wpristav | Провал «дипломатии» РФ на Украине, который в Кремле предпочитают не видеть | Рейтинг: 1.0/1

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка



00:04:08


Комментарии

Популярное

«  Июнь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Новости партнёров


work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх