Искусственный интеллект, рои дронов, новые системы обнаружения, сверхмощные и компактные генераторы импульсов, корабли без экипажа – каким будет завтрашний день военно-морских сил любой страны?
Опасные берега
Этим вопросом задаются, возможно, во всех развитых странах мира и не только разработчики оружия и военные эксперты. Интересное мнение выразил Эндрю Дэвис из любимого нами «The National Interest».
Дэвис полагает, что в свете развития современных средств борьбы с кораблями, последним скоро будет все сложнее подходить к береговой линии любого развитого государства без угрозы получения урона.
Логично. Два-три десятка гиперзвуковых ракет, выпущенные с береговых установок, будут стоит неизмеримо меньше, чем, скажем, авианосец, который они поразят. Да, современные средства флотского ПВО могут отразить удар либо уменьшить его урон. А могут и не отразить.
Источник: Минобороны России, mil.ru
В любом случае, береговая линия отодвигается от того места, где море встречается с сушей (для кораблей), до того места, куда долетят противокорабельные ракеты берегового базирования.
И за этой гипотетической линией дорогостоящим кораблям с многочисленными экипажами просто нечего делать.
А кораблям без экипажа? А кораблям, у которых есть возможность скрытно подходить к берегам?
Хорошие вопросы.
Во втором случае, понятно, речь идет о подводных лодках, а не о «стелс»-фрегатах или эсминцах.
А вполне может получиться и так, что рои беспилотных аппаратов (необязательно летающих), управляемые искусственным интеллектом, поддерживаемые спутниками на орбите, оснащенные новыми системами обнаружения и обработки сигналов, смогут окончательно и бесповоротно отправить в прошлое саму идею маскировки и скрытного перемещения корабельных группировок и отдельных кораблей.
И чего тогда будут стоить, скажем, десантные корабли, которые не смогут подойти к месту высадки, или патрульные корветы, не имеющие возможности преследовать подводную лодку?
Получается, что лучший способ нивелировать эту проблему – это построить как можно больше управляемых на расстоянии недорогих боевых платформ, потеря которых не скажется ни на бюджете, ни на людском потенциале.
Это, правда, совершенно не решает вопросов проведения десантных операций, так или иначе связанных с подходом к береговой линии.
С подводными лодками дело может обстоять тоже довольно своеобразно.
Сеть из беспилотных аппаратов слежения, развернутая в определенном районе и подключенная через спутники к системе искусственного интеллекта, вооружена, например, квантовой системой обнаружения.
Квантовый магнитометризм
Собственно, работы над квантовыми радарами воздушного базирования уже ведутся рядом стран. Квантовая магнитометрия – тоже вполне реальная вещь. Немецкая компания Fraunhofer-Gesellschaft уже год ведет работы по созданию именно магнитометра на квантовом приводе (разработки общества «Фрайбургские институты Фраунгофера»).
Вообще, у немцев была несколько иная задача, чем обнаружение подводных лодок, но и атомная бомба появилась несколько раньше атомной электростанции.
Вопрос в том, что любой подводной лодке будет очень проблематично уйти от внимания такой сети обнаружения, оснащенной квантовыми магнитометрами, способными уловить даже небольшие магнитные поля. А коль речь идет о современном подводном крейсере…
Вопрос только в решении проблемы энергоснабжения и размеров магнитометра.
И здесь на выручку могут прийти разработки такой сугубо мирной организации, как Deep-ocean Assessment and Reporting of Tsunamis (Служба предупреждения о цунами), входящей в National Oceanic and Atmospheric Administration (NOAA). Мировой океан и так усеян датчиками этой организации. А спутники NOAA неусыпно принимают их сигналы, обрабатывая поступающую информацию в целях предупреждения о цунами, тайфунах, ураганах и прочих природных катаклизмах.
То есть уже имеется с чего начать. Какая разница, что отслеживать – зарождающуюся волну или атомный ракетоносец под ней?
Магнитометру все равно. Субмарину обнаружить проще. Так что эксперты (например, Роджер Брэдбери из австралийского национального университета) считают, что «прозрачный океан» - это реальность. И к концепции построения флота необходимо подходить иначе, чем раньше.
Но это не значит, что подводные лодки полностью или частично сойдут со сцены. Наоборот, скорее надводные корабли, перемещение которых невозможно будет скрыть, уйдут в историю, как ушли линкоры. За ненадобностью.
Понятно, что не все. Все-таки определенная часть кораблей поддержки и ударных кораблей сохранится. Но подводные лодки не просто останутся, а их роль будет еще более значимой. Времена, когда беспилотные аппараты с магнитометрами заполонят океаны, наступят еще не скоро. А потому есть смысл, считает Брэдбери, уделить внимание именно развитию подводных лодок. Подводная лодка, которая сможет противостоять новым средствам слежения – это очень сильный ход в тактике и стратегии будущего.
Сетецентрические баталии
Соответственно, на первое место среди надводных кораблей выходит корвет. Не авианосец, не крейсер, не эсминец. Небольшой дешевый корвет, способный выследить и уничтожить подводную лодку совместно с беспилотными аппаратами.
То есть, у нас получается картина следующего плана: корвет, который при помощи различных дронов, корректируя свои действия через спутники с другими аппаратами слежения и обнаружения, будет выслеживать подводные лодки противника.
А что подводные лодки? Просто будут прятаться на глубине?
У каждой подводной лодки есть торпедные аппараты, через которые лодка тоже может выпустить свои беспилотные аппараты, которые, поднявшись ближе к поверхности воды, будут ставить помехи аппаратам противника, работать как приманки, генерируя акустические или магнитные сигнатуры, или осуществлять коммуникацию со своими спутниками для определения того, где находятся корабли противника.
То есть все то, что сегодня мы называем сетецентрическими войнами. Но с упором на то, что основой на море станет противолодочная война и удары, наносимые подводными лодками.
Безэкипажники
И тут буквально один шаг до флотов, состоящих из беспилотных кораблей. От дрона-катера до «Посейдона». Действительно, а почему бы не построить флот из безэкипажных кораблей? А на то место в корабле, которое занимает система жизнеобеспечения экипажа, будут установлены «мозги» и дополнительный запас топлива, увеличивающий автономность.
И авианосцы в таком случае могут быть использованы не только как носители ударных самолетов, но и как платформы для доставки таких аппаратов, управляя ими через спутники с безопасного расстояния от того самого берега, к которому нет смысла подходить.
Все то же самое верно и для подводных лодок. Все начинается с носителя подводных аппаратов, как российская К-329 «Белгород». А чем закончится – сказать очень сложно.
Но по факту, в ближайшие несколько десятилетий, мы сможем очевидно стать свидетелями непростой битвы конструкторов за увеличение рабочей глубины для подводных лодок, насыщения их беспилотными аппаратами самого разного назначения и, вполне естественно – появления и развертывания на поверхности воды новых средств слежения за подводными лодками.
Здесь можно согласиться с Дэвисом и Брэдбери в том, что следующий виток эволюции – это создание новых (и не менее смертоносных) кораблей и аппаратов, суть которых сводится только к одному – контролю за территориями и возможным воздействием на противника. Ничего нового.
Гиперпрозрачность
Однако идея «прозрачного океана» - это весьма интересно. Но здесь уже дело за разработчиками магнитометров (квантовых и обычных) и прочей аппаратуры будущего. Она будет способна обеспечить обнаружение кораблей и подводных лодок на самых невообразимых дистанциях и глубинах.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!