Но всё течёт, все меняется, и крах Страны Советов и её флота стал стартом для ВМФ КНР. Новейшие дизельные субмарины, эсминцы проекта 956, авианосец «Варяг», палубные самолеты Су-33, системы связи, обнаружения и вооружений пошли на экспорт широкой рекой, и китайцы, не страдая желанием избавиться от наследия проклятого прошлого в виде высокотехнологических вооружений и уникальной конструкторской школы, зачерпнули из этой реки сколько могли. И сейчас довольно интересно сравнить ВМФ Китая и РФ. Сравнивать отдельно Тихоокеанский флот, низведённый до флотилии по количеству и исправности кораблей, пожалуй что и не стоит.
И начнём мы с авианосцев, которых у нас ровно одна штука, причём штука довольно неудачная и находящаяся в ремонте. У китайцев ситуация схожая – оба их авианосца это братья нашего «Кузнецова», вся разница в том, что «Ляолин» (экс-Варяг, не везёт нашему флоту с этим именем) брат-близнец, а «Шаньдун» тоже брат, но слегка улучшенный. Самолеты их, J-15 тоже клоны, но непонятного качества, в руках китайцев был только прототип Су-33 с Николаева. Китайцы строят ещё, всего по планам они предполагают постройку шести кораблей, причём с третьего – оснащённые электромагнитными катапультами, но как оно будет на практике, никто не знает. Не исключено, что все остальные тоже будут улучшенными копиями проекта 1143.5. Пока же КНР планирует их использовать совместно с базовой авиацией, что как бы намекает на отсутствие и вовсе глобальных планов. Как бы там ни было, против одного «Кузи» – два в строю, два в постройке. На всю Европу, кстати, полноценных авианосцев три.
Есть у китайцев и свой ракетный подводный крейсер, окружённый завесой тайны. РПКСН проекта 094 «Цзинь» вооружены твердотопливными баллистическими ракетами в количестве 12-16 штук, в зависимости от модификации, их на вооружении – шесть штук. Корабли спорные, особенно первой серии, но, имея дальность применения оружия до 8000 км, могут вполне комфортно действовать недалеко от побережья страны, прикрытые надводным флотом и береговой авиацией. Помимо них идёт строительство РПКСН проекта 096 «Тэнг» с 24 МБР нового типа на вооружении. Данных толком нет, секретность в ВМФ НОАК на уровне лучших советских времён. В любом случае – с оружием Судного дня у РФ получше, пока получше, в случае постройки шести новых РПКСН при сохранении действующих, КНР, не связанная договорами о ограничении стратегических вооружений, получит морской компонент СЯС, сопоставимый с РФ и США. И дело это, с учётом скорости китайских корабелов, максимум десяти лет.
Сложнее с многоцелевыми АПЛ – подводные лодки проекта 093 «Шань», спроектированные с помощью инженеров «Рубина» и несущие крылатые ракеты, есть, неясно сколько это есть в штуках, по планам десять, достоверно известно о шести. Кроме того, проектируется или строится проект 095, опять же в неизвестном количестве и с непонятными характеристиками. Можно осторожно предположить, что в итоге китайцы рассчитывают иметь в строю 20-30 многоцелевых лодок. Просто для справки – США планируют 32 «Вирджинии», Россия – восемь «Ясеней». По качеству, конечно, китайцы будут уступать, особенно в вопросах шумности и вооружения, но сам факт постройки атомного подводного флота, равного США и превосходящего в скором времени российский, говорит о многом. А качество КНР улучшит, школа кораблестроения дело времени.
С дизельными лодками КНР тоже не отстаёт. Помимо 12 русских ДЭПЛ проектов 877 (две штуки) и 636 (10 штук), имеются свои ДЭПЛ пр. 039 «Сун» в количестве 13 штук и уже НАПЛ проекта 041 в количестве 20 штук. На выходе же имеем 45 дизельных субмарин, из них 20 оснащены воздухонезависимыми установками, с чем у нас полный ноль. На ТОФ планируется шесть дизельных субмарин 636 проекта. С учётом разработки китайцами реплики Калибра и ПКР для субмарин – сила грозная и способная в ближней морской зоне уничтожить любого агрессора, или нанести удары КР по типу наших действий в Сирии.
Десантные силы Китая не большие, они просто огромные. Так, запланировано восемь УДК водоизмещением до 40 тысяч тонн, из них два уже в строю. Самолетов они не несут, советские СВВП Як-38 вряд ли заинтересовали китайцев, а доступа к Хариерам они не получили, не считая купленного у коллекционера экземпляра. Работы там ведутся, но на каком этапе и как успешно... Китай хранит свои тайны. Но вертолеты, в том числе вооруженные легкими ПКР и БПЛА, имеют место быть. Пока у нас в 2027 году ПЛАНИРУЮТ (а планы и реальность вещи несколько разные в нашем-то отечестве) сдать два УДК, китайцы сдали пару уже, остальные на подходе. А УДК и есть та самая проекция силы, на которую КНР способна уже, мы – нет. А есть у китайцев ещё УДК поменьше, проект 071, в количестве восьми штук. Четыре вертолета, два ДКА на воздушной подушке и 800 морпехов. Восемь уже в строю. Это дополняется 30 ТДК и 11 СДК. Сравнивать десантный флот Китая можно... с ВМФ США, России такой уровень в обозримом будущем не светит.
Крейсеров у Китая официально нет, но эсминцы проекта 055 водоизмещением 13 000 тонн и 112 ячейками УВП – что угодно, но явно не эсминцы. Восемь штук, между прочим. К ним надо добавить 25 эсминцев (17+8) 052Д по 7500 тонн и 64 ячейки УВП и 15 более старых эсминцев, включая четыре наших 956, которые у китайцев почему-то оказались вполне пригодными к эксплуатации и модернизации. В итоге имеем – 8 крейсеров УРО и 40 эсминцев. Конечно, ЗРК это реплики С-300 и французского Кроталя, конечно, ПКР неидеальны, но у них с каждым разом выходит всё лучше и лучше… опережают наш флот уже на порядок.
В чём Китай особо силён, так в легких силах, с учётом того, что ВМФ НОАК возник и развивался как флот прибрежный. 32 фрегата проекта 054, несущих по 40 ракет (8 ПКР 32 ЗУР), 6 старых фрегатов и 72 корвета проекта 056. В отличие от нас, грешных, китайцы сделали дешёвый и сердитый корабль в 1300 тонн водоизмещения, модульной конструкции и заточенный под противолодочную оборону. Вышло хорошо, много, доступно и эффективно. Глядя же на наши мучения с концептом корвета и постройкой кораблей, которые всё-таки скорее легкие фрегаты, не закрывая нишу именно корвета, можно разве что нецензурно выразиться.
И вишенка на торте ВМФ НОАК – корабли океанского обеспечения проекта 901, пока две штуки, ещё два, кажется мне, активно строят, по количеству авианосцев. Их дополняют 8 кораблей комплексного снабжения и три корабля разведки. А ещё два госпитальных судна, десять транспортов вооружения, 5 океанских и 8 морских буксиров, четыре ледокола-корабля разведки.
Работают китайцы и по стратегическим БПЛА, как разведчикам, так и ударным. В целом с авиацией там спорно – так, китайцы до сих пор держат в строю модернизированные Ту-16, обозванные ими Xian H-6. Но при этом есть свои самолеты ДРЛО, включая проработку палубного и свой флот топливозаправщиков. Дело времени, страна, создавшая атомный подводный и авианосный флоты, справится.
Неплохо у Китая и с базированием – 12 баз в разных районах Индийского океана. В Тихом по понятным причинам пока интересы КНР сильно далеко не распространяются, но это поправимо при наличии денег, политической воли и кораблей. На Тихом и Индийском океанах КНР уже способна бодаться с ВМФ США, о России не говорю, мы от ВМС НОАК отстали безнадёжно. Парадокс в том, что отдельные системы вооружений у нас лучше, школа сильнее, а кораблей мало. Так что 21 век пройдёт под знаком военно-морского противостояния Китая и США, а мы в этой драке (дай Бог холодной) можем разве что примкнуть к одной из сторон. Обиднее всего то, что флот китайский вырос из флота советского, того самого, который мы радостно распилили, ибо неэффективно и ни к чему.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!