«К концу года мы не будем более осуществлять боевую миссию в Ираке», — заявил Байден в Овальном кабинете.
При этом военных советников в Ираке пока оставят.
«США намерены продолжать оказывать поддержку иракским силам безопасности, в том числе ополчению пешмерга для укрепления их потенциала в борьбе с будущими угрозами», — говорится в заявлении Госдепартамента.
Ранее иракские власти сообщили, что вывод американских войск осуществляется в том числе и по их желанию. Премьер аль-Кадими заявил, что иракские войска более не нуждаются в боевом содействии со стороны американской армии на территории страны, что он и обсудил с представителями администрации Белого дома.
Заявления г-на аль-Кадими особенно прекрасны в связи с событиями в Афганистане. Который хоть и не граничит с Ираком, но не сказать, чтоб был слишком далеко. Впрочем, о том, что такое хорошая мина при плохой игре, и о том, как сохранить лицо, на Востоке знают куда лучше, чем у нас. Так что здесь вряд ли стоит чему-либо удивляться.
Американцев в Ираке оставалось не так уж и много (от трёх до пяти тысяч штыков), но они выполняли некую стабилизирующую функцию. Но, судя по всему, взятый Вашингтоном курс на наведение в регионе управляемого хаоса избрал Ирак новым пунктом назначения. Так что же случится после вывода войск?
Разумеется, вероятность того, что иракские «силы безопасности» (которые даже армией называть как-то не решаются) смогут самостоятельно держать всё под контролем, сбрасывать со счетов также нельзя. Насколько на самом деле велика эта вероятность — сказать сложно. В конце концов, даже афганские правительственные силы ухитряются как-то огрызаться против талибов.
Но давайте посмотрим, что из себя представляет Ирак в принципе. И это сможет дать некоторое представление о его перспективах.
С самого начала это было крайне неоднородное государство, как этнически, так и религиозно. На севере курды, которые всегда жаждали независимости и сейчас живут фактически самостоятельно от Багдада, сохраняя лишь формальные связи и не объявляя об отделении только под международным давлением. Они ненавидят Ирак, они не забыли операцию «Анфаль» (в ходе которой десятки тысяч их были убиты химическим оружием), они вообще ничего не забыли и сделают оргвыводы, как только смогут.
На юге шииты. Которых большинство, у которых полезные ископаемые и которым по пути скорее с Ираном, чем с Ираком, в котором они оказались по неразумению тех, кто нарезал карту региона 100 лет назад. Они не забыли, как десятилетиями жили под гнётом суннитского меньшинства, не забыли террор, не забыли ничего. И тоже в любой момент поступят по-своему.
В центре сунниты. Меньшинство, которое много лет диктаторски правило страной, с приходом американцев рухнуло на дно и люто обозлилось. Именно из их радикального крыла и возникли главные игроки нынешнего расклада — ИГИЛ*. Которые побеждены, но не добиты и продолжают действовать. Сколько им понадобится времени, чтобы поднять голову после ухода американцев? Трудно сказать. Но не думаю, что очень много.
А зачем же самим американцам нужно подталкивать Ирак к превращению в истекающую кровью язву? А вы на карту посмотрите. И сразу всё поймёте. Прямо между Ираком и Афганистаном находится Иран. К которому у американцев давний и стабильный интерес совершенно определённого свойства. И у которого внутри всё совсем не так благополучно, как может показаться. Если Ирак полыхнёт — Иран окажется в клещах. Тем более, что ИГИЛ* для персидских шиитов — это смертный враг.
Вот такие дела. Могу лишь заметить, что и от нас Ирак не настолько далеко, как того хотелось бы. Так сколько ж ещё наша страна будет играть столь пассивную роль в регионе?
*Террористическая организация, запрещённая в России
Павел Кухмиров
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!