Жизнь человека — это стремление к некоторой цели. Для одного цель – это найти сотню/полтинник на опохмел, и она возникает каждое утро, а другой ставит перед собой более глобальные и интересные цели-задачи. В 90% случаев они индивидуальны и касаются только его или членов его семьи.
Но 10% целей (где больше, где меньше) обычно выходят за рамки личного. Люди, их ставящие, понимают, что у группы людей с общим менталитетом и цели в чем-то схожи. Более того, создавая некую общую для многих цель, становится много проще решать частные цели каждого из группы. Так родилось общество и, по сути, цивилизация. Создавались некие группы людей, объединявшиеся для достижения общих целей, в которые они вплетали и свои личные.
Одни группы объединяло желание обогатиться, другие – обеспечить своему роду-племени жизненное пространство, чтобы тем самым поставить свое потомство в лучшие условия по отношению к соседям. Так возникло деление людей на группы по интересам.
И всегда соблюдалось некое правило. Как только группа становилась очень большой, она распадалась на подгруппы, начинавшие бороться друг с другом.
Природа процесса проста и понятна. Чем больше группа и чем разнообразнее условия ее обитания, тем меньше общего становится у ее членов. И однажды наступает критическая точка, которая ломает группу на куски. Причем этот процесс шел всегда одинаково. И не важно, что ранее единая община начинала находить между собой отличного: территорию, религию, язык. Результат всегда был одним.
Принцип закрытых групп
Сначала люди делились по родоплеменному признаку. Племя благодаря набору благоприятных факторов росло и становилось сильнее. Оно занимало новые территории и выдавливало с них конкурентов.
Все эти группы всегда имели общим то, что инкорпорация внутрь инородцев, практически исключалась. Любая подобная группа росла за счет внутренних ресурсов. Причина проста. Принцип свой-чужой в них определялся по праву рождения и по тому стереотипу поведения, который был присущ именно этой группе людей. И чтобы влиться в эту группу, надо было полностью поменять свое мышление.
Когда территория становилась слишком большой, а связи между частями племени нарушались, образовывался союз племен. Племя распадалось на несколько. Распадалось потому, что начали возникать противоречия. Пока противоречия не были принципиальными и были меньше объединяющего начала, союз проводил общую политическую линию и продолжал по возможности свою экспансию. Но рано или поздно противоречия начинали преобладать.
Экспансия в те времена не подразумевала объединения разных племен с разными ментальностями ради неких общих целей/ценностей. По сути, все они были закрытыми сообществами с жесткими ментальными матрицами. Такая система отлично работает на малых территориях и малых группах, но быстро теряет свою эффективность при своем росте.
Нельзя жить одинаково в разных географических точках, имеющих свои особенности.
Например, все знают хрестоматийный случай бережливости японцев, которым выдали во времена СССР участок на вырубку леса. Они подобрали там даже щепки. Потому, что в Японии дерево – это огромная ценность. Но если японец начинает жить в Сибири постоянно, он перестанет подбирать никому не нужные щепки и ветки. Потому что это в местных условиях бессмысленно. А это уже новая ментальность.
Это и предопределяло краткосрочность существования доминирующих этносов. Семена своего заката они носили в себе. Каждая новая победа приближала их падение. И так было до того момента, пока не был изобретен принцип империи.
Принцип империи
Возникновение империй было запрограммировано. Рано или поздно кто-то должен был додуматься до простой мысли, что крупные образования не могут строиться по методу диктата и жестких систем. Они неустойчивы и живут только до первого внешнего или внутреннего толчка, разваливающего систему.
Самый наглядный пример, из хорошо описанных в истории, - это государство Атиллы. Пока был жив сильный вождь, объединивший под своей властью множество разнообразных племен, его держава была могучей. Но только до его смерти.
Главной задачей любой империи является инкорпорация всего ее населения в состав некоего общего объединения. Очевидно, что его нельзя осуществить путем жесткого диктата и навязывания ценностей. Только создание неких общих ценностей, которые близки всем и которые не входят в противоречие с мировоззрением составных частей, может стать базисом империи.
Первые империи строились по религиозному принципу.
Римская империя стояла на обожествлении рода императоров, которые защищали римскую цивилизацию и ее устои. Жизнь в Риме была легкой и удобной, что начали ценить не только урожденные римские граждане. Проповедь Иисуса породила ранний Христианский мир Византии, а появление пророка Мухаммеда Исламский мир Арабского халифата.
Все эти империи были открытыми системами, впускавшими в свой состав чужаков (это главный принцип любой империи). Любой, кто принял новые правила поведения, мог стать в ней всем. Открытость системы позволяла постоянно вносить в эти правила изменения, отвечающие времени. Так были построены первые огромные общественные системы - государства, пережившие века.
Позже, с развитием общества, не только религия стала определять общность. Яса Чингисхана породила Монгольскую империю. Империю со многими религиями, в которой общим была взаимопомощь всех членов общности. Веротерпимость первых монгольских ханов, понятные и простые принципы общества, в котором все защищали любого его члена, даже самого слабого и бесполезного, в течение десятилетий объединили большую часть Евразии.
Кстати, именно благодаря Чингисхану сегодня не убивают послов. Убийство посла считалось самым тяжким грехом, согласно Ясе, но широко практиковалось до нее. Взять бы всем дипломатам и скинуться на памятник Тэмуджину, а не клеймить его как исчадие ада.
Отказ от этих принципов разрушил Монгольскую империю лучше любого врага. Вообще, пример Монгольского улуса очень показателен и поучителен. В первую очередь для тех, кто очень хочет построить империю по национальному принципу.
Русская империя
Она проходила несколько этапов своего становления. Став фактическим наследником монгольской традиции морали в стереотипах поведения, она начала вбирать в себя все ее осколки, которые готовы были объединиться под идеологией Святой Руси. Труды митрополита Алексия и преподобного Сергия Радонежского создали тот костяк и те принципы поведения, позволившие собрать вокруг себя значительную часть русских земель. Собственно, именно тогда и возникло современное понятие «русский». Ими были те, кто принял новые принципы поведения, вне зависимости от рода - племени.
Уже конец XVI века показал, что дальнейшее развитие и расширение империи на запад по этим принципам невозможно. Первые контакты даже с близкими по ментальности днепровскими черкассами и белорусско-волынской русью показали, что инкорпорация их в состав империи без изменения ее принципов невозможна.
Жестокие войны конца XVI - начала XVII веков показали, что былого единства русской земли уже нет и надо искать новые принципы, на которых его можно осуществить вновь. Но не только эта проблема заставила власть в Москве переосмыслить матрицу государства. Точно такая же проблема, как и с Украиной и Белоруссией, возникла у России в Башкирии и на других окраинах государства – на Кавказе. Попытка действовать по старым лекалам везде натолкнулась на сопротивление, а значит, пришло время либо их менять, либо забыть об империи и превратиться в государство русского этноса.
XVII столетие стало временем зарождения новой Российской империи. Произошла смена династии, которая стала «западнической». Пришлыми с Украины и Белоруссии реформаторами были изменены церковные каноны. Внутреннее «гражданское противостояние» окончилось поражением ревнителей Святой Руси и победой новых имперцев.
Старообрядчество (как стали называть в России сторонников прежнего курса) было вытеснено на границы и за ее пределы, и после 100-150 лет, когда острота противоречия уже спала окончательно, вновь вернулось в лоно империи как ее составная часть.
Реформы в России были начаты не Петром I. Первыми реформаторами Русского царства стали его дед и отец. А Петр просто продолжил их дело. Жестко, кроваво, но бесповоротно. Вторая половина XVII века для России стали временем перерождения ее в Империю нового типа.
Которое окончилось только во второй половине XVIII века.
Как результат, империя Романовых уже со второй половины XVII века начала быстро расти. Первым пробным камнем стала Украина. Уже через 50 лет новой политики ее население забыло о былых различиях между ними и русскими. Из истории Чугуевского полка (когда Белгородский воевода по привычке решил из приднепровских черкас Острянина сделать по-быстрому «русских», что окончилась бунтом) были сделаны выводы, как показала история - правильные.
Схема заработала
XVIII и XIX века стали временем расцвета империи Романовых. Она присоединяла территорию за территорией, где ее принципы встречали понимание и поддержку. На пике успеха в недрах империи зарождались грандиозные проекты по присоединению и превращению в свой оплот Крыма, Причерноморских степей, Правобережной Украины, Белоруссии. Грандиозный греческий проект имел все шансы на успех. Присоединение Средней Азии и Закавказья примечательны сами по себе.
Дети ревностного борца с русским владычеством Шамиля верой и правдой служили русскому императору. А потомки самых непримиримых с русским влиянием в Средней Азии текинцев, летом 1914 года (через 30 с гаком лет после их присоединения) сформировали у себя и на свои деньги полк. Самый славный полк русской кавалерии в ПМВ. Только за два с половиной месяца участия в боевых действиях из 627 человек личного состава 67 стали георгиевскими кавалерами и кавалерами других орденов, а свыше 70 получили медаль за отвагу.
Уже к началу ХХ века механизмы империи Романовых начали сбоить. Было найдено ее слабое место, по которому и ударили. Это национализм. Он возник не случайно и не сам по себе. Пришло время империям «второй волны» трансформироваться в нечто новое или погибнуть. Идеи, родившиеся в XVIII веке в среде масонов и прочих строителей нового мира, за полтора века кристаллизировались в новые общественные принципы, которые и разрушили неготовые к этому образования.
Неверно считать, что национализм ударил только по империи Романовых. Точно так же и в это же время были окончательно уничтожены империи, существовавшие столетиями: Габсбургов и Османов. И это не случайно.
Империи и современность
К началу ХХ века в обществе уже сформировались идеи единого мирового правительства, основанного на новых принципах социальной справедливости. Кто, когда и на каких основах выстроит новый мировой порядок? Пока ответа окончательного нет, но однозначно это будет империя нового типа.
Религия строителями нового уклада формально была отправлена в архив, как и феодальные пережитки прошлого.
Хотя все новые империи, даже СССР, в основу морали положили христианские ценности.
Любые трансформации подобного типа всегда заканчивались большой кровью. Достаточно вспомнить примеры войн в Европе в XVIII веке. Тридцатилетняя война выкосила население континента даже сильнее, чем войны первой половины ХХ века.
Вторая мировая война стала столкновением трех новых имперских проектов: американского (либерально-торгового), немецкого (европейскоцентристского) и русского (евразийского).
В результате немецкий был временно задавлен, а спор продолжили империи победители. Далее мы увидим рождение новой империи в Китае, которой удалось на новой имперской матрице за несколько десятилетий из десятка этносов создать единый китайский народ, временное ослабление евразийской империи и, как следствие этого, недолгий период восстановления четвертого рейха в виде Евросоюза.
Также несколько более слабых проектов империй будущего (исламского арабского халифата, Иран, неоосманизм и т.д.) также пытаются найти свое место под солнцем с разными шансами на успех.
Именно такую ситуацию мы видим сегодня. Что и как будет завтра? Давайте порассуждаем, но уже в другой раз.
Источник: http://politrussia.com
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас