Боевая машина пехоты БМП-2 была принята на вооружение и поступила в серийное производство более 40 лет назад, но до сих пор сохраняет свое место в войсках, и армии не спешат отказываться от нее. При этом для сохранения требуемого уровня характеристик и общего потенциала требуется регулярно проводить различные ремонты и модернизации. Как оказалось, исходная конструкция БМП-2 имеет большой потенциал с точки зрения обновлений и в этом отношении до сих пор представляет интерес.
Исходный облик
Будущая БМП-2 в свое время разрабатывалась в качестве модернизированного варианта существующей машины БМП-1. С учетом опыта эксплуатации в исходную конструкцию внесли ряд небольших изменений, а также радикально переработали комплекс вооружений. В получившемся виде машина пехоты более полно отвечала требованиям своего времени.Как и предшественник, БМП-2 представляла собой боевую бронированную машину на гусеничном шасси с полноценным боевым отделением и отдельным отсеком для размещения десанта. Задачи БМП-1 и БМП-2 состояли в перевозке, высадке и огневой поддержке пехоты – что определило их облик, состав агрегатов и возможности.
Корпус БМП-2 сваривался из стальных катаных бронелистов толщиной до 19 мм, устанавливаемых с разными углами наклона. Лобовая проекция такого корпуса должна была выдерживать обстрел из крупнокалиберного стрелкового оружия или малокалиберных пушек. Стойкость к противотанковым системам не предусматривалась. На защите экипажа должна была положительно сказаться компоновка корпуса с размещением моторно-трансмиссионного отделения спереди справа. Также, как и в предыдущем проекте, машина имела минимальную проекцию, что должно было затруднить обнаружение и успешный обстрел.Для БМП-2 разработали новый комплекс вооружений, учитывавший негативный опыт эксплуатации машины предыдущей модели. В броневой башне смонтировали установку с 30-мм автоматической пушкой 2А42 и 7,62-мм пулеметом ПКТ. Кроме того, имелась пусковая установка для ракет комплекса «Фагот» или «Конкурс». Система управления огнем включала комбинированный дневной-ночной прицел наводчика, зенитный прицел командира, двухплоскостной стабилизатор, приборы управления ПТРК и т.д.Собственный экипаж БМП-2 состоит из трех человек. В носовом отделении управления находится механик-водитель, а в башне работают наводчик-оператор и командир. Позади водителя и в корме корпуса перевозится десант из семи человек. Место в носу имеет собственный люк в крыше, десантное отделение – кормовые двери и верхние.
Машина оснащалась дизельным двигателем УТД-20С1 мощностью 300 л.с. и механической трансмиссией. Ходовая часть – шестикатковая с индивидуальной торсионной подвеской и гидравлическими амортизаторами на отдельных катках. На шоссе БМП-2 развивает скорость до 65 км/ч, на пересеченной местности – до 50 км/ч. За счет особой формы задних крыльев и перемотки гусениц создается тяга для движения по воде со скоростью до 7 км/ч.На момент своего появления и в дальнейшем БМП-2 полностью соответствовала требованиям заказчика и предполагаемым вариантам применения. Однако позже ситуация изменилась. Машина стала морально устаревать, и некоторые ее особенности и достоинства превратились в недостатки. К исходной конструкции предъявляется несколько основных претензий.Прежде всего, БМП-2 критикуют за низкий уровень защиты. Корпус выдерживает пули и осколки со всех направлений, а также малокалиберные снаряды с передних углов. Более мощное оружие, такое как противотанковые мины или реактивные гранатометы, гарантированно поражает машину и, как минимум, наносит травмы экипажу и десанту.
Моральное устаревание
Комплекс вооружений в целом является достаточно удачным, но не лишен недостатков. Так, пушка 2А42 в свое время повлияла на развитие иностранной бронетехники, и машины последних моделей нередко защищены от ее 30-мм снарядов. Кроме того, вооружение БМП-2 уже не соответствует задачам перехвата основных воздушных целей. ПТРК «Конкурс» или «Фагот» морально устарели и уступают более новым системам своего класса.Десантные возможности БМП-2 тоже вызывают определенные вопросы. В первую очередь, критикуется эргономика десантного отделения. Выделенный отсек и его места оказываются недостаточно объемными и удобными для современного солдата – последний в среднем выше и крупнее среднего бойца прошлого, а также несет на себе больше снаряжения и устройств. При этом кормовые двери для выхода из машины по-прежнему остаются актуальным и полезным решением, повышающим безопасность спешивания.Любопытно, что силовая установка, трансмиссия и ходовая часть БМП-2 в исходной комплектации в целом не вызывают претензий. Они справляются с перемещением 15-тонной машины и дают ей достаточно высокие характеристики подвижности и проходимости, позволяют без подготовки пересекать водные преграды и т.д.
Необходимость доработки исходной БМП-2 стала очевидна еще несколько десятилетий назад, и тогда же отечественные и зарубежные предприятия начали работать над ее совершенствованием. Предлагалось большое число различных проектов модернизации бронемашины с теми или иными особенностями. Некоторые из них дошли до принятия на вооружение и серийного выпуска.Прежде всего, предлагаются разные способы повышения уровня защиты. Перестройка корпуса не имеет смысла, и поэтому такие проекты обходятся установкой дополнительного навесного оснащения. К примеру, для советского контингента в Афганистане была создана модификация БМП-2Д с дополнительной броней в виде сплошных экранов. Современная модификация БМП-2М, поступающая в войска, получает крепления для монтажа решетчатых экранов. В прошлом также проводились эксперименты с установкой блоков динамической защиты.Регулярно предлагались разные варианты обновления или замены штатного комплекса вооружений. Так, в прошлом предусматривалась замена прицельных устройств или управляемых ракет. Затем появились более смелые проекты с заменой всего боевого отделения. Так, в проекте БМП-2М используется боевой модуль Б05Я01 «Бережок» с 30-мм пушкой, пулеметом и 30-мм автоматическим гранатометом, а также с современным ПТРК «Корнет». Особый интерес представляет проект оснащения БМП-2 модулем «Бахча-У» – по сути, башней от БМП-3 с соответствующим набором вооружения.
Пути развития
Большое значение имеет модернизация приборного оснащения боевой машины. Вместе с новыми боевыми модулями в проектах модернизации внедрялись те или иные прицелы, системы управления огнем и т.д. Также производилась замена средств связи. К примеру, в последних проектах используется радиостанция «Акведук», использующая защищенный канал и дающая повышенную скорость передачи данных.Практически любые доработки исходной БМП-2 приводили к росту боевой массы и к увеличению нагрузки на двигательную установку и ходовую часть. В результате ухудшалась подвижность, а также терялась способность к плаванию, хотя последнее обстоятельство нередко воспринимали как приемлемую жертву. В актуальном проекте БМП-2М предусмотрели ремоторизацию с применением дизеля УТД-23 мощностью 360 л.с., в результате чего подвижность машины со всем дополнительным оснащением остается на прежнем уровне.
Прошлое и настоящее
БМП-2 создавалась в конце семидесятых годов с учетом требований того времени и имеющихся наработок по предыдущему проекту. Для того периода такой подход был вполне оправдан и дал желаемый результат. Однако в дальнейшем требования к такой технике менялись из-за различных факторов. В соответствии с новыми потребностями войск была разработана перспективная БМП-3, а сейчас создается очередное поколение такой техники.Тем не менее, БМП-2 остается в войсках и активно эксплуатируется. Для соответствия современным требованиям она нуждается в тех или иных изменениях и доработках. В последние десятилетия был предложен целый ряд проектов такого рода, каждый из которых использовал готовую конструкцию и улучшал ее. При этом был показан высокий модернизационный потенциал исходной БМП-2 и принципиальная возможность сохранения такой техники в строю без значительных затруднений.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас