Командование Сил специальных операций США составляет планы по дальнейшему развитию своего вертолетного парка. В отдаленном будущем ожидается появление совершенно новых вертолетов, и с их помощью планируют заменить имеющуюся технику старых типов. При этом один из основных вертолетов USSOCOM – многоцелевой A/MH-6 Little Bird – вряд ли получит замену. Наоборот, его ждут новые модернизации, при помощи которых он сможет оставаться в строю, как минимум, до середины тридцатых годов.
Сегодня и завтра
Все винтокрылые машины ССО служат в составе 160-го авиационного полка специальных операций (160th Special Operations Aviation Regiment). По известным данным, в четырех его эскадрильях имеется 65-67 тяжелых вертолетов MH-67G Chinook, более 70 средних MH-60M Black Hawk и ок. 50 легких многоцелевых A/MH-6M Little Bird.В настоящее время по инициативе Пентагона проводится программа Future Vertical Lift. Ее целью является создание нескольких перспективных вертолетов с повышенными летно-техническими и экономическими характеристиками. Получившиеся машины должны будут заменить нынешние вертолеты во всех основных структурах вооруженных сил США, в т.ч. в ССО.Недавно в США состоялась конференция SOFIC-2022, посвященная проблемам развития Сил спецопераций. В ходе этого мероприятия были раскрыты планы по развитию вертолетного парка в свете появления новых проектов серии FVL. Как оказалось, SOCOM проявляет интерес к этой программе, но результаты ее реализации будут ограниченными.
Одна из составляющих программы FVL – проект Future Long-Range Assault Aircraft (FLRAA), направленный на создание среднего многоцелевого вертолета в классе существующего UH-60. К началу тридцатых годов ССО планируют разработать специальный вариант подобной машины под свои требования. После 2033-35 гг. такой вертолет заменит имеющийся MH-60M Black Hawk, что даст ССО определенные технические и оперативные выгоды.Два других вертолета 160-го полка ССО должны будут сохранить свое место. В ближайшие 12-15 лет их не будут заменять, но предлагается провести несколько последовательных модернизаций с целью повышения характеристик. Причины этого просты. В рамках программы FVL не разрабатываются вертолеты, способные стать полноценной заменой для «Чинука» и «Птички».
Маленькая и многоцелевая
Многоцелевой A/MH-6M Little Bird, также известный как Killer Egg («Яйцо-убийца» – за характерную форму фюзеляжа), является самым легким вертолетом на вооружении ССО. По тактико-техническим характеристикам он уступает другим вертолетам 160-го полка, но выгодно отличается от них наличием ряда характерных возможностей и выполняемыми функциями.Вертолет A/MH-6M отличается малыми габаритами и массой. Общая длина машины не превышает 10 м, диаметр несущего винта – 8,4 м. Масса пустого вертолета не превышает 750 кг. При помощи турбовального двигателя мощностью 425 л.с. вертолет развивает скорость 200-250 км/ч и показывает дальность более 400-420 км.
Малые размеры и масса дают вертолету значительные эксплуатационные преимущества. Он отличается улучшенной маневренностью и менее требователен к посадочным площадкам. По опыту эксплуатации A/MH-6M нередко называют «уличным бойцом» – за способность летать и выполнять посадку среди городской застройки. Кроме того, небольшой вертолет можно без разборки загрузить в военно-транспортный самолет C-130 и доставить к месту взлета.С точки зрения взлетно-посадочных и маневренных качеств A/MH-6M превосходит всю прочую технику 160-го полка. Кроме того, уже ясно, что существующие и разрабатываемые вертолеты программы FVL тоже будут уступать легкому Little Bird.Любая «Маленькая птичка» может использоваться в одной из двух конфигураций. Первая предусматривает перевозку бойцов и грузов внутри кабины или на наружных устройствах. Допускается перевозка шести человек или груза массой 690 кг. В таком виде вертолет обозначается как MH-6M.Также возможна установка вооружения, после которой машина «превращается» в AH-6M. В этом виде вертолет несет по два пулемета нормального или крупного калибра. Также возможна установка двух блоков с неуправляемыми ракетами Hydra 70 или управляемых ракет AGM-114 либо FIM-92. Монтаж вооружений и сопутствующего оснащения занимает минимальное время и не отличается сложностью.
Пути модернизации
Первый вариант A/MH-6 был принят на вооружение армии США в целом и 160-го полка в частности в начале восьмидесятых годов. В дальнейшем, по мере необходимости, проводились те или иные модернизации. Модификация A/MH-6M, разработанная с учетом требований ССО, появилась в середине десятых годов. Вскоре прошло очередное обновление.Нынешний парк вертолетов Little Bird в ССО соответствует версии A/MH-6M Block 2.2. От предыдущих модификаций и вариантов она отличается несущим винтом новой конструкции, усиленным и более живучим планером, увеличенными топливными баками и т.д. Также обновлялось радиоэлектронное и оптическое оборудование.В следующем году ССО планируют начать модернизацию наличных вертолетов по проекту Block 3.0. В первую очередь, предлагается заменить старые планеры с выработанным ресурсом. Компания Boeing изготовит новые конструкции и перенесет на них все штатные агрегаты. Также разработан и будет внедрен новый несущий винт большего диаметра, предназначенный для повышения летных характеристик.Анонсировано обновление авионики и оборудования кабины. За счет замены части приборов планируют повысить унификацию с другими вертолетами 160-го полка. Позже, в 2024 г. проведут замену оптико-электронных блоков. Возможно, в дальнейшем будут проводиться новые небольшие модернизации.В 2033-34 гг. может появиться новый крупный проект обновления, пока обозначаемый как Block 4. Требования к такой модификации пока не определены, но уже известны возможные направления развития. Так, вертолет может получить гибридную силовую установку с оптимизацией режимов полета, возможна новая замена авионики и вооружения и т.д. Тем не менее, пока все это остается на уровне общих обсуждений, а реальное техническое задание на проект Block 4 появится только к концу двадцатых годов.
В настоящее время Пентагон составляет и уточняет планы по развитию вертолетного парка армии на ближайшие 10-20 лет. Ведущую роль в них получает перспективная программа FVL, результатом которой станут несколько новых типов техники разных классов. При этом программа пока не позволяет закрыть все существующие ниши, вследствие чего придется продолжать эксплуатацию наличной техники.Одним из образцов без потенциальной прямой замены на данный момент является многоцелевой вертолет A/MH-6M, эксплуатируемый Силами спецопераций. Командование учитывает это – и составляет соответствующие планы. В связи с отсутствием альтернатив такую технику сохранят в строю и будут модернизировать по мере необходимости.USSOCOM уже определила пути развития имеющихся Little Bird на ближайшие годы и составила график их модернизации. Кроме того, изучается дальняя перспектива, вплоть до середины следующего десятилетия. Это показывает, что в ближайшие полтора десятилетия A/MH-6M будут оставаться в составе 160-го полка спецопераций и выполнять возложенные задачи.Более того, грядущая замена планера и продление ресурса позволят использовать такую технику и позже. Появится ли более новая замена для нее – станет ясно лишь к середине тридцатых годов. А пока главной задачей Пентагона и ССО является реализация текущих планов в отношении имеющихся вертолетов всех типов.