Около года назад на вооружение украинской армии был принят береговой ракетный комплекс РК-360МЦ «Нептун» с одноименной противокорабельной ракетой. Затем было развернуто серийное производство такой техники, и первые образцы недавно демонстрировались публично. Тем временем, строятся планы по дальнейшему развитию комплекса – но оно уже сталкивается с серьезными проблемами.
Планы и трудности
6 сентября украинское издание «Текст» опубликовало интервью с гендиректором Государственного киевского конструкторского бюро «Луч» Олегом Коростелевым. Руководитель предприятия рассказал о текущих работах, задачах и возникающих трудностях. Одной из основных тем разговора стала ПКР «Нептун» и пути ее дальнейшего развития.Руководитель КБ рассказал, что комплекс «Нептун» может быть выполнен в трех вариантах, отличающихся способами базирования. Так, начата разработка корабельного ракетного комплекса. На ее создание требуется около двух лет. Также в тактико-техническом задании прописана версия воздушного базирования. Однако работы по этому проекту еще не начинались ввиду отсутствия заказа.
Имеется возможность модернизации ракеты с получением новых боевых возможностей. Противокорабельный «Нептун» может стать крылатой ракетой с маловысотным профилем полета, предназначенной для поражения наземных целей. Изделие имеет все необходимые технические особенности, но запуск такого проекта возможен только при наличии требований армии.Организация-разработчик ведет переговоры по первым экспортным контрактам на поставку «Нептуна». Утверждается, что комплекс привлек внимание Индонезии, Малайзии, Саудовской Аравии и некоторых других стран. Впрочем, реальные заказы пока отсутствуют – и сроки их появления не названы.Таким образом, вокруг «Нептуна» складывается специфическая ситуация. В техническом задании прописано несколько версий ракетного комплекса, но разрабатываются далеко не все – ввиду отсутствия заказа от армии. Кроме того, некоторые новые проекты не имеют особого смысла. К примеру, у ВМС Украины попросту нет кораблей, которые могли бы стать носителями морской версии РК-360МЦ.
Нелицензионная копия
Следует напомнить, что ракета «Нептун» имеет весьма интересное происхождение. В восьмидесятых годах прошлого века несколько предприятий Украинской ССР были привлечены к работам по перспективной универсальной ПКР Х-35. Им предстояло выпускать отдельные комплектующие, для чего они получили необходимую техническую документацию.ПКР Х-35 создавалась в качестве универсального оружия, совместимого с разными носителями. Сначала с ее использованием были созданы корабельный комплекс «Уран» и береговой «Бал». Позже разработали две авиационные модификации ракеты, для применения самолетами и вертолетами.Как оказалось, после получения независимости документацию и некоторый задел, несмотря на известные трудности, удалось сохранить. В 2014 г. она легла в основу будущего проекта «Нептун». При этом перед ГККБ «Луч» и смежными предприятиями ставилась любопытная задача. Они должны были создать копию ракеты Х-35, построенную на основе украинских или доступных импортных агрегатов. С теми же ограничениями пришлось разрабатывать и прочие компоненты ракетного комплекса.В тактико-техническом задании на ПКР «Нептун» оговаривалась необходимость создания нескольких модификаций под разные носители. Первым появился береговой комплекс РК-360МЦ, а затем планировалось создать новые варианты ракет и другой аппаратуры для установки на корабли и самолеты.
В 2018-20 гг. комплекс «Нептун» прошел огневые испытания и, как утверждается, подтвердил расчетные характеристики. Таким образом, основная конструкторская задача по «локализации» старой ракеты Х-35 была решена. Украине удалось создать аналог советского изделия, разработанного в середине тридцатых годов. В свете постоянных проблем и провалов даже это может считаться настоящим успехом.Последние новости указывают на то, что бюро «Луч» не собирается останавливаться на достигнутом и желает продолжить развитие проекта «Нептун». При этом пути дальнейшей модернизации изделия и определяемые цели вновь заставляют вспомнить старый советский проект. Ракета Х-35 может использоваться на воде, на суше и в воздухе – и такие же результаты хотят получить в «Луче». Впрочем, ставится и принципиально новая задача.В целом у украинской промышленности есть повод для оптимистичных оценок и прогнозов в отношении новых модификаций «Нептуна». Силами нескольких предприятий удалось скопировать или создать заново наиболее сложные элементы Х-35 и берегового ракетного комплекса. Дальнейшая адаптация ПКР «Нептун» под новые задачи, вероятно, будет менее сложной и трудоемкой.
Новые возможности
Напомним, все модификации ракеты Х-35 имеют максимально возможную степень унификации. Они строятся в общем корпусе, оснащаются единым маршевым двигателем, общими системами, средствами наведения и т.д. Различия в основном сводятся к наличию или отсутствию стартового твердотопливного двигателя, а также к различным особенностям бортовой аппаратуры и программного обеспечения. Носители ракет, от кораблей до вертолетов, тоже используют унифицированную аппаратуру.По всей видимости, «Нептун» будет развиваться теми же путями, что и наша Х-35 в отдаленном прошлом. В советском / российском проекте подсмотрят основные подходы и технические решения, но реализуют их с применением доступных компонентов. При этом ряд ключевых агрегатов и изделий уже имеется, и необходимо разработать только отдельные образцы и программы.Существующая береговая модификация «Нептуна» оснащается стартовым двигателем. После соответствующих доработок ее можно интегрировать в вооружение боевого корабля. Путем удаления стартового двигателя и некоторых других доработок ракета превращается в авиационную, предназначенную для использования самолетами. Также следует напомнить, что российская вертолетная Х-35В сохраняет твердотопливный двигатель для первоначального разгона.Предложение о переделке ПКР «Нептун» в оружие для атаки наземных целей представляет интерес, но его реализация будет достаточно сложной. Прежде всего, потребуется переработать или создать заново АРГСН, автопилот и другие приборы. Дело в том, что противокорабельная ракета осуществляет полет над ровной поверхностью моря, и серьезные помехи фактически отсутствуют. Все это снижает требования к бортовой аппаратуре.
Ракета, идущая к наземной цели на малой высоте, сталкивается с рядом характерных трудностей. Она должна огибать рельеф местности и уклоняться от возникающих препятствий. При этом обнаружение и сопровождение цели осложняется наличием фона и других объектов. Смогут ли «Луч» и другие предприятия создать ГСН и автопилот со всеми необходимыми возможностями – большой вопрос.В рамках проекта «Нептун» украинские предприятия показали свою способность использовать доступную документацию и имеющиеся агрегаты, а также копировать чужие решения и создавать отдельные компоненты. Все это дает им поводы для оптимизма и позволяет строить планы на дальнейшую модернизацию ракетного комплекса, направленную на решение важных задач.Впрочем, реальные перспективы всех этих планов остаются под вопросом из-за проблем организационного, финансового и иного характера. Как оказалось, несмотря на наличие тактико-технического задания, Минобороны попросту не заказывало полноценную разработку новых ракетных комплексов. Более того, имеются сомнения и в отношении целесообразности такого заказа. Состояние ВВС и ВМС Украины оставляет желать много лучшего, и найти подходящие платформы для «Нептуна» будет, как минимум, непросто.Получение заказа и успешное проведение конструкторских работ тоже не гарантирует успех. Серийное производство береговых комплексов РК-360МЦ уже сталкивается с заметными проблемами. То же в будущем может произойти и с производством других вариантов комплекса, его компонентов и носителей.Таким образом, несмотря на все заверения промышленности, появление целого семейства ракетных комплексов разного базирования на базе ПКР «Нептун» маловероятно. Основной и, возможно, единственный заказчик не проявляет реального интереса к таким проектам – а без этого они не смогут продвинуться дальше общих предложений. Впрочем, неспособность современной Украины получить даже морально устаревшие ракеты следует считать положительным фактором.