По линии средств массовой информации пошли сообщения, что президент России Владимир Путин собирается выступить на Давосском экономическом форуме. Да, да, том самом. Который называют одним из прибежищ глобалистов и который отечественные политики первого масштаба традиционно обходили стороной.
Новость несколько шокирующая. Интерфакс пишет: «В программе "Москва.Кремль.Путин" телеканала "Россия 1" (ВГТРК) в воскресенье был озвучен рабочий график главы государства на предстоящую неделю. Ведущий Павел Зарубин сообщил, что Путин, в частности, примет участие в Давосском форуме, который в этом году пройдет в дистанционном режиме.
На высшем уровне Россия не была представлена в Давосе уже давно: президент в последний раз приезжал на форум в 2011 году, премьер - в 2013 году (оба раза это был Дмитрий Медведев). Путин участвовал в ВЭФ в 2009 году как глава правительства.
При этом каждый год, даже после ухудшения отношений с западными странами и введения различных санкций, Россия делегирует в Давос представительную делегацию во главе с кем-то из вице-премьеров (исключения - 2019 год, когда главой делегации был министр экономики Максим Орешкин, и 2020 год, когда в РФ прямо перед форумом поменялось правительство, и тот же Орешкин участвовал в сессии ВЭФ уже не будучи министром и еще не будучи помощником президента), целую группу высокопоставленных чиновников, руководителей госбанков и госкомпаний.»
Не правда ли, немного странно. К России наперебой пытаются и США, и страны ЕС применить санкции, выдумывая для этого все более и боле экзотические основания. Даже большие фантазеры, порой, теряются, как эти санкции вообще связаны с тем, в чем обвиняют (справедливо или нет не важно, тут речь не об этом) Россию. Проекты с участием России пытаются «вырезать» из мировой повестки. Строительство второй части «Северного Потока» блокируется всеми возможными способами. Да и политический фон крайне критический. Выкрики с Запада о «недопустимости» дела Навального которые слышатся то со стороны министра иностранных дело Франции. То парламентариев Германии, то от других (имя им легион). В общем любой аналитик сказал бы, что фон для выступления совершенно не подходящий. Вопросы будут скорее всего не по теме, а в сторону политики. Да и вообще, странно появление Путина на главном событии глобалистов.
Между тем, логика в этом шаге, разумеется, есть и связана она в первую очередь с тем, что в новейшей истории России начинается новый этап, этап экономический.
Темы дня
Давос хоть и экономический форум, но понимающий экономику широко. Порой крайне широко. Там рассматривается все, что так или иначе может быть определено как актуальное в планетарном масштабе и при этом затрагивающее вопросы развития экономики.
В текущем Давосе главными темами будут, кроме, разумеется, развития мировой экономики как таковой – форум все же экономический, пусть и понимаемой весьма своеобразно, также и другие вопросы.
Спасение планеты, под которым понимается «зеленая» повестка, в том числе климатические вопросы и прочее. Избавившись от Трампа, как самого большого критика климатических соглашений мировое сообщество упрямо идет к введению климатических ограничений. Экономике это точно не поможет, климату вряд ли. Но видимо 2021 год будет в этой части годом больших прорывов, по крайней мере на Парижской конференции по климату уже планирует подписать ряд новых соглашений.
Горящая экономика. То, что в мире экономический кризис уже никто не скрывает, он сейчас на фоне всеобщей рецессии (кроме Китая, наверное), пандемии и раздутых долговых пузырей отдельных государств. Полный джентельменский набор и практически патовая ситуация. Брать в долг нельзя. Не брать в долг нельзя.
Технологические прорывы. Собственно, естественный интеллект и все, что с ним связано. В данном случае, это опять же объективная реальность наших дней в то, что мы уде топчемся на пороге очередного технологического скачка очевидно. Китай заявил о квантовом компьютере и даже если соврал, то сравнительно не далек от истины. Будущее искусственного интеллекта и больших вычислительных мощностей уже здесь.
Общество и работа будущего. Тут и удалённая работа, и автоматизация рабочих мест, и вытеснение работника из отдельных отраслей автоматизированными платформами. Работа будущего больше творческая и в этом плане, приводящая к новым реальностям, в том числе связанным с выделением отдельной социальной группы «профессионально живущий на пособие» как не странно, то этот тип деятельности будет весьма востребован в следующее десятилетие.
Наука будущего, с естественными запросами на биотехнологии. Информационные технологии. Освоение космоса и прочие вещи. которые уже стали нормальной частью рутинного обсуждения сегодняшнего дня науки.
Ну и геополитические вызовы, куда же без них, коль экономика теснейшим образом повязана с глобальной политикой. Как видите, любое направление вполне могло бы быть местом участия Путина. Потому что все это в том числе и про Россию.
Два билета в будущее и один спасательный круг
Если конституционные реформы, которые были проведены еще в прошлом году, хотя и имели некоторую долю кривизны, но реализованы в полной мере, стали уже во многом достоянием истории, то сейчас Россия находится в стадии реализации двух очень амбициозных, хотя и малозаметных обывателю процессов.
Реформа органов исполнительной власти, анонсированная еще в прошлом году, реализуемая сейчас и завершаемая до 1 апреля 2021 года. За три месяца органы исполнительной власти России станут более мобильными, эффективными и компактными. Но вопрос не в сокращении численности чиновников, а скорее в перераспределении и сокращении функций, часть из которых вообще будет переведена в автоматизированный режим.
Реформа цифрового государства. Собственно, то, на что и был поставлен Мишутин в качестве своей основной задачи. И с этой задачей он должен справится до июля 2021 года. то есть за полгода. Удастся? Должно. Уже сейчас решено много задач, от постановки на учет транзакций через различные системы, до автоматизированного учета поступающей информации с мест. К осени власть и ее информационные сервисы должны работать слаженно и основательно, при этом информационная система должна заместить собой совокупность освобожденных чиновников.
Осенью нас ждет, видимо, после выборов в Государственную Думу коалиционное правительство от «Единой России» и «Справедливой России – Патриотов – За Правду». Весьма вероятно, что Мишустина на посту премьера сменит другой человек. Почему? Потому что председатель правительства – это функция, а не почетная награда. Сделал свое дело, уйди выполнять другую функцию. уступи место оператору новой функции на которую будет направлено внимание государства в первую очередь. Кто именно? Тот, кто будет отвечать за промышленную реформу, которая должна полномасштабно начаться осенью этого года. Может быть Борисов, может быть белоусов, может кто-то другой. Но перестановки М. Бабича на должность заместителя председателя ВПК показательна.
Именно промышленная реформа 2021-2023 годов должна стать основанием для нового витка в развитии России который откроется после президентских выборов 2024 года, когда у России будет не только фундамент эффективного управления, но и окрепший промышленный каркас в ключевых направлениях и активное развитие по совокупности приоритетных направлений.
Но будет ли об этом говорить Путин в Давосе? Вряд ли. Это то. Что интересует только нас, граждан России. Зарубежных участников только в контексте допуска их к реализации проектов промышленной реформы.
Вакцина как товар
Вероятно, появление Путина в Давосе будет заслугой двух человек. Первый – это руководитель Фонда прямых инвестиций К. Дмитриев и второй, частый гость Давоса и представитель Президента при международных организациях А. Чубайс. Это два человека, которые обладают обширными связями в деловых кругах мира, так что именно им может принадлежать инициатива давосского выступления Путина.
Но этого, очевидно, мало. Нужно еще и желание принимающей стороны точнее тех кругов, которые за ней стоят. Насколько я понимаю, речь может идти о финансовых кругах, стоящих за британской вакциной от коронавируса AstraZeneca, ка части продвижения коллаборации Спутник V и британской вакцины.
У России есть товар, который является. Во-первых, крайне актуальным, особенно в свете того, что и Фазер и Модерна фактически срывают поставку своих вакцин. Россия же со своим Спутником V и британским приложением фактически предлагает не готовую продукцию, а лицензию на производство. Это крайне важно. Ни Файзер, ни Модерна, никто другой из мировых производителей, не будет раздавать свои секреты и делиться с кем-либо на льготных условиях такой разработкой. Не говоря уже про эффективность и безопасность.
А это означает, что выступление Путина может быть частью старта более широких продаж лицензии на российскую вакцину. Да, она уже и сейчас выпускается на целом ряде предприятий за рубежом. Да, расширяется перечень стран, которые допустили ее применение, только за последние дни такими странами стали ОАЭ, Пакистан и Венгрия. Весьма вероятно, что на этой неделе она будет одобрена для экстренного применения по всему Европейскому союзу.
Проблема российской вакцины в том, что пока мы не можем выпустить такое количество. Которое нужно потребителю в мире, а значит выступление в Давосе будет фактически широким распространением лицензии, где во главе угла будет стоять не большая коммерческая выгода (иначе бы производили только и исключительно сами), но гуманитарный (борьба с пандемией) и геополитический эффект (вакцина как способ поднятия престижа государства). О том, что такое расширение производства планируется, косвенно говорят и переговоры В. Путина и А. Меркель. Какими бы сложными небыли отношения России и Германии сейчас угроза здоровью граждан и экономике стран перевешивает любые политические противоречия.
Таким образом, полагаю, что основной темой выступления Путина в Давосе будет продвижение российской вакцины на общемировом уровне. Площадка для этого вполне подходит, аудитория соответствующая, охват СМИ огромен, а отклик? Отклик будет обязательно. Потому что без вакцины страшно.
Новые предложения
Что еще может быть обозначено на Давосском форуме от России. Гипотетически Путин может поднять еще ряд тем. Которые могут быть востребованы публикой и приняты с вниманием.
Если отбросить неприемлемое (рынок вооружений и атомную энергетику, т.к. это не формат Давоса), то вниманию мировых экономических кругов может быть явлено несколько важных проблем.
Первая из них, это представление России в качестве удобного пространства для инвестиций. Конечно может показаться странным на фоне историки с Навальным, американских и европейских санкций и прочих негативных факторов, восприятие России как пространства для инвестиций. Но на деле ситуация совершенно иная. Россия доказала, что ее экономика устойчива к санкционному давлению, неэффективность санкций (как политическую, так и экономическую) признали практически все. Показатели экономики не рухнули в период коронавируса, а имеющееся падение вполне может отбить фиксация фискальных объемов ранее не индексируемых транзакций. Переводы за выполненные работы и оказанные услуги по Сбербанк онлайн, Вебмани, Киви и прочему вполне могут дать несколько процентов ВВП роста., а миллионы людей сделать «самозанятыми». При этом. Россия не впряглась в раздуваемый долговой пузырь, сохранив приемлемые показатели государственного долга. А в условиях долговой конкуренции в мире - это важный фактор.
Второе. Это демонстрация логистических возможностей России. Будь то Северный морской путь или железнодорожные мощности России. Это как минимум соотносится с масштабами форума, а, как максимум, может быть встречено вполне благоприятно.
Третье. Потенциальным инвесторам может быть предложено участие в новых сферах экономической активности в России, в том числе в полномасштабной реновации жилищного фонда, который может стартовать уже этой осенью в общероссийском масштабе. Под нее готовится и финансовый инструмент (ипотека с льготным процентом), и изменения законодательства о градостроительной деятельности и целая совокупность иных важных инструментов.
Четвертое. Вложение в сельское хозяйство. Как ни странно, российское сельское хозяйство может стать одной из наиболее привлекательных сфер для вложения. Учитывая, что многие эксперты пророчат миру голод в ближайшие годы вложения в сферу продовольствия может стать чрезвычайно привлекательным.
Это лишь предположения. О чем скажет Путин в виртуальном Давосе знает лишь он сам. Но то, что это событие имеет важное значение очевидно.