В речах президента «братской» страны в отношении Москвы на протяжении нескольких месяцев четко прослеживалась линия, что инициатором «проблем» в российско-белорусском диалоге является именно наша страна, более того, в преддверии «часа икс» – выборов президента Беларуси – Лукашенко прямо говорит, что это РФ переключила «тумблер» с братских на партнерские.
И на таком фоне в конце июля происходит задержание «33 богатырей» (так россиян называл сам Лукашенко) в Беларуси. Возникает вопрос: что тут вообще происходит? И ответ, судя по всему, волнует не только нас.
В общем, агентство БелТА сообщило, что сегодня, в пятницу, Владимир Путин и Александр Лукашенко произвели обмен мнениями в рамках телефонного разговора, причем инициатором стал именно первый. Президенты говорили о многом, но главное – о ситуации с «пленением» россиян.
Так, стороны выразили желание в тандеме установить истину в произошедшем, практикуя ответственный подход. Главы государств пришли к консенсусу, что разбирательство каждого факта должно характеризоваться предметным и тщательным подходом в целях установления истинных причин задержания, установления виновных и привлечения к ответственности.
Все это понятно, за исключением одного – у кого-то правда есть мнение, что сей прецедент лишь череда случайностей, а не спущенный сверху указ?
Есть стойкое ощущение, что ответственным лицом как раз является один любитель тракторов и пашни: по сути, с конца 2019-го батька посредством СМИ транслирует в сознание рядового обывателя мысль, что посыл Москвы о выстраивании диалога с Минском в «духе братства» не соответствует действительности – на деле же это «рыночные» отношения, завернутые российской стороной в красивую обертку. И черты ее содержимого стали прослеживаться в ситуации с Союзным государством, когда Беларусь в рамках организации надгосударственности настаивала на поблажках по газу, но своего не добилась. Однако, не будем трогать этот политический кейс Лукашенко, ибо он противоречит сам себе: о каком братском отношении Минск может говорить, если сам ставил условие – газ вперед, потом поговорим на счет интеграции.
Нас же в больше степени интересует события конца июня, когда Лукашенко начала мерещиться рука России в усиливающихся акциях протеста оппозиции. Однако, наша страна свои конечности держит при себе, а напавший на белорусского президента морок не более чем проверенный годами и ситуациями метод по снижению протестного потенциала – создание внешнего врага в целях сплочения нации вокруг сильного вождя и преподнесения оппозиции, как искусственно созданной толпы, транслирующей интересы лиц за бугром, а не простого народа.
А ведь к этому нас подводили больше полугода: сначала Лукашенко показал, что не сдаст страну Москве в обмен на скидки по российскому голубому топливу (там еще потом пошли претензии по нефти), попутно выражая отсутствие необходимости в нем, совершая закупки у прочих энергетических игроков, сближаясь со Штатами (визит американского госсекретаря Майка Помпео, в ходе которого тот заверил в готовности Вашингтона помочь с нефтью и привлечением бизнеса США в Беларусь). То есть, аполитичный электорат должен был сделать вывод, что Лукашенко именно тот, кто в состоянии одновременно на равных выстраивать диалог как с Москвой, так и с Вашингтоном.
Затем произошел COVID-19, во время наступления которого «батька» всячески насмехался над вирусом историями про лечебные поле и трактор, неоднократно повторяя, что, пока остальной мир предался «коронабесию», он, оставаясь при холодном рассудке, выводит страну из пандемии.
А когда во время предвыборной гонки стало понятно, что угроза со стороны оппозиции более чем явная, то в ход пошел кейс с предотвращенным в Беларуси «Майданом», после чего в истории о вмешательстве извне в президентские выборы стали прослеживаться очертания интересантов – все чаще Лукашенко стал говорить о России. И вот история с задержаниями россиян…
Велика вероятность, что батька останется у власти еще на один срок, только вот доверия к нему со стороны России уже не будет, а это значит, что разговоры о преференциях по газу и нефти будут вестись в уже другом ключе. Что-то подсказывает, что это переизбрание будет для Лукашенко последним.