- Летим на другую, «фигня делов».
(Из какого-то фантастического фильма)
В предыдущей заметке изображено что происходит, когда носители сельского менталитета берут в руки руль управления государством. Последовавшие обвинения в ненависти к сельским жителям в целом и украинскому народу, в частности, заставляют еще раз надавить на клавиатуру и реабилитировать деревню.
Обращаясь к скульптуре Мухиной, выражаю свою восхищение. Здесь присутствует глубокий символизм – гармония сельского и городского образа жизни, сочетание мужского и женского начала. Злые языки утверждают, что форму позаимствовали у античной скульптуры «Тираноборцы». Должен донести до любителей патентного права, что любая вещь или идея не создается «с нуля», а является переработкой уже существующих. Но, к черту культурологию, давайте рассмотрим негативные проявления городского менталитета, не уравновешенного натуральным природным началом деревни. Подразумеваем абстрактного обобщенного горожанина, потому что там «не все так однозначно», как учит нас «офицерская дочь». Будут постоянные обращения к голливудской кинопродукции, поскольку именно там сообщаются подробности нашего бытия и возможного будущего. Да и просто потому, что так интересней. Заметки в стиле «Это у деревенских проблемы? Вы на городских посмотрите!». Итак, «погнали наши городских».
Магия.
Городские жители менее склонны к различным религиозным верованиям. Они живут в искусственно созданной самим человеком среде – откуда здесь взяться высшим силам? Смотрите, я только что разобрал испорченный радиоприёмник, перепаял «релюху» и никаких духов или богов там не обнаружил. Более того, утвердился в своем всемогуществе. Но такой подход приводит к интересным последствиям. Если Бога как Абсолюта нет, стало быть его место вакантно. «Кто здесь в цари последний?» - спрашивал герой мультика «Падал прошлогодний снег». Только городской житель метит не в цари а в боги. Он сам себе является началом отсчета и мерилом всего; он уверен в своем всемогуществе. Отсюда появляются различные гениальные идеи, вроде поворота речек вспять или распыления в стратосфере чего-нибудь такого с целью уменьшения потока солнечной энергии. Городские считают, что планету так же просто починить как утюг. И они ничего не боятся. Таким демиургам хотелось бы посоветовать завести «девелоперскую» и «тестовую» среду, прежде чем вносить изменения в «продакшн», как это делают программисты. Потому как можно получить серьезные неприятности.
Но городская среда делает «богами» всех, даже тех, кто не умеет паять «релюхи» или разбирать утюги. Считаю акции юных «навальнят» восстанием «богов». Они возмущены тем, что вселенная не вращается вокруг них и требуют замены государственных «запчастей». Боги мы или нет, в конце концов? Склонность к самообожествлению, помноженная на модную тенденцию ниспровержения любых авторитетов в политике, создает из горожан взрывоопасную смесь.
Супермены-тираноборцы (боги) из американских блокбастеров, кстати, уже давно побеждают всяческих тиранов пачками – некуда складывать. Любопытно узнать мировое устройство после такой победы. Сетевое государство без центральных органов управления, где властвуют корпорации? Перенос децентрализованного принципа майнинга криптовалют на процессы принятия государственных решений? Например, тот, у кого мощнее ресурс, тот и «просчитал» закон первым? Не берусь предсказывать. Жду пока выйдет очередной фильм с разъяснениями.
Среда обитания.
Жизнь обитателей мегаполиса похожа на жизнь моряков, месяцами находящихся в подводной лодке. Недостаток нормального воздуха, питания и личного пространства. Городские жители бледны и зачастую имеют заболевания, отсутствующие у деревенских, например аллергию. Отсутствие естественных природных условий неизбежно приводит к помутнению сознания и рождает бредовые идеи. Городские реально могут «психануть» и пальнуть «ядрен-батонами» из пусковых установок. Здесь бы очень пригодилась пышногрудая селянка, подносящая свежий хлеб и парное молоко. И прогулки за городом на свежем воздухе. Хотя, для экипажа это проблема – погружение находящейся на боевом дежурстве субмарины может длиться неделями и месяцами. До наступления отпуска.
Досуг или каникулы.
Социальные изменения последнего столетия привели к тому, что у городских появился гарантированный «уикенд» и отпуск (каникулы). Стоит отметить, что не последнюю роль здесь сыграл именно Советский Союз. У деревенских все намного сложнее: их периоды хозяйственной активности связаны с природными циклами; гарантированных часов или дней досуга они не имеют. И вдруг выяснилось, что большинство горожан просто не знают, чем себя занять. Отсутствуют цели и смыслы. «Всю жизнь мечтал о свободе, а теперь не знаю что с ней делать», - говорит персонаж советского фильма «Айвенго». Значительная часть городских начинает использовать свободное время себе во вред: употреблять «стимуляторы удовольствий» и глупо прожигать свой «моторесурс». Фактически происходит медленный суицид, что проявляется и во всяких болезненных философских течениях. Требование дать идеологию (смысл жизни) происходят именно отсюда. (Полагаю, что идеология должна быть определена, иначе нам навяжут ее извне.) Один мой знакомый таким ехидным образом объяснил появление всяких ЛГБТ - сидит западный сытый обыватель, мается от безделья и рефлексирует: «Кто же я такой? А может я гей?». Да, я считаю, что ЛГБТ – изобретение городских.
Я не могу себе представить, чтобы обобщенный сельский житель был склонен к суициду. Сельские, по сути, являются выживальщиками. Они всегда чем-то заняты, вопрос смыслов перед ними не стоит так остро. Пережил тяжелую зиму или засушливое лето – и слава Богу. Они любят и ценят свою жизнь, имеют здоровую психику. Их желания просты и естественны. Построить дом, посадить дерево, вырастить сына.
У городских же доходит до того, что они не могут остаться наедине со своими мыслями дольше четверти часа, судя по наблюдениям за пассажирами электричек. Не могут остановить «внутренний диалог» и просто созерцать. Мобильные телефоны и прочие гаджеты являются спасением от самих себя, от поглощающей «черной дыры» - пустоты, которая находится внутри них. Наблюдение за природой и птичками могло бы помочь.
Городские, имея свободное время, далеко не всегда пытаются преобразовать себя духовно и физически. Городские почти полностью игнорируют биологию, сфокусировавшись на технической стороне. Они создают себе «механические костыли» и считают себя здоровыми. «Алита – боевой ангел», девочка, почти на 100% состоящая из механических запчастей – вот он идеал. Горожане считают человека еще одной разновидностью утюга.
Городские, судя по фильмам, уже сейчас готовы передать все свои функции роботам и удалиться на покой в виртуальную реальность. Они устали. Что неудивительно - они всю жизнь провели в «подводной лодке». Видимо, об этом песня группы «Битлз». Единственное, что я не смог «раскусить», так это цвет: почему она желтая?
Но претензия верхнего абзаца направленна не сколько к городским, сколько к тем, кто формирует цели и задачи.
Цели и задачи.
Практически отсутствуют. В отличии от реальной подводной лодки, имеющей четко определенные задачи, городская просто плывет. Снова обратимся к голливудским фильмам – формирователям смыслов. Представьте гнусавый голос переводчика из видеосалонов в 90-е: «Планета Земля исчерпала свои ресурсы. Человечество обратило свой взор в космос и стало готовиться к переселению на другие планеты.» Деревенские, вы поняли, о чем идет речь? Городские собираются СВАЛИТЬ отсюда, предварительно все загадив. Чтобы потом загадить следующую планету. «Я меняю свой Бентли, потому что в нем пепельница засорилась». Причем фильмы утверждают, что улететь смогут не все, а только избранные. Во имя спасения всего человечества, разумеется. Как вам такое?
Модный фильм «Интерстеллар» таким образом обрисовывает ухудшение планетарных условий: перестала расти кукуруза и люди ходят в масках, потому что в воздухе много пыли. Ужос! А ничего, что на том же Марсе, который городские собрались колонизировать (слышу гомерический хохот деревенских), кислород для дыхания почти полностью отсутствует, и там не то что кукуруза, но даже мох не растет? Как-то надо чуть больше ценить свою планету.
Практические навыки.
Городские почти не способны существовать вне своей узкой среды обитания. В отличии от сельских «выживальщиков», они думают, что булочки растут на деревьях рядом с кофе. Мясо каким-то образом само зарождается на рыночных прилавках. Поэтому, когда в ютубе появляются кадры забоя скота, у городских начинается истерика. Лично я против жестокого отношения к животным. Человек должен проявлять гуманизм во всех случаях – это надо не столько животным, сколько самим людям, чтобы не превратиться в монстров. Но, городским надо спросить у деревенских, переживших неурожай, что такое голод. Или у тех городских, которые пережили блокаду в Ленинграде. Это хорошо прочищает «моцк».
Городские условия часто производят плохо приспособленных к жизни людей, а именно «офисный планктон», как его называют. Узкая специализация рождает профессионалов по нажатию одной кнопки. Доходит до смешного: появляются инструкции, запрещающие сушить котов в микроволновках. Многие не способны даже прибить полочку в своей комнате. Конечно, это вызывает улыбку сельских жителей, которые имеют в запасе несколько специальностей просто в силу проживания в сельской местности. Сельские могут приловчиться к городской жизни. Если все же во всем мире исчезнет электричество, то сельские в большинстве выживут, городские – нет.
Почитайте на досуге повесть Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил». Максимальное удовольствие на единицу текста. Особенно если воспринимать все в контексте «офисные менеджеры vs деревенский мужик».
Искусство на примере живописи.
Об этом можно написать страничек десять и уснуть, поэтому буду краток. С городским искусством происходит что-то нехорошее. Так было не всегда. Посмотрите на картины Рубенса: здоровые женщины с пышным телом. Я прямо слышу как художник произносит «ням-ням» в процессе работы. Нормальный, любящий жизнь мужик с нормальными желаниями. Но вот проходит несколько столетий, и пышных молодушек сменяют бледные худые девушки с черными кругами вокруг глаз и ярко накрашенными губами. Губы, я так понимаю, ярко накрашены потому, что имеют неестественно бледный цвет. Упадок и болезнь. Декаданс. Художники начинают изображать всякие уродства, человек рисуется схематично в виде квадратиков и штрихов. Такое ощущение, что люди на картинах размываются и пропадают, как на фотографиях в фильме «Назад в будущее». Растворяются в кислоте городов, деформируясь и скукоживаясь на картинах Пикассо. Городское искусство доходит до отрицания человека, т.е. до самоотрицания. Самое время пересмотреть свои культурные установки и черпнуть свежей холодной воды из деревенского колодца. Пока есть что черпать.
Выводы.
Противопоставление села городу является ошибочным и вредным. Посмотрите еще раз на скульптуру Мухиной, чтобы понять, как все должно быть. Наш путь – гармония. Осталось определить, куда мы идем… Да, еще бы воссоздать культ спорта с доступом широких масс, как это было при СССР. А еще ванны можно попробовать. И кислород.
P.S. Опасаюсь, что буду причислен к секте зеленых почитателей Греты. Нет, это не так. Стратегическая цель «просто СВАЛИТЬ» мне кажется очень странной. Как и цель уничтожить большую часть населения, чтобы привести экопроцессы в равновесие. Должен быть другой путь.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!