Процессы обновления
В конце девяностых годов ВМС Китая располагали большим количеством ракетных катеров нескольких проектов. При этом средний возраст такого флота постоянно увеличивался, техника устаревала морально и физически, а ее тактико-технические характеристики все менее соответствовали актуальным требованиям. Необходимость создания нового катера стала очевидной.
Перспективный проект получил рабочее обозначение «022». В зарубежных источниках катер нередко именуют по классификации НАТО – Houbei. Разработка проекта была выполнена на рубеже девяностых и двухтысячных. Точные сведения об исследованиях, предварявших проектирование, а также об особенностях разработки проекта и развертывания серии отсутствуют.
Катер в доке, можно рассмотреть форму подводной части. Фото Globalsecurity.org
За рубежом о новом китайском катере узнали весной 2004 г. Тогда на одной из верфей Шанхая был замечен необычный корпус, явно не имевший отношения к известным проектам. Летом катер спустили на воду для достройки и последующих испытаний. К началу 2005 г. головной «Тип 022» приняли в состав ВМС.
Известно, что в 2006-2007 гг. к программе строительства новых ракетных катеров привлекли в общей сложности четыре верфи в Шанхае и Гуанчжоу. Наладив производство, они могли строить до 10 катеров ежегодно. Благодаря этому, китайский флот смог рассчитывать на скорую замену устаревших ракетных катеров с несовершенным вооружением.
Морская платформа
Из известных данных следует, что перед проектом «022» ставилось несколько основных задач. Часть их, связанных с ходовыми и маневренными качествами, заметностью и т.д. предлагалось решать за счет создания особой конструкции корпуса и надстройки, а также путем внедрения энергоустановки и других систем с требуемыми параметрами.
Вид на корму и пусковые установки. Фото Globalsecurity.org
Катер «Тип 022» построен по схеме катамарана и имеет любопытную конструкцию корпуса. Боковые корпуса, находящиеся в воде и удерживающие катер на плаву, отличаются ограниченным поперечным сечением и шириной, но выполнены максимально длинными. Тонкая носовая часть такого корпуса минимально поднимается над поверхностью и буквально прорезает волны, что связано с необходимостью повышения ходовых характеристик.
Т.н. мост, соединяющий два корпуса и вмещающий основные системы и агрегаты, напоминает обычный катер. Он получил наклонный форштевень и V-образное днище традиционной корабельной формы в носовой части. Киль и борта в норме не касаются воды, а за ними расположено простое ровное днище. На таком корпусе устанавливается надстройка ограниченной высоты, за которой находится мачта. В кормовой части надстройки предусмотрены коробчатые кожухи пусковых установок для противокорабельных ракет.
Надводная часть катера «Хубэй» указывает на применение стелс-технологий. Корпус и надстройка составлены из прямых поверхностей с ровными гранями, расположенных под разными углами друг к другу и к горизонту. При этом, насколько известно, конструкция выполнена из металла, а на палубе и надстройке сохраняется масса выступающих деталей, что может сокращать эффект от малозаметных форм.
Стрельба из артиллерийской установки. Фото ВМС НОАК
Катер оснащается двумя дизельными двигателями мощностью по 3430 л.с. Каждый из них работает на свою пару водометов, установленную в корме бокового корпуса. Катамаранная конструкция и водометы позволяют развивать скорость 36-38 узлов.
«Тип 022» имеет длину 42,6 м при ширине ок. 12 м и осадке 1,5 м. Водоизмещение – 224 т. Экипаж включает 12 человек. Дальность хода, автономность и другие параметры остаются неизвестными. При этом катера способны свободно действовать в прибрежной зоне, на некотором удалении от баз.
Вопросы вооружения
Проект «022» предусматривал использование целого набора радиоэлектронного, артиллерийского и ракетного вооружения. За поиск надводных целей отвечает РЛС H/LJQ-362. Она обеспечивают обнаружение объектов и целеуказание на дальностях до 100 км и высотах до 8 км. Имеется оптико-электронная станция H/ZGJ-1B с дневным и ночным режимами. Все эти средства интегрированы в систему управления огнем H/ZFJ-1A.
Катер ставит помехи. Фото ВМС НОАК
Основным оружием «Хубэя» являются противокорабельные ракеты YJ-83. В корме надстройки размещаются две пусковые установки по четыре ПКР на каждой. Пуск осуществляется в переднюю полусферу. Обнаружив цель или получив целеуказание со стороны, экипаж катера вводит данные в автоматику ракеты и осуществляет запуск. Обеспечивается стрельба одиночными ракетами и залпом с интервалом 3 сек.
ПКР YJ-83 имеют длину более 6,3 м и массу 800 кг, из которых 190 кг приходится на боевую часть. Полет к цели осуществляется на дозвуковой скорости. Дальность поздних модификаций ракеты – до 250 км. Такая ракета способна выводить из строя надводные корабли разных классов, вплоть до фрегатов и эсминцев.
Для целей в ближней зоне катер несет артиллерийскую установку H/PJ-13 с 30-мм шестиствольным автоматом – копией советского АО-18. Управление этим оружием осуществляется при помощи оптико-электронной станции на мачте. Также на борту катера присутствуют ПЗРК. Имеются две установки для отстрела помех.
Центральный пост катера. Фото ВМС НОАК
Ракетные флотилии
Головной катер «Тип 022» был передан ВМС НОАК в конце 2004 г. Вскоре после этого на заводе в Шанхае заметили еще три корпуса, достроенные и сданные в 2005-2006 гг. Включение в программу строительства новых предприятий позволило резко нарастить темпы и объемы производства, выйдя на рубеж в 10 катеров ежегодно. Уже в 2008 г. зарубежные СМИ сообщали о наличии у Китая 40 катеров нового проекта.
За несколько лет катера «022» стали самым массовым образцом на вооружении китайского флота. По разным данным, в настоящее время в составе ВМС имеется не менее 60-80 таких катеров. В большинстве источников упоминается 83 вымпела. Они распределены между несколькими подразделениями в составе всех трех флотов ВМС с базированием в разных портах.
Задачей ракетных катеров нового типа является охрана прибрежной зоны от надводных кораблей вероятного противника. Такое их применение регулярно отрабатывается в ходе различных учений. Кроме того, катера «Тип 022» используются для защиты интересов страны в удаленных районах. К примеру, вместе с другими кораблями и судами ракетные катера участвуют в патрулировании вблизи спорных островов Спратли. Очевидно, что их можно задействовать и в иных операциях в других районах.
Ракетные катера на учениях, 2016 г. Фото ВМС НОАК
На пользу флоту
К настоящему времени было построено до 83 ракетных катеров-катамаранов «Тип 022», и они стали самыми массовыми боевыми единицами ВМС НОАК. Подобные количественные показатели связаны как с относительной простотой и дешевизной, так и с высоким потенциалом. Проект «022» предусматривал использование самых современных компонентов и новых решений, что дает ряд важных возможностей.
За счет катамаранной конструкции и водометных движителей катер «Хубэй» способен развивать высокую скорость и быстро выходить на рубеж пуска ракет. Малозаметная конструкция снижает вероятность своевременного обнаружения и эффективного ответного удара. Применяемые ракеты показывают достаточно высокие летные и боевые характеристики и вполне способны выполнять поставленные задачи – особенно при залповой стрельбе силами одного или нескольких катеров.
Таким образом, проблема обновления надводных сил была успешно решена. На вооружение ВМС НОАК поступили десятки новых катеров с улучшенными характеристиками и расширенными возможностями, и это позволило отказаться от значительной части устаревших боевых единиц. По всей видимости, катера «Тип 022» будут сохранять свое место во флоте в течение длительного времени, и замену для них создадут только в отдаленном будущем.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас