В списке тяжелых разведывательно-ударных беспилотников планеты российский С-70 «Охотник», разработанный в ОКБ «Сухого», превосходит конкурентов по всему спектру летных и боевых характеристик, оттачивает интеллект, и в ближайшие годы будет принят на вооружение. Реактивный, при этом тихий и незаметный, этот БПЛА сейчас проходит очередные тесты в компании истребителя пятого поколения Су-57 на закрытом испытательном аэродроме Министерства обороны России.
«Это летающая лаборатория, на которой отрабатываются новые технологии. Например, сейчас мы проверяем алгоритмы замедления на земле. У аппарата нет тормозного парашюта, поэтому эта отработка очень важна. Расположение опор шасси «Охотника» принципиально отличается от самолетного: колея большая, продольная база маленькая. Это вносит определенные сложности в алгоритмы руления и особенно замедления при посадке, – рассказал главный конструктор «Охотника» Сергей Бибиков.
Дрон способен действовать как в одиночном режиме, так и в группе – как уже было отмечено, совместно с истребителем пятого поколения Су-57. В этом случае самолёт выступает в качестве своеобразного летающего командного пункта для одного или нескольких БПЛА. Стойки шасси и двигатель C-70 позаимствовал именно у Су-57. Только у истребителя сопла поворотные, а у дрона – неподвижное. Наземный пульт, с которого управляют «Охотником» – два глухих зеленых контейнера без окон. В одном из них аппаратура связи, в другом перед пятью мониторами сидит пилот. На экраны выводится та же информация, что и в кабине боевого самолета, плюс изображение с двух носовых камер.
Две камеры и два монитора необходимы для страховки. У них разные системы связи, если с одной что-нибудь случится, другая будет работать. На другие мониторы выводится полетная информация, как в кабине обычного самолета. Под левой рукой ручка управления двигателем, правая на ручке управления самолетом. Кроме того, «Охотника» готовят к работе в условиях потери связи с оператором. Информационно-управляющая система занимает три стеллажа. В черных металлических блоках живет искусственный интеллект. Эта ИУС сложнее, чем у Су-57. Она полностью выполняет функции экипажа как минимум по безопасному возвращению аппарата на базу.
В отличие от MQ-9 Reaper ВВС США, российский разведывательно-ударный дрон предназначен не для борьбы с бандформированиями, а для полномасштабных военных конфликтов. Может нести средства разведки и более 6 тонн бомб или ракет «воздух-поверхность» и «воздух-воздух» на расстояние около 5000 километров. «Охотник» обладает беспрецедентными возможностями с точки зрения дальности и разнообразия вооружений.
С-70 «Охотник» обещает стать первым в мире беспилотным перехватчиком. Ожидается, что Минобороны РФ примет серийные «Охотники» на вооружение в 2025 году. Интересно, что до недавнего времени США и Россия рассматривали использование тяжелых ударных БЛА как нарушение Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Базирование в Европе и полеты американских Global Hawk и Reaper с ракетами на борту четко вписываются в запретительные параметры ДРСМД, запрещавшего ракеты дальностью от 500 до 5,5 тыс. км. Однако теперь, когда США вышли из договора, российский беспилотный «Охотник» способен переписать стратегию и тактику ударной авиации.