По мнению ведущих специалистов в области экологии (не делающих на ней карьеру политиков, а действительно серьезных учёных), в самом скором времени наибольшей ценностью в нашем мире станут не драгоценные металлы и даже не нефть и газ. Вода, самая обычная вода, без которой ни одному человеку не прожить и дня, уже сегодня превращается не просто в дефицит, а в предмет вожделения стран, готовых развязывать из-за неё войны.
К примеру, причина конфликта между Египтом и Эфиопией, грозящего вот-вот вылиться в вооруженное противостояние – это намерение последней построить в верховьях Нила колоссальную плотину, необходимую для электрификации и индустриализации страны. В Каире считают воплощение этого проекта в жизнь смертным приговором для себя и готовы развязать войну за нильскую воду. Конфликты с соседями рискуют получить и турки, если продолжат возведение дамб на Тигре и Евфрате. Впрочем, зачем ходить так далеко – наша страна уже который год пытается решить вопрос водоснабжения Крыма, используемый Киевом для все более циничного шантажа. А ведь терпение может и лопнуть...
Впрочем, все нынешние проблемы, если верить прогнозам ученых, померкнут перед той колоссальной, критической нехваткой питьевой воды, что ожидает человечество к середине нынешнего столетия. По подсчетам аналитиков все той же ООН, к тому времени от этой беды будет страдать более 6 миллиардов человек – то есть едва ли не две трети жителей планеты! Количество потенциальных жертв такого положения поддается учету с большим трудом. Ведь отсутствие воды убивает не только жаждой... Оно приводит и к голоду – ибо ведение сельского хозяйства без орошения уже сейчас невозможно во множестве регионов мира, причем число их стремительно растет.
Еще одно следствие водного дефицита – возникающие в результате него болезни, эпидемии, практически неизбежно вспыхивающие в перенаселенных местностях, испытывающих проблемы с водоснабжением. По медицинским нормам современному человеку необходимы 50 литров воды в сутки. Минимальный «порог» - 30 литров. Из них 5 требуются для питья и приготовления пищи (хотя бы 1,5-2 литра жидкости человек для нормального функционирования организма должен ежедневно принимать «внутрь»), остальные – 25 для санитарно-гигиенических нужд.
В противном случае наступает страшная расплата – именно антисанитария является второй в мире причиной смертности детей, около 2 миллионов которых ежегодно гибли от вызванных ею кишечных инфекционных заболеваний еще полтора десятилетия назад. Изменилась ли эта статистика в лучшую сторону сейчас? Крайне сомнительно. Абсолютно неизвестно, какая новая хворь может появиться и распространиться по планете в таких условиях – возможно, нечто такое, перед чем и коронавирус покажется легким недомоганием...
Вода, как и абсолютное большинство ресурсов и жизненных благ, распределена среди людей крайне неравномерно. Жители США запросто расходуют ее по 400 литров в день, не задумываясь об экономии. Европейцы – примерно вдвое меньше. В некоторых регионах Африки и Центральной Азии норма потребления живительной воды и в 5 литров ежедневно является для большинства жителей недостижимой мечтой. К каким геополитическим катаклизмам все это может привести? Некоторые наметки имеются уже сегодня.
Очагами вероятных войн за воду, которые, вместе с голодом и болезнями могут унести миллионы жизней, вполне могут стать бассейн реки Иордан, где арабо-израильская вражда, помноженная на жажду, рискует перейти в смертельную схватку за 1% пресной воды мира, расположенной на Ближнем Востоке с его 5% мирового населения. Не менее взрывоопасным является и регион Междуречья. За воды Тигра и Евфрата, которые всё больше пытается контролировать Турция, война также вероятна. В «зоне риска», вне всяких сомнений, Африка, особенно ее Северная часть, а также Ангола и Намибия.
Огромные проблемы со снабжением водой испытывает сегодня Индия – одна из самых густонаселенных стран мира. Потенциальные противники в случае военного кризиса, в который неминуемо выльются попытки решить их силовыми методами – Пакистан и Китай, отношения с которым у этой страны и так, мягко говоря, натянуты. В этом плане вероятность войн за воду на ограниченной территории, где уже сегодня суммарно проживают полтора миллиарда человек (без учёта населения упомянутых КНР и Пакистана), велика.
С учетом того, что у многих стран, испытывающих «водный голод» уже сегодня, имеется ядерное оружие, перспектива вырисовывается предельно тревожная. И, кстати говоря, России, обладающей на нынешний момент (по разным оценкам) от 20% до 25% ресурсов пригодной для питья воды планеты тоже стоит призадуматься – не придется ли защищать с оружием в руках это богатство.
Вне всяких сомнений, войны за воду – это один из наиболее верных способов самоуничтожения для всех землян. Так или иначе, но эту проблему необходимо решать мирными средствами и способами. Кто-то видит спасение в масштабном опреснении соленой морской воды, кто-то – в промышленном «освоении» льдов Арктики и Антарктики, способных «напоить» жителей Земли. Однако, самым главным, пожалуй, является, отказ от бездумного и хищнического использования человечеством природных ресурсов. Тех, что остались...