Не выполнен еще контракт на поставку в армию экипировки «Ратник-1», но Минобороны анонсируют уже третье поколение. А что случилось с промежуточным "ратником"?
Давайте разбираться с настоящим и попробуем посмотреть в будущее.
Революция
Когда мы говорим «экипировка» по отношению к «Ратнику» и ему подобным системам, то это только сбивает с толку, словно «Ратник» — это просто набор из одежды, оружия, навигационного оборудования и батареек.
Тут стоило бы придумать какое-нибудь иное слово. Потому как «Ратник», как и любой другой проект «Солдата Будущего» — это:
Во-первых, попытка за счет количественного оснащения вывести возможности солдата на принципиально иной качественный уровень.
Во-вторых, обеспечить абсолютное преимущество перед противником, за счет применения высоких технологий.
Пример — враг, при большом желании, может приобрести экипировку «Ратник» на черном рынке или захватить ее в качестве трофея, но если с использованием ножа «Шмель» у него проблем не будет, то вот комплексом разведки, управления и связи «Стрелец», он не сможет пользоваться, потому как комплекс по большей части бесполезен, без возможности коммуникации с товарищами, оснащенными таким же «Стрельцом». Но даже если противник сумеет вооружить целое подразделение нашими «Ратниками», и обучить их работать в связке, то ему все равно останутся недоступны возможности экипировки, относящиеся к сценариям сетецентрической войны.
Проще говоря, когда наш солдат облачается в экипировку «Ратника», он обретает абсолютное превосходство над каким-нибудь бородатым туземцем в сланцах и «калашом». При этом, если этот же бородач оденет наш «Ратник», то он все равно останется туземцем с неразвитых территорий.
У нас и у них
Над обликом «Солдата будущего» у нас начали задумываться еще в начале 2000-х годов. Тогда складывалась не очень веселая ситуация — чеченские войны показали, что бородачи частенько оказывались экипированы лучше чем солдаты регулярной российской армии.
Поэтому работы над «экипировкой будущего» решали проблему и отсутствия вменяемой «экипировки настоящего».
Сейчас в этом же направлении работают очень многие страны — это вроде как дешевле чем разработать собственный танк.
Но, большинство из этих стран, «осовременивают» своего солдата.
Действительно же революционные системы создаются только единицами. У нас на это ушло 15 лет и работа еще не закончена.
«Бармица»
Еще к 2005 году, при взаимодействии двух десятков оборонных предприятий, у нас разработали боевую экипировку «Бармица».
Уже тогда в ее состав входили очки ночного виденья, навигатор, радиостанция, бронежилет «Забрало», шлем «Борит-M», разгрузка и еще более 40 различных предметов, очень нужных солдату.
Проблема в том, что это была просто экипировка — набор полезных и нужных солдату вещей, но никак не революция.
Другая проблема заключалась в весе — 43–52 кг, включая оружие в зависимости от специализации солдата — это, достаточно много. На начало 2000-х годов американский солдат таскал на себе тоже 43 кг — за что и получил массу нелицеприятных эпитетов и сравнение с беременным пингвином.
Для нашего Минобороны такой вес экипировки оказался недопустим и разработки продолжились.
«Пермячка-М»
Боевой защитный комплект 6Б21 появился еще где-то в районе 2002 года и с тех пор постоянно дорабатывался, найдя свое конечное воплощение в модернизированном варианте «Пермячка-М» 2010 года.
Арамидная ткань комбинезона, металлокерамические пластины бронежилета, противоосколочные очки, перчатки и прочее. Вес в зависимости от комплектации всего 8,5—12 кг, 20 предметов, превосходная защита максимальной площади поверхности тела — это был, конечно, прорыв и ни одна страна таких результатов на тот момент не достигала.
«Ратник-1»
Разработки по направлениям «Бармица», «Пермячка-М» и некоторых других были использованы в создании первого поколения боевой экипировки «Ратник».
Что изменилось по сравнению с той же «Бармицей»?
Во-первых, все элементы были переработаны, чтобы добиться унификации, функциональности и уменьшения веса.
Во-вторых, система управления «Стрелец», обеспечивающая беспрецедентные возможности связи как внутри отряда, так и боевой единицы с центром. А это уже технологии сетецентрической войны.
В-третьих, расширение прицельного оборудования: вместо очков ночного виденья, у нас здесь дневно-ночной прицельный комплекс, а также несколько видов тепловизионных прицелов и телевизионный прицел.
В-четвертых, аккумуляторные батареи для питания всего этого добра.
В-пятых, что как мне кажется важно — добавление к пассивным средствам сбережения тепла, активного обогрева.
Арамидные материалы и высочайшая степень защиты, достались от «Пермячки» — выстрел с 10 метров из СВД в бронежилет, оставляет только синяк на теле солдата. Шлем с пяти метров останавливает пистолетную пулю.
Вес всего этого добра 17 кг в базовом варианте защиты и 22 кг со штурмовым бронежилетом. Вес, естественно, без оружия.
«Ратник-2»
Деление на поколения этой экипировки достаточно условно. Оно скорее отражает не конкретные вехи с привязкой ко времени, а общий процесс доработки и улучшения. Учитывая, что срок службы «Ратника» — пять лет, с таким интервалом нам и следует ждать обновления, т. е. ближе к 2020 году.
Что изменится в «Ратнике» в ближайшем будущем?
Во-первых, система распознавания «свой-чужой» как для боевых машин, так и для солдат. Это позволит избежать дружественного огня по своим, да и вообще, лучше понимать происходящее на поле боя.
Во-вторых, возможно, к этому времени наладят производство кардиовизоров, анонсированных на форуме «Армия-2016». Это устройство позволяет в режиме реального времени снимать показания ЭКГ, частоту сердечных сокращений, дыхательных движений, температуры. На основании этих данных, командир может иметь представление о физическом и эмоциональном состоянии своих солдат.
В-третьих, время арамидных тканей заканчивается и им на смену идет более практичный и прочный высокомолекулярный полиэтилен.
«Ратник-3»
Это обновление экипировки нам следует ждать не раньше 2025–2030 годов, но зато оно очень многообещающее:
- Шлем с противоосколочным прозрачным забралом, на внутреннюю сторону которого выводится информация о бое и целеуказания. То, что сегодня солдат вынужден разглядывать в приёмоиндикаторе, отвлекаясь, в «Ратнике-3» будет доступно прям перед глазами.
- Камуфляж будет менять окраску, а бронежилет обзаведется встроенным электроснабжением.
- Общий вес снизится на несколько килограмм.
- Ну и нашумевший экзоскелет. Зачем он нужен, если вес снаряжения и без того снижается? Я не знаю, но время покажет.
- Технологии всегда обеспечивают выигрышные позиции, даже если по началу их использование выглядит не обоснованным.
Русский солдат — очень умен и опасен. Наконец-то он получает экипировку себе под стать.
Источник: http://politrussia.com
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас