Китайские СМИ итоги визита своего министра обороны генерала Ли Шанфу назвали ни много, ни мало … «началом Нового Великого Похода», на что смотрю с большим интересом. Как и на восторженные комментарии наших придворных экспертов и аналитиков. Много красивых слов сказано, ёмких образов подобрано, смыслов между строк найдено. Всего много. Только нет ни одного факта, за который можно зацепиться. Кроме общих формулировок «спина к спине», «плечом к плечу» и тд.
Диспозиция
Со времён Мао (блины-мухи, статью же обещал!) китайцы умеют торговаться, до последнего выкручивать руки тем, от кого они ожидают причитающиеся им «подарки». СССР и КНР насмерть разругались после смерти Сталина из-за технологий ядерного оружия, которые Москва категорически отказывалась передавать лучшему другу по коммунистическому лагерю. Да так громко пособачились, что едва в настоящую войну не скатились. Ладно, страницу перевернули, прошлые обиды забыли, а с приходом Кормчего Си начали новый танец.
Объективно, главной задачей Пекина является новая архитектура мира: выдавливание США с просторов Евразии, получение под контроль Ближнего Востока и Передней Азии, сохранение платёжеспособной Европы в главных торговых партнёрах. Первого «казачка» Си Цзиньпин завербовал, месье Макрон вернулся после визита в Китай … полностью «перепрошитый» тамошними чипами и операционной системой, начал дерзить Гегемону, призывать отказываться от доллара и вообще встать с колен. Записные острословы добавляют – с локтей тоже не мешало бы.
Шутки в сторону, получаем диспозицию: китайцам очень не нравится противостояние Европы и России, оно крайне вредит бизнесу. Есть понимание, что накачанные махровой русофобией политические элиты ЕС никогда не пойдут на примирение, от голода и холода скорее полягут, всё до нитки спустят американцам. Пока, во всяком случае. Обезжиривание Старушки категорически неприемлемо, но и Владимир Путин закусился всерьёз, слишком велики угрозы национальной безопасности на Западе.
А как быть с нашим военно-стратегическим партнёрством на Востоке, так наверняка спрашивал Си Цзиньпин во время визита в Москву. И прибывший следом министр обороны попросил уточнить. Было чего, оборона тихоокеанского побережья России за прошедший год серьёзно просела, немало боеспособных соединений отправились в зону СВО. Непорядок, такое нарушение баланса в регионе нервирует Пекин. Особенно на фоне откровенно лихого поведения самураев, отказавшихся от доктрины «самообороны», начавших закупать ударные системы вооружений, одни «Томагавки» чего стоят. И модернизация Флота.
(иллюстрация из открытых источников)
Прагматичным китайцам интересно, насколько Тихоокеанский Флот боеспособен? Именно поэтому в сутки до визита Ли Шанфу на Дальнем Востоке были неожиданно объявлены внезапные учения и проверка боеготовности. То есть, свои стратегические обязательства «плечом к плечу» мы исполняем. Не только на море, все шахтные установки ядерных баллистических ракет Поднебесной максимально придвинуты к нашей госгранице. С одной стороны – жест небывалого доверия, с другой – наши расходы на прикрытие китайского «копья» своим «щитом» ПВО/ПРО.
С другой стороны, китайцам очень не нравится мысль, что приходится сближаться с нами на фоне реальных угроз, от которых нельзя отмахнуться. Пока министр обороны КНР отдавал честь нашему Главнокомандующему, возле Тайваня вынырнул из тумана американский авианосец «Nimitz», подойдя к мятежному острову слишком близко. А 11 апреля янки начали военные учения на Филиппинах, анонсировали отправку в помощь Тайбэю двух сотен своих военных советников. Подняли стратегические бомбардировщики на 38-ой параллелью, и объявили о тоже внезапных учениях ВМФ Южной Кореи, США и Японии. Тихий мир китайского торгового благополучия трещит.
А эксперты у нас и за кордоном начинают говорить возмутительные вещи, что вся возня вокруг Украины – операция прикрытия, стратегия США на втягивание в настоящее противостояние с Россией всей Европы. Чтобы торжественно убыть (вместе с Великобританией) решать китайскую проблему. Мизансцена готова, вассалы на низком старте. Япония, Южная Корея, Тайвань, Филиппины, Австралия … самое время начинать эскалацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, не дать Пекину провести перевооружение НОАК до 2030-го, особенно Флота.
(иллюстрация из открытых источников)
Как бы не хотели китайцы остаться мудрой обезьяной на дереве, но по их душу охотники с топорами и сетями выдвинулись. Одним не сдюжить, и если КНДР способен отвлечь на себя южнокорейцев и запугать до икоты (на какое-то время) самураев, то с остальными без русских не справиться. Но нашему Гаранту два фронта на сегодня категорически вредны, безлюдный Дальний Восток не потянет нормальное функционирование ТОФ, ремонтные мощности на пределе, судостроительные – в параличе. Интенсивная боевая работа по сдерживанию США, как во времена СССР, невозможна по объективным причинам. Выход? Есть. Военный альянс.
От которого Китай всеми конечностями отмахивается, не желая поляризации мира, записав во всех программных документах: создание военных блоков не отвечает геополитическим интересам Поднебесной. Читай – вредит торговле и гешефтам. Но сама обстановка толкает на другой уровень отношений, к предложенному в 2019-м Путиным Договору о военном союзе. Пекин тогда вежливо предложение отклонил, слово «союз» крайне ранило самолюбие, да и обострять с главными торговыми партнёрами отношения не хотелось. Самое время пересмотреть…
Главный союзник
Китай день через день сообщает, что никакой военно-технической помощи Москва не получит. Очень странная манера поведения, при витиеватой риторике о «стратегических и крепнущих день ото дня отношениях». Подвох? Нет, голый рационализм. Китаю важно не допустить большой войны в Европе, но развернуть Россию на решение его геополитических проблем в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И личность Ли Шанфу показательна, он с 2018-го находится под санкциями США.
(иллюстрация из открытых источников)
Так янки излишне нервно отреагировали на решение генерала закупать для НОАК истребители Су-35 и зенитно-ракетные комплексы С-400. За это ли? Нет конечно, подвох в более системных подходах сегодняшнего министра обороны КНР. Во-первых, Ли Шанфу является одним из самых «секретных» генералов Поднебесной, как и наиболее технически образованным. Закончил Оборонный университет НОАК и после более 30 лет проходил службу на космодроме Сичан (юго-западная провинция Сычуань). В 2003 году сорокапятилетний Ли Шанфу становится его командующим, получает генерал-майора и открывает программу Китая по разработке противоракетных и противоспутниковых систем (затем и гиперзвука), создаёт лунную программу КНР.
Именно им была сформулирована концепция «стратегического сотрудничества» с Россией, касалась она системы раннего ракетного предупреждения, знаменитого «царского подарка» Путина в 2019-м. Ли Шанфу предложил разделение обязанностей: Москва контролирует возможные маршруты баллистических ракет США со стороны Арктики и Аляски, Китай же – со стороны южных морей. А поскольку китайцы безуспешно бились над технологиями системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), то северного соседа попросили с ними помочь. Мы откликнулись, сэкономив более сотни миллиардов долларов китайского военного бюджета и лет десять времени.
СПРН РФв реальном времени (иллюстрация из открытых источников)
В качестве благодарности за «царский подарок» Ли Шанфу на своей новой должности начальника штаба Главного управления вооружений и военной техники НОАК стал лоббировать интересы русского ВПК в простой логике: что требуется срочно для обороноспособности континентального Китая на последнем рубеже обороны – покупаем именно у России, параллельно налаживая симбиоз однотипных систем вооружений «плечом к плечу» на едином театре военных действий Дальнего Востока.
К таким выводам можно придти, наблюдая за изменением номенклатуры российского военного экспорта в Поднебесную с приходом генерала. Умерив амбиции китайской авиастроительной отрасли и переориентировав её на разработку собственной морской авиации, Москва получила большие заказы на поставки: истребителей Су-26/27/ 30МКК/35; вертолетов Ми-171, Ка-32 и «Ансат»; транспортников Ил-76 и заправщиков Ил-78. То есть, Ли Шанфу добился дублирования военно-воздушной компоненты КНР и РФ на ближних рубежах.
Дальше тоже интересно, в 2016-м «космический генерал» приходит в Штаб Войск стратегической поддержки НОАК и проводит болезненную реформу структуры, которая становится Управлением развития вооружений Центрального военного совета КНР. Вектор на более глубокое сотрудничество с Россией становится при нём более жёстким, особенно в вопросах ПРО и ПВО, неатомных субмарин, боевых кораблей океанской зоны. Итогом стал большой проектный заказ НОАК для наших НИИ, русские военные математики создали модель «общей нестратегической ПРО» России и Поднебесной.
В итоге, она принимается двумя странами, Китай заказывает для защиты побережья несколько дивизионов средств ПВО: зенитно-ракетные комплексы С-300ПМ1 и С-400 большой дальности, «Тор-М» и «Тунгуска» малой дальности, промежуточный «Бук» в нескольких модификациях.
(иллюстрация из открытых источников)
Логика начальника Управления развития вооружений Центрального военного совета КНР генерала Ли Шанфу понятна: однотипность оборонительных вооружений соседей должна быть максимальной. Именно поэтому для приграничных с Россией Шэньянского и Пекинского военных округов специально закупаются наши управляемые авиабомбы, крылатые ракеты, запасные двигатели для истребителей, дизельные подлодки, ракетные эсминцы, противокорабельные комплексы, танки Т-80У, высокоточные и управляемые артиллерийские снаряды и тд.
А что же Китай … не потянул суверенное ВПК, которое так упорно и гордо строил? Не потянул, максимально вкладываясь в свою Доктрину «Три линии островов». Согласно которой китайские ВМС должны обеспечить свободу судоходства и контроль дальних рубежей обороны от Алеутских островов (через прибрежные воды американских Гаваев) – до стран Океании. А в прошлом году поставлена задача существенно усилить оперативные соединения боевых кораблей, контролирующих огромные акватории южной части Бенгальского залива, Аравийского моря, Персидского залива, Красного моря, восточного побережья Африки.
Такие расходы едва себе мог позволить Гегемон в годы физической бодрости и тонуса, китайцы начали понимать, что их неспешная программа перевооружения ВМС аж до 2050-го года требует срочных корректив. Без России военный бюджет придётся рвать на самые важные приоритеты, и судя по всему – они определены окончательно. Пекин концентрируется на авианосцах, кораблях океанского класса, морской авиации и реформировании сухопутных Сил, Москва занимается вопросами обороноспособности «последнего рубежа» и темой общей ПРО.
Не исключено, вскоре появится ещё один союзник – КНДР, включённый в общую архитектуру. Требующий огромных модернизаций своих типов вооружений, что на руку ВПК России и Китая. Кстати, с генералом Ли Фаншу связывают и программы модернизации бывшей советской техники, имеющейся в немалых количествах на вооружении НОАК.
(иллюстрация из открытых источников)
Выводы.
Побратимы. Так назвали в Китае подписанный в Москве министром обороны КНР Меморандум о взаимопонимании между Военной академией Генштаба Вооруженных сил России и Академией национальной обороны Народно-освободительной армии Китая. Ещё один шаг к военному союзу или стратегическому альянсу. Скорость возникновения которого, что самое смешное, зависит не от Пекина и Москвы, а от наших весьма недалёких заклятых партнёров, с ослиным упрямством толкающих русских и китайцев в объятия друг друга. Но есть и проблемы.
Нужно помнить прагматизм, где-то даже здоровый цинизм наших восточных «побратимов». Они страшно отстают, это верно, не успевают перевооружиться, им остро необходимы наши технологии в авиационной отрасли, гиперзвуке, атомных силовых установках, глубоководных комплексах, системах ПВО/ПРО. Действовать, как раньше (лицензиями и привилегиями на производство) – можно не успеть к началу глобальной игры с Гегемоном за господство в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
А резких движений делать нельзя, слишком великая зависимость от взаимопроникновения экономик Китая, США сотоварищи, Европы. Поэтому, Пекин будет максимально оттягивать сроки везде, как в сближении с Россией, так и разрыве с американцами. Особенно когда нет большой веры в лояльности Владимиру Путину наших волшебных «элит», готовых за тридцать сребреников маму родную продать, не то что Родину.
Случись что непредвиденное в политическом устройстве России – оставаться разбитого корыта разрушенных отношений Пекину не очень улыбается, негативный опыт со времён Хрущёва имеется. Но есть подозрение, время ускорилось, как бы не складывалась ситуация – нужно быть готовыми к бою, поэтому генерал Ли Шанфу, всегда отстаивавший расширение военного сотрудничества с Россией и приехал.
(иллюстрация из открытых источников)
Ему неважны вопросы геополитики, тонкая игра и балансировка отношений в треугольнике Москва-Вашингтон-Пекин, то задача лидеров. Военные проще устроены, там вопросы простые. Ты либо готов, либо не готов. Янки обозначили своей целью одним махом двоих побивахом, но явно переоценили свои возможности. Будут из Европы теперь отползать, накручивать эскалацию вокруг Китая. В военном плане не боеготового.
Нам придётся, что-то подсказывает, очень скоро подойти к той черте военно-стратегического сотрудничества, когда придётся определять его предел. И вместе сообщать янки, что брошенный вызов принят. Либо погружать многослойные протоколы уже имеющегося военно-технического взаимодействия под гриф полной секретности и дальше валять ваньку с красивыми речами «стратегического партнерства» без прямого военного альянса. Держать США в диком напряжении.
Не любят китайцы таких ловушек, когда приходится выбирать сторону. Но придётся. Впереди 2024-й год, и если Кормчий Си пожелал видеть у руля России Владимира Путина недвусмысленной фразой «российский народ вас поддержит», чем поверг в уныние очень многих, то вопрос выборов в США и на Тайване – под большим вопросом. Где-то обязательно рванёт и отправит ситуацию в неуправляемый полёт. И очень важно знать китайцам, выпутается ли к сроку Москва из украинской трясины, обеспечит ли «плечом к плечу» нужную прочность общей обороны. О том и говорили, уверен. Теперь уже побратимы.