В материалах этого цикла рассказывается исключительно о личных впечатлениях автора, который старается не обращаться ни к каким другим источникам, кроме собственной памяти. Разумеется, она несовершенна. Но какие-то несоответствия в мелочах особой роли в данном случае не играют. Общая канва событий передаётся правильно, а вот это-то и есть самое главное. Ну а сегодня наш рассказ будет посвящён судьбе одного человека, судьбе неожиданной и в чём-то странной, но судьбе, которая была и продолжается ещё и сегодня. Имя героини, разумеется, вымышлено, но во всём остальном она отнюдь не придумана. А началась эта история задолго до того, как она вообще родилась, и начнётся она опять-таки с воспоминаний о детстве автора.А было так, что после покупки телевизора в 1959 года я с удовольствием погрузился в мир кино и каких только фильмов по нашему ТВ не смотрел. Были среди них и индийские: «Бродяга», «Господин 420», «Четыре дороги, четыре сердца» (почему-то этот фильм, который я посмотрел где-то в 1962 году, мне особенно нравился). В 1964 году я посмотрел фильм «Сангам», и мне он тоже очень понравился, а затем и «Любовь в Кашмире», после которого из-за обилия песен и танцев индийское кино нравится мне перестало.
Но случилось так, причём непонятно каким образом, что отдельные индийские фильмы понравились уже моей дочери! И не просто понравились. Она записалась в ансамбль индийского танца, стала шить себе потрясающие по красоте платья и танцевала, даже уже когда работала в нашем университете, к полному восторгу своих студентов и студенток. В ансамбле у неё появилось много подруг, и вот одна-то из них как раз и станет героиней нашего рассказа. Назовём её… Индией, причём это именно имя, а не название страны, в чём нетрудно убедиться, прочитав роман «Унесенные ветром», в котором такое имя было у одной из девушек.Невысокого роста, с красивыми карими глазами и тёмно-каштановыми волосами, она не производила впечатления красавицы, но и дурнушкой отнюдь не была. Просто обычная милая девушка, каких много. Образование – высшее, университет, правда, уж и не помню, по какой специальности, поскольку работала она в брачной конторе. В семье у неё были некоторые проблемы, но говорить здесь о них вряд ли будет уместно, да и незачем.
Танцевала она очень хорошо, и в индийском национальном костюме выглядела точь-в-точь как настоящая индианка. А потом к нам в Пензу приехал в гости индийский посол, и, конечно же, ему показали русские народные песни в платьях до пола и танцы, ну и попросили выступить этот наш «индийский ансамбль». Мне довелось тогда поговорить с «художественным руководителем» приехавшей делегации и выяснить, что наши заунывные песни «посеяли девки, лен, ладо-ладо, девки лен…» ему не понравились. Пляски вприсядку он нашёл «слишком активными», разулся и пошёл танцевать на сцену. И танцевал, всего лишь… топая ногами!А нашим девушкам он сказал, что движения в индийском танце должны быть более отточенными, что это разговор типа: «Моё сердце бьётся для тебя под чоли (национальная женская одежда), вот так, так, так! Я дарю тебе моё сердце, мой любимый. Возьми его…». Ну и так далее. То есть танец это рассказ! «У нас при посольстве есть культурный центр, где можно научиться нашим танцам у профессионалов и получить сертификат, с которым вы сможете руководить вот таким ансамблем», – сказал он.
И наша Индия тут же собралась и поехала на эти курсы! Устроилась на работу в Москве, стала на них ходить заниматься и очень успешно сдала экзамен. Тут-то ей и говорят: «Как вы посмотрите на то, чтобы получить высшее образование у нас в Индии в одном из лучших университетов страны. Вы будете учиться бесплатно, получать стипендию, но потом вы должны будете отработать свой диплом на одном из наших предприятий или в какой-то фирме» – «Конечно, я согласна. Но разве у вас своих студентов не хватает? Я слышала, у вас в Хайдарабаде конкурс чуть ли не 500 человек на место». И вот что ей было сказано в ответ: «У нас много талантливой молодёжи, но они никогда не выезжали из страны, не знакомы с европейской культурой, им трудно на равных общаться с белыми людьми. А вы хорошо усваиваете нашу культуру, но и ваша культура у вас в крови с детства. Так что вам будет легче адаптироваться к нашей культуре, чем большинству наших людей к вашей. И нам проще дать вам образование, в котором мы нуждаемся, здесь, чем отправлять наших ребят на стажировку за море. Для многих из них это шок!».Вот так и попала она на специальность «международный менеджмент» в тот самый Хайдарабадский университет, куда местным нужно было выдержать просто жуткий конкурс. Помогло ей, конечно, то, что у неё было хорошо с английским, но в любом случае учиться совершенно в чужой и далёкой стране было очень непросто. Дома её отговаривали, но не отговорили.Причём, когда она попала в студенческое общежитие, выяснилось, что у неё в комнате полный интернационал: одна девушка из Чада, одна из Эмиратов, одна из Франции, и она – из России. Больше там русских студентов и студенток её уровня не было, а вот из других стран – были, то есть индийцы очень серьёзно готовили «своих людей» для работы по всему миру.
Естественно, что она приезжала домой в Пензу на каникулы и много чего нам рассказывала, и уж, конечно, по моей просьбе, где только возможно фотографировала индийские замки и оружие в музеях. А то откуда бы у меня на ВО было бы так много фотографий тех же раджпутских замков и всевозможных индийских сабель, шестоперов и кольчуг?А ещё за годы обучения она в каникулы опять же объехала всю Индию и увидела много всего интересного. Побывала в засушливом Раджастане с его уникальными шахтами-колодцами, конечно же, постаралась увидеть Тадж-Махал, «Красный форт», каталась на яках в Гималаях – одним словом, достаточно хорошо познакомилась со страной своей будущей работы. После трёх лет обучения старшим студентам было разрешено снимать квартиру вне студенческого городка. И она сняла… в старом деревянном доме, где было прохладно даже в сильную жару, а ночью… прохладу в комнату доставляла «пункха», довольно своеобразный вид опахала, только вот вместо пункавалла (человек-качальщик) из низших каст её приводил в действие небольшой электромоторчик. Кстати, стипендию ей и её иностранным подругам платили на уровне зарплаты учителя гимназии с семьёй из 5-6 человек, что в Индии считается хорошим заработком.
Привыкла она пить воду только из пластиковых бутылок, причём не касаясь губами горлышка, постоянно иметь дезинфицирующий состав для рук, словом, постоянно следить за чистотой, потому что в Индии, увы, очень уж грязно, а ещё там полным-полно змей и очень дерзких и противных обезьян.Ну а после окончания учёбы она получила направление на строительство огромной гелиостанции в Раджастане на должность специалиста по связям с общественностью. Условия работы были таковы: две тысячи долларов зарплата, дом в два этажа, служанка и повар, а ещё лендровер с шофером, но когда «сахиба» освоила эту машину, она уже стала водить её сама. По делам пришлось ей летать и в Париж, и в Лондон, и в Ташкент. К сожалению, в последние ковидные годы мы как-то потеряли с ней связь. Так что неизвестно, вышла ли она замуж и как вообще складывается её карьера. Но то, что до «лендровера с шофером» она складывалась очень даже неплохо – это точно!