Ну вот, паззл почти сложился.
Британия выходит из Евросоюза по итогам референдума, Германия пухнет от беженцев, а во Франции совершаются теракты, один за одним.
Другие страны ЕС в принципе можно не принимать во внимание, потому что в течение последних двухсот лет бал в Европе правят трое - Британия, Франция и Германия. Именно они развязывали все европейские войны последних двухсот лет, решали вопросы войны и мира, определяли облик и формат Европы, устанавливали и стирали европейские границы.
Европа в ее современном виде, с Евросоюзом, еврозоной и Шенгеном держится на Британии, Германии и Франции как на трех китах. При этом один из китов уже приготовился уплыть, другой страдает от облюбовавших его паразитов, а третьего кусают - не смертельно, но очень болезненно и планомерно.
И если о сохранении Европы в прежнем виде без Британии (точнее с Британией, но вышедшей из ЕС и переоформившей отношения с континентом) еще можно как-то говорить, то любое движение Германии или Франции в сторону пересмотра правил игры в Евросоюзе похоронит прежнюю Европу окончательно и бесповоротно.
Конечно, Европа как континент никуда не исчезнет. Но она станет другой. И процесс преобразования Европы из нынешнего "евросоюзно-шенгенского" вида к какому-то новому будет очень непростым.
Не надо думать, что "вот сейчас они усилят контроль над беженцами, победят ИГИЛ как источник терроризма и будут дальше жить-поживать и добра наживать". Так думать очень наивно.
Решить проблему с беженцами не удается уже больше года.
Это не удается ни Германии, ни Франции по-отдельности, ни Евросоюзу в целом.
Решения не видно даже на горизонте.
Политики топчутся на месте, находясь в системном тупике. Политика толерантности и мультикультурализма не позволяет решать проблему жестко, а мягкого решения просто не существует.
Чтобы решить проблему беженцев, нужно совершить разворот от Евросоюза к национальным интересам, а это будет по сути приговором Евросоюзу. В рамках Евросоюза в его нынешнем виде, с его нынешней политикой и системой принятия решений проблема беженцев неустранима.
Попытки договориться с Турцией, чтобы перекрыть маршрут движения беженцев - это не решение, а лишь попытка снять остроту проблемы. При этом Турция будет бесконечно шантажировать Европу беженцами, то есть Европа станет зависимой от Турции. И не надо забывать, что не только через Турцию можно добраться до Европы.
Надежды на мир в Сирии и ликвидацию ИГИЛ как источника беженцев - это вообще из области фантастики. То есть когда-нибудь мир на месте бывшей Сирии конечно наступит, это неизбежно, но очень нескоро. А главное, Сирия - не единственный источник беженцев. Есть Ирак, есть Ливия, есть Афганистан. Желающих перебраться с Ближнего Востока в Европу - миллионы, даже десятки миллионов. И желание переселиться из разрушенных и полуразрушенных стран в благостную и комфортную Европу ни за год, ни за десять лет у этих людей не пропадет.
Поэтому имеем с одной стороны неспособность Европы решить проблему беженцев, не отказываясь от Евросоюза вообще и политики толерантности в частности, а с другой - длинную многомиллионную очередь желающих переселиться в Европу - такую длинную, что проредить или разогнать ее в обозримой перспективе не представляется возможным.
Проще говоря, надкус европейского яблока ближневосточными народами уже сделан. Вкус яблока народы оценили. И мысленно чемоданы уже собрали. И убедить десятки миллионов арабов и афганцев разобрать мысленные чемоданы и забыть о вкусе европейского яблока - не получится. Потому что превратить Сирию, Ирак и Афганистан в идентичное Европе яблоко, вкусное и сытное - ни за год, ни за десять лет нельзя. И можно ли когда-нибудь вообще - тоже не факт.
Кроме того:
Проблема с беженцами - лишь часть более общей проблемы с мигрантами.
Еще до наплыва беженцев в Европу переехали на ПМЖ миллионы, даже десятки миллионов арабов, африканцев, турок. И далеко не все они интегрировались в европейское общество, стали европейцами "до мозга костей". Многие так и остались турками, арабами и африканцами, создали свои общины, диаспоры, заняли целые районы европейских городов и живут по-своему. И что с этим делать - в Европе не знает никто.
Поэтому даже если чисто гипотетически допустить, что поток беженцев завтра прекратится, то проблема "неевропейцев в Европе" никуда не денется. И у этой проблемы в формате Евросоюза тоже нет решения. Более того - у этой проблемы нет решения в рамках концепции демократии и либерализма. Эту проблему можно решать либо с позиций нацизма (как именно - думаю пояснять не требуется), либо с позиций коммунизма (всех направить в стройотряды на строительство светлого будущего, независимо от расовой и религиозной принадлежности и объединить людей общим делом, а несогласных - паковать в лагеря).
Но если Германия и Франция двинутся в сторону национализма, даже в самых мягких формах, это потребует повторения того, что сделала Британия - то есть отказаться от ЕС в пользу собственной национальной политики. А это значит Евросоюз закончится, потому что без Германии и Франции он не может существовать. Да и остальные страны в случае чемоданных настроений Германии и Франции будут брать пример.
Вариант коммунистического пути я даже рассматривать не буду, потому что отказ Евросоюза от либеральных и демократических ценностей выглядит еще менее вероятным, чем мир на всем Ближнем Востоке и возвращение всех беженцев домой в процветающие Сирию, Ливию и Ирак.
То есть когда-нибудь, лет через сто, может случиться и такое, но в обозримой перспективе - исключено.
Но и это еще не все.
Самое главное:
Экономические проблемы Евросоюза и еврозоны.
Экономический рост в Евросоюзе за последние годы замедлился. Кризис 2008 года более-менее удалось преодолеть, но вернуться к экономическому росту прошлого не получилось.
Ключевая ставка в зоне евро опущена до нуля - по сути это означает конец привычной денежно-кредитной политики. Что делать дальше - не знает никто. Зона отрицательных значений ключевой ставки - это область неизвестности.
Доходность по многим финансовым инструментам тоже упала до нуля и кое-где уже перешла в отрицательную область. Это значит, что инвесторы уже готовы доплачивать за то, чтобы сохранить свой капитал. О приумножении капитала в такой ситуации речи вообще не идет, а это означает конец существующей парадигмы капитализма.
И одновременно с этим сохраняется проблема неравномерного развития разных стран ЕС. Самый наглядный пример - Греция. Удержать Грецию от выхода из ЕС и спасти от банкротства удалось, но что дальше? Грецию фактически загнали в долги, возвращать которые страна неспособна. Страна превратилась в один большой балласт для Германии и Франции как для главных доноров европейской экономики. По-хорошему, Грецию надо было отпустить, но ее сохранили в составе ради целостности ЕС. Фактически экономическая целесообразность была принесена в жертву идее целостности Евросоюза. Но когда экономика приносится в жертву политике - это не совсем нормальная ситуация. Это как телега впереди лошади.
Но Греция - это не исключительный случай, подобные проблемы назревают в странах Восточной Европы, экономика которых заметно менее развита, чем в Германии и Франции.
Неравномерность развития разных стран ЕС - проблема фундаментальная и совершенно непреодолимая. Никогда экономика Греции не будет такой же, как экономика Германии - ни по структуре, ни по уровню развития. То же самое можно сказать о Болгарии, которая никогда не станет Францией.
Нельзя запрячь в одну упряжку вола и трепетную лань.
Почему же так получилось, что запрягли?
Сперва, когда Европа быстро восстанавливалась и развивалась после Второй мировой, при участии американских банков и корпораций, дисбаланс экономик не был столь ощутим. Да и ЕС не был поначалу так зарегулирован, как сейчас. И стран Восточной Европы не было в составе. И еще была высокая цель противостояния Советскому Союзу, которая объединяла и сглаживала противоречия на фоне большой советской угрозы.
Затем, когда СССР был ликвидирован, Евросоюз захватила идея расширения, поглощения стран Восточной Европы и экономическая целесообразность была принесена в жертву политическому азарту. Эйфория от победы над СССР оказалась сильнее здравого смысла.
К тому же, в момент поглощения стран Восточной Европы экономическая целесообразность в виде захвата их рынков существовала, просто это была краткосрочная целесообразность, в жертву которой была принесена долгосрочная перспектива. Стратегию принесли в жертву тактике.
И вот, теперь подошли к тому моменту, когда...
Старая Европа и Евросоюз больше не нужны.
Европа в существующем виде и Евросоюз с существующими правилами, существуюшей политикой - просто не нужны. Ни европейцами, ни, что самое главное - капиталу.
Евросоюз сегодня нужен только бюрократам в Брюсселе и европолитикам. Они и пытаются его сохранить.
Но общество, а тем более капитал - сильнее бюрократов.
И не надо забывать про США и американский капитал - им прежняя Европа и существующий Евросоюз тоже больше не нужны.
Евросоюз, который был противовесом СССР, союзником в холодной войне и тараном для взлома соцлагеря - больше не нужен. Потому что СССР и соцлагеря больше нет.
Теперь целостный Евросоюз стал конкурентом для самих Штатов.
Управлять разделенными странами проще - это старая истина.
Разделяя властвуй - принцип, старый как мир.
Поэтому США тоже по-своему заинтересованы в расколе Евросоюза и переформатировании Европы. Хотя вслух они, конечно, не будут об этом говорить.
В разрушении Европы оказались заинтересованы все.
Заинтересован капитал, которому в рамках ЕС и еврозоны больше не получается расти. Заинтересованы США, которые смогут в процессе переформатирования Европы вывезти к себе массу производств, часть европейского капитала, квалифицированных специалистов и ученых (деньги и ученые любят стабильность, а значит поедут в США). И сами европейцы, уставшие от "понаехавших" и опасающиеся новых терактов, тоже заинтересованы в процессе национализации политики своих стран.
Вот и получается, что в разрушении существующей Европы, Евросоюза, оказались заинтересованы все, кроме евробюрократов и евроромантичных политиканов, старых евросоюзных пердунов. Но их мнение не является решающим.
Из этого всего получаются такие выводы:
Победа сторонников Брэксита на референдуме была совсем не случайной. И референдум провели неспроста. Просто британская элита решила соскочить с евросоюзной темы, не перегружая свою страну мигрантами, не увеличивая социальную напряженность, как в Германии и не доводя дело до террора, как во Франции.
Британская элита оказалась прозорливее, дальновиднее, мудрее, чем элиты Германии и Франции. Ну и меньшая зависимость Британии от ЕС, меньшая степень интеграции, географическая обособленность тоже помогли.
Обратите внимание, что Кэмерон ушел в отставку сразу после референдума и в новом правительстве уже создан департамент Брэксита, несмотря на все петиции сторонников сохранения ЕС и попытки инициировать повторный референдум.
Могла ли британская элита переиграть референдум, если бы хотела? Да, могла. И повод в виде петиции был. Но британская элита твердо решила выходить из ЕС. Наверное поэтому сторонники Брэксита и победили.
И приглашение беженцев в Германию со стороны Меркель в свете вышесказанного тоже выглядит не таким уж случайным. Это выглядит как способ подвести немецкое общество к идее преобразования Евросоюза, по сути - его роспуска или превращения в "Евросоюз в обновленном виде", который уже не будет значить ничего.
И теракты во Франции в свете вышесказанного тоже превращаются из действий дикарей-игиловцев в большую политику, цель которой - подвести французов к идее выйти из ЕС или кардинально реформировать Евросоюз (читай роспустить).
Более коротко все это можно сформулировать так:
Если в Британии побеждают сторонники Брэксита - значит это кому-нибудь нужно.
Если в Германию прибывают беженцы - значит это тоже кому-нибудь нужно.
Если во Франции совершаются теракты - и это кому-нибудь нужно.
Кому это нужно? Элите и капиталу, кому же еще?
Зачем нужно?
Затем, чтобы развести трех европейских китов - Британию, Францию и Германию, разрушить их союз, преобразовать Европу.
Затем, чтобы разрушить старое, списать долги, перезагрузить экономики и на расчищенном от старых конструкций месте возводить нечто новое, формировать новые капиталы и порождать новые долги.
И это означает, что Европа, какой мы ее знали, стремительно уходит в прошлое, вместе с еврозоной, Шенгеном и Евросоюзом. И этот процесс скорее всего будет сопровождаться войной.
А потом возникнет новая Европа. Для тех, кто доживет.
И может быть новыми европейцами будут уже не прежние немцы и французы, а сирийцы и афганцы. И еще турки. А из прежних европейцев останутся в основном британцы, как самые дальновидные, да и просто потому, что на острове живут.
Впрочем, не будем зря гадать - скоро увидим все сами.
Разрушение Европы началось.
Источник: http://amfora.livejournal.com