«Рельсовая война» и «Концерт» стали крупнейшими операциями брянских партизан в ходе Великой Отечественной войны. Во многих источниках указывается, что «Рельсовая война» была начата для поддержания операции РККА на Курской дуге. Между тем некоторые историки оспаривают данный факт, так как Курская битва длилась с 5 июля по 23 августа 1943 года. А операция партизан началась 3 августа и продлилась до 15 сентября. В данном случае возникает вопрос, почему уничтожение немецких коммуникаций началось с таким опозданием.В то же время нет никаких сомнений, что «Рельсовая война» внесла огромный вклад в Победу Красной армии над немецко-фашистскими захватчиками. Стоит отметить, что перед началом разработки операции существовало два плана. Первый был предложен полковником Ильей Григорьевичем Стариновым – одним из организаторов партизанского движения. По его мнению, целесообразнее уничтожать локомотивы, а не рельсы. Данный ущерб немцам будет гораздо сложнее нивелировать. Второй план принадлежал генералу Пантелеймону Кондратьевичу Пономаренко - Начальнику Центрального штаба партизанского движения. Он считал, что уничтожать локомотивы гораздо сложнее, чем рельсы. Между тем подрыв ж/д путей принесет не меньший результат, чем уничтожение составов, так как у немцев существует дефицит рельсов. Уже после войны многие историки напишут, что Пономаренко ошибся и у Третьего рейха не было никакого дефицита ж/д полотна. При этом у Германии была нехватка паровозов, что указывает на правоту Старинова. Как бы там ни было, операция разрабатывалась на основе плана Пономаренко. В «Рельсовой войне» приняли участие более 100 тыс советских партизан, которые вели подрывную деятельность на фронте протяженностью в около 1000 км. По некоторым данным с 3 августа по 15 сентября 1943 года было уничтожено около 215 тысяч рельс, что, несомненно, создало серьезные проблемы вермахту.
Количество взрывов достигло такого числа, что ситуация становится угрожающей. Идет целенаправленный удар по эшелонам и тягловым паровозам. Если подобная картина сохранится в ближайшее время, то под удар будет поставлено все железнодорожное сообщение. В частности, речь идет об угрозе срыва снабжения всех фронтовых операций
- писал командир 559-ой германской комендатуры.Кроме того, именно операция «Рельсовая война», которая затем плавно перетекла в «Концерт», показала советскому командованию, что партизанское движение представляет собой огромную силу. Впрочем, были у вышеупомянутой операции и недостатки. Во-первых, в приказе не было указано, какие именно ж/д пути нужно уничтожить. В итоге, партизаны осуществляли подрыв даже того железнодорожного полотна, которым вермахт вообще не пользовался. По данным историков, операция «Рельсовая война» нанесла больше ущерба ж/д имуществу страны, чем фашисты при отступлении. Во-вторых, большая часть важных коммуникаций тщательно охранялись подразделениями вермахта. В итоге, для их подрыва партизанам нередко приходилось вступать в бой, что приводило к большим потерям среди участников движения.