При слове «револьвер» большинство тех, кто его слышит, вспоминают либо наган, либо кольт, как если бы иных образцов попросту и не существовало. Причина понятна: массовое распространение и того и другого. Причём, если спросить «кто придумал револьвер», то в 80 % случаев ответ будет один – «Кольт, конечно». То, что на самом деле пистолет с барабанным магазином был впервые придуман и изготовлен в Европе, мало кому (ну, кроме, конечно, посетителей нашего сайта!) известно. Ну а револьвер Коллиера, с которого, скорее всего, Кольт и позаимствовал идею такого оружия, у нас в России и вовсе малоизвестен. Но… тут опять дело в истории и традициях. Более того, Кольт создал не только револьвер. Так уж получилось, что он создал целую школу, и вот это-то и поставило его разработки «во главу угла».Как это понимать? А так: для Европы ни пистолет, ни револьвер никогда знаковым оружием не являлись. Тут хватало и карабинов, и ружей, а подобного рода «вещички» хотя и применялись в армии, но ограниченно. А в быту использовались как оружие в дверцах карет и не более.Не так было в молодой стране за океаном. Там оружие именно в быту было важно как нигде более, причём именно короткоствольное, многозарядное и мощное. И – самое главное, позволяющее стрелять и на близком расстоянии, и на довольно приличном. Да что там говорить: в Америке с револьвером охотились на бизонов. А кто-нибудь мог бы себе вообразить в Европе охоту с револьвером на зубра или на оленя?
Поэтому-то в США и предпочитали револьверы одинарного действия, чтобы при лёгком спуске каждый выстрел был в цель. В Европе, напротив, уж если ты револьвер достал, значит… ты в окружении негодяев на самом близком от них расстоянии, и тут важна не меткость, а скорострельность. Вот почему, как правило, все европейские револьверы имели самовзвод. Никто не рассчитывал стрелять из них далеко и метко, а вот вблизи – почему бы и нет?Далее, американцы долгое время делали ставку на капсюльные системы, с каморным заряжанием, тогда как в Европе очень скоро распространились патронные, под шпилечные патроны конструкции Лефоше, в Америке особой популярностью не пользовавшиеся. Хотя и в Европе тоже создавались очень интересные капсюльные револьверы. И вот об одном таком мы вам сегодня и расскажем…
А было так, что где-то в 1863 году командующему армией Северной Вирджинии генералу Роберту Ли некий анонимный даритель преподнёс великолепную саблю с рукоятью из слоновой кости и гравированным клинком, изготовленную одним из ведущих европейских производителей прекрасного огнестрельного оружия и клинков: парижанином Дэвисом Жаном-Луи Франсуа Девисмом. Саблю эту генерал Ли берёг для особых случаев, но в итоге он же её и отдал генералу Союза Улиссу С. Гранту, когда капитулировал со своими войсками в Аппоматтоксе 9 апреля 1865 года. Другая сабля работы Девисма – французская кавалерийская сабля образца 1822 года, принадлежала генералу «Джебу» Стюарту, а ещё им же был изготовлен прекрасный спортивный карабин калибра .74, стрелявший уникальными разрывными пулями, которым пользовался никто иной, как сам президент Конфедерации Джефферсон Дэвис.
То, что столь выдающимся южным лидерам принадлежали изделия фирмы Девисма, отнюдь не случайно. Его предприятие было хорошо известно в Европе своими роскошными дуэльными пистолетами и не менее роскошными саблями, пользовавшимися спросом во всём мире. Продукция фирмы неоднократно удостаивалась наград на многих международных выставках и ярмарках.Родился Луи Франсуа-Девисм (произносится как Де-Вем!) в 1806 году и начал свою карьеру оружейного мастера в 1834 году, когда он открыл магазин на бульваре Италии, 36 в Париже. Он быстро зарекомендовал себя как поставщик высококачественных товаров, его бизнес процветал, и в относительно короткие сроки он стал одним из самых известных французских производителей середины XIX века. Изделия Девисма ценились и аристократией, и военными, и… буржуазией.
После того как в 1851 году англичанин Роберт Адамс успешно бросил вызов монополии Сэмюэля Кольта на торговлю револьверами в Европе, Девисм, который изобрёл ранний самовзводный механизм ещё в 1830-е годы, был одним из тех, кто выпускал револьверы собственной конструкции. Так, в 1854 году он запатентовал уникальный шестизарядный револьвер одинарного действия, многие особенности конструкции которого отличались от работ и Кольта, и Адамса.Интересной особенностью, наглядно проявившейся в револьверах Девисма, как и в револьверах других европейских оружейников, стало расположение ствола и барабана. На револьверах Кольта прицельная линия ствола по отношению к рукоятке была высоко поднята, тогда как у европейских она была, напротив – предельно опущена. В результате у европейских револьверов барабан, по сути дела, являлся продолжением рукоятки, тогда как у знаменитых кольтов рукоятка находилась ниже барабана.Наглядным примером «европейского револьвера» может считаться револьвер Девисма 1855 года. Револьвер имел длину 320 мм, ствол – 155 мм (с восемью правосторонними нарезами) и весил 1010 грамм. Барабан для пуль оживальной формы калибра 10,8 мм. Примерно так же выглядела и модель 1860 г.
Пистолет был крайне элегантно и даже богато оформлен, но для военных целей не подходил, потому что очень уж сложно заряжался.Чтобы его зарядить, нужно был снять с него барабан и вывинтить из рукоятки прибойник. Засыпать порох в каморы и забить в них пули с помощью прибойника и молотка. После этого из специальной маслёнки с поршнем, напоминающей своим устройством медицинский шприц, каморы с пулями нужно было замазать заранее приготовленным салом. Барабан переворачивался, на брандтрубки надевались капсюли и можно было вставлять снаряжённый барабан на место. Ну а прибойник оставалось ввернуть назад в рукоятку. То есть револьвер Девисма практически был одноразовым оружием. И в этом он кольту уступал. Тот хотя и с трудом, но можно было перезарядить, сидя в седле. А вот с револьвером Девисма такой номер бы не прошёл!
Револьвер Девисма 1859 года имел калибр 11 мм и был рассчитан уже на стрельбу унитарными патронами. Несмотря на внушительные размеры (длина 310 мм, ствол 150 мм), револьвер получился достаточно лёгким – 890 г без патронов. Впрочем, последнее неудивительно. Видимо, он не был рассчитан на стрельбу патронами с усиленным зарядом. Револьвер имел шарнирную рамку. Рычаг перед стволом поворачивался на 90° и позволял откинуть вниз ствол с барабаном для заряжания. Оригинальным было и устройство для экстракции стреляных гильз. Оно крепилось к муфте, свободно вращавшейся на стволе, но с гнёздами для зубцов шестерёнки под стволом. Вращая эту шестерню, можно было повернуть муфту с шомполом в положение для выброса гильзы. Барабан стопорился специальной пластинчатой пружиной, которая удерживала его на месте во время выстрела! Кроме того, он фиксировался в положении для выстрела ещё и особой шпилькой, которая выдвигалась из рамки револьвера при взводе курка и удерживала его в надлежащем положении для повторного взведения. Таким образом, при взведённом курке можно было не опасаться, что выстрела из револьвера не произойдёт из-за случайного проворачивания барабана. Данный револьвер использовался как во время Гражданской войны в США, так и во время войны Франко-прусской 1870 года.Револьверы Девисма были особенно популярны среди французских офицеров, и значительное их количество попало также в Мексику во время короткой авантюры Наполеона III. Кроме того, они как в ударной, так и в патронной версиях были замечены во время Франко-прусской войны вместе со многими другими типами пистолетов, включая и излишки оружия времён Гражданской войны в США.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!