Всегда так было и будет, что некоему талантливому инженеру «захочется странного», и он в результате создаёт устройство, не похожее ни на что бывшее ранее. Вот только чаще всего такие устройства бывают переусложнёнными, или у них находится какой-нибудь другой недостаток, а в результате они попадают в разряд курьёзов. То же самое имело место и в «семье револьверов», но нашлось несколько конструкторов, которые создали стреляющие образцы совершенно необычных револьверов и пистолетов. Вот о них-то сегодня наш рассказ.Как об этом уже не раз говорилось, проблемой револьвера была малая вместимость его барабана. Конечно, можно было сделать барабан и на 12 патронов, но размеры его становились слишком уж велики. Кроме того, многие револьверы было достаточно долго перезаряжать. Введение переломных систем, типа револьверов Смит и Вессон, вроде бы решило вторую задачу. Тем более её удалось решить в системах с барабанами, откидывающимися в сторону. Поскольку патроны, как и раньше, вставлялись в каморы по одному, были придуманы ускорители для одновременного введения 5-6 патронов, хотя особого распространения они всё-таки не получили. Были попытки раздать и саморазряжающиеся револьверы, причём как действующие механически, так и за счёт силы истекающих из ствола пороховых газов. Не вышло, удовлетворительного действия не получилось.
И тут нашёлся изобретатель, который задумал в одном револьвере решить сразу все эти три проблемы и… решил! Звали его Антонио Гарсия-Рейносо, а сам он был родом из Аргентины. Родился он 19 июня 1863 года, начал свою военную карьеру в 1883 году в Первом артиллерийском полку. Специализировался в области баллистики и стрелковом оружии. Дослужился до звания майора. Видимо, средства ему позволяли, потому что он отправился путешествовать по Европе, где занимался изучением различных видов оружия. Вернулся в Аргентину, живал в Кордове, где и умер в 1943 году. И вот ему-то как раз идея создать самозаряжающийся и саморазряжающийся револьвер и пришла. И не только пришла – его револьвер даже выпускался бельгийским оружейником А. Пипером в Льеже.Револьвер А. Гарсия-Рейносо был пятизарядным, но кроме барабана имел слева на рамке магазин на пять патронов. В него вводилась пачка с пятью патронами. При нажатии на спусковой крючок или взведением курка патроны из магазина поочерёдно досылались в каморы револьвера, после чего в магазин можно было вставить ещё одну пачку и таким образом получить общий боекомплект в 10 патронов. Хотя можно было заряжать барабан и традиционным способом. Можно было отсоединить магазин и приберегать запас патронов для критической ситуации. На револьвере стояла система газового уплотнения Пипера, то есть барабан у него надвигался на ствол и перекрывал зазор между стволом и барабаном. Поэтому 7,65-мм пуля весом в 5 граммов при заряде бездымного пороха весом в 0,3 грамма имела очень приличную начальную скорость в 370 м/с.
Изобретатель предусмотрел подпружиненную отсечку, которая удерживает патроны в магазине и блокировку подающего патроны рычага, который также можно зафиксировать защёлкой и таким образом отключить магазин. Как и у нагана, гильза при нажатии на пусковой крючок входила в ствол. Как только спусковой крючок достигал своего крайнего заднего положения, курок срывался со взвода и происходил выстрел. Но курок при этом бил не только по бойку, ударявшему по капсюлю, но и по короткому плечу Г-образного рычага экстрактора, длинное плечо которого своим зубом зацеплялось за проточку последней пустой гильзы и с силой выбрасывало её назад. После этого спиральная пружина отводила барабан назад, и он мог проворачиваться при каждом очередном нажатии на спусковой крючок. При подаче последнего патрона в барабан, спусковой крючок запирался, показывая стрелку, что оружие следует дозарядить. Кстати, магазин можно было заряжать не только пачкой, но и по одному патрону, то есть полупустой магазин стрелок мог также дозарядить в любое время.Кобура револьвера могла использоваться в качестве приставного приклада. Для этого её кожаная основа была усилена металлической рамкой. Описан этот револьвер в немецком журнале «Schuss und Waffe» в номере 9 за 1913 год. Отмечалось, что его конструкция была очень остроумной, но слишком уж сложной, и потому больше он не производится.У подобной конструкции есть и ещё один негативный момент, причём совершенно неустранимый. Дело в том, что рычаг экстрактора захватывает любую первую гильзу, что находится в барабане с правой стороны. То есть неважно, будет ли это целый патрон или же пустая гильза. В любом случае их экстракция неизбежна, и получается, что из 10 заряженных патронов при стрельбе один в любом случае будет потерян. Конечно, это не бог весь какая потеря, но… обидно терять патроны там, где предпринято столько усилий, чтобы их экономить!
Не менее уникальна и запатентованная в 1899 году конструкция странного гибрида между револьвером пистолетом конструкции Хальварда Фолькестада Ландстада, жившего в Христиании (ныне Осло). Он изготовил прототип за свой счёт и в 1901 году представил его военным для испытаний, окончившихся неудачно. Необычность конструкции в том, что в ней используются как вращающийся плоский барабан (всего на две каморы), и одновременно коробчатый магазин в рукоятке на шесть патронов. Вкладывался он почему-то сбоку слева, так что его боковая панель одновременно являлась и панелью рукоятки. Патроны Нагана калибра 7,5 мм.
Работал этот странный «пистолето-револьвер» так: патрон из магазина загружался в нижнюю камеру барабана. Нажатие на спусковой крючок вращало барабан, при этом барабан с патроном поднимался на одну линию со стволом. После выстрела сила отдачи приводила в движение свободный затвор позади барабана, который извлекал и выбрасывал пустую гильзу. Сразу после этого барабан опять поворачивался и в нижнюю камору вставлялся патрон из магазина.Пистолет в производство не попал из-за плохих результатов испытаний. Но изобретатель сохранил его прототип на память и привёз с собой в Англию, где и жил в Миддлсексе до самой смерти в 1955 году. Потом он попал музей в Бисли и находился там до 1977 года, а затем был продан с аукциона частному лицу.Интересно, что конструктор запатентовал его сразу в трёх странах: Норвегии (патент № 8564, от 11 апреля 1899 г.); в Германии (патент № 114184, от 1 августа 1899 г.) и в Англии (патент № 22479, от 13 января 1900 г.).Трудно сказать, какие реальные выгоды имел в виду изобретатель, предлагая военным свою странную конструкцию. Количество патронов в нём не превышало количество патронов в том же револьвере. Поэтому пистолеты на 7 патронов имели перед ним преимущество. Механизм с вращающимся барабаном был сложнее, чем у автоматических пистолетов со свободным затвором. Подача патронов из рукоятки, вкладываемой сбоку, была неудобной.
Третья конструкция принадлежит пистолету, типичному по конструкции – с возвратной пружиной, надетой на ствол, закрытой кожухом, и свободным затвором, но зато… сразу с двумя магазинами общей ёмкостью 50 патронов! Третий магазин находился в кобуре, так что всего стрелок имел в своём распоряжении 75 патронов на один пистолет – своеобразный мировой рекорд!Придумал это убийственное оружие тоже норвежец, Гаральд Сангард, причём начал он, как и многие конструкторы пистолетов, с создания своего собственного патрона 6,5 х 19 мм, то есть достаточно короткого для того, чтобы в рукоятке разместить сразу два таких магазина на 25 патронов каждый. Все рычаги управления пистолетом были вынесены на левую сторону. Были предусмотрены затворная задержка и рычажный предохранитель. Окно для экстракции гильз находилось на затворе сверху.
Но главное, чем, конечно, удивлял этот пистолет, была широкая рукоятка, в которую вставлялись сразу два магазина. Расстреляв первый, можно было его извлечь, а второй, находившийся за ним, быстро передвинуть вперёд. Соответственно, если расходовался и этот магазин, то он сдвигался назад (поскольку имел крепление на проволочной петле), а перед ним вставлялся уже третий магазин, хранившийся в кобуре.Слабый патрон (автор пытался его усилить и создал пистолет под два 18-зарядных магазина, но тоже неудачно) и неудобная форма рукоятки не вызвали восторга у потенциальных потребителей, а ёмкость магазина в 50 патронов посчитали избыточной во всех отношениях. Так этот «суперпистолет» курьёзом и остался!