Говорят, что в США различные вариации на тему винтовки AR15 выпускают то ли 10, то ли 15 тысяч фирм. Хотя вполне можно подумать, что и десятка хватило бы на всю страну. Но нет – «у потребителя должен быть выбор». И потребитель его получает. На любой вкус и цену. И это не новации сегодняшнего дня, нет. Хотя сегодня благодаря станкам с ЧПУ оружие можно делать (и качественное!) прямо у себя дома или в гараже.Однако и в традиционном 19 веке всё было абсолютно точно так же. В той же Европе, и в Бельгии, и во Франции, и в Англии, да практически повсеместно, существовало множество небольших мастерских и относительно больших фабрик, где производилось оружие на любой вкус и цену. Причём виды этого оружия подчас диктовали вполне ожидаемые обстоятельства.
Так, в той же Европе, особенно в начале 19 века люди в основном путешествовали в каретах. А там, где кареты – там и деньги, часы, меха и драгоценности. Вот и повадились разбойники эти кареты грабить, а путешественники начали от них защищаться. Так появились относительно небольшие, дорожные, или, как их тогда называли – «каретные револьверы», упрощённые до нельзя.И вот они-то и получили название перечниц или пепербоксов, поскольку были на них немного похожи: те тоже вращались и перемалывали насыпанные в них горошинки чёрного перца. Перечниц или пепербоксов было великое множество, поскольку производить их было несложно, так как не требовалась точная обработка и подгонка деталей револьверов этого типа с целью обеспечить надлежащую соосность канала ствола и камор барабана. Ведь в пепербоксе сама же камора как раз и являлась стволом! Зато их рукоятки, как у оружия гражданского, старались изготовить из ценных пород дерева и кости, а также отделать их перламутром.
Одной из фирм, занимавшейся выпуском подобного оружия, как раз и была старинная льежская фирма Виктора Коллетта. Он, например, выпускал красивые пепербоксы с гравировкой на 6 выстрелов калибра 8 мм. Но… при этом он старался внести в конструкцию этого оружия что-то своё. А что своё в неё можно было внести? И вот Виктор Коллетт подумал и внёс… отвинчивающийся нарезной ствол, превращавший его пепербокс в самый настоящий револьвер! Поскольку стрельба на большое расстояние из него не планировалась изначально (дамы вообще держали такие револьверы у себя в муфтах и стреляли в упор!), стреляющий механизм на нём стоял самовзводный, а курок даже спицы не имел для взвода вручную!А ещё Виктор Коллетт был известен тем, что производил револьверы на заказ, то есть работал по патентам различных изобретателей, которые сами производить своё оружие не могли. И обращались к тем, у кого были станки и оборудование. Так появилось огромное количество револьверов с двойными названиями. И револьверы Коллетта в этом плане не исключение. Например, он выпускал револьверы под шпилечные патроны Лефоше не только самого Лефоше, но и его эпигонов.
Например, он выпускал очень неплохие револьверы центрального боя Донахью-ван Эгмонда, причём не вполне ясно – был ли этот самый Донахью создателем его или же просто продавцом, однако револьвер получился у Коллетта не хуже, чем у Нагана: самовзводный, с прочной закрытой рамкой, шестигранным стволом и похожей системой извлечения стреляных гильз.Однако прославился он, вернее, скажем так – стал известен как один из создателей весьма оригинального оружия, своими «гравитационными» пистолетами и винтовками – оружием, ставшим для своего времени действительно уникальным. Правда, не всё так просто. Дело в том, что то, что мы сегодня называем «гравитационным оружием» Коллетта, на самом деле было разработано талантливым оружейником по имени Жан Николя Герман, который придумал его и изготовил в металле всё в том же Льеже между 1850 и 1854 годами. А так как он работал у Виктора Коллетта, то и продал ему свой патент и все права на его производство. Первые разработки этого оружия были показаны на Парижской международной выставке 1855 года, и до начала 1870-х годов компания Коллетт производила как винтовочные, так и пистолетные его версии.
По сути это оружие стало европейской разновидностью американского пистолета «Волканик». В нём тоже использовались безгильзовые патроны, имевшие вид цилиндрической пули с пороховым зарядом внутри и размещённым на его поверхности сгорающим капсюлем-воспламенителем. В «Волканике» такие пули вставлялись друг в друга носиками, но они до капсюля не доставали. Аналогичный боеприпас калибра 7,62-мм использовался и в пистолете Коллетта. То есть при выстреле пуля вылетала из ствола, и всё – никаких приспособлений для удаления стреляных гильз не требовалось.Но если на «Волканике» магазин находился под стволом, а подача новых пуль осуществлялась механически, то в патенте у Жана Германа всё было иначе. Пули лежали на стволе сверху, будучи прикрыты полукруглым кожухом. При этом в щели по бокам было хорошо видно, сколько пуль в нём ещё осталось. Понятно, что заряжалось такое оружие пулями со стороны ствола заострённой их частью вперёд.
Вертикально скользящий в пазах ствольной коробки затвор управлялся… курком. Когда тот откидывался назад – затвор поднимался и открывал при этом зарядную камору. Оставалось лишь поднять пистолет или ружье стволом кверху, чтобы очередная пуля соскользнула в эту камору. Конечно, можно было ожидать при этом задержек из-за того, что пуля почему-то в камору сразу не попадала, однако достаточно было оружие немного потрясти, как такие задержки легко устранялись. То есть заряжание происходило за счёт силы тяжести свинцовой пули. Отсюда и слово «гравитационный» в названии этого вида оружия.
Как только пуля оказывалась внутри затвора, оружие переводилось в горизонтальное положение, а затвор уже рукой опускался на уровень канала ствола. После этого можно было нажимать на спусковой крючок и стрелять!Понятно, что это были ружья и пистолеты не для полиции или армии, и даже не для охоты, а предназначенные исключительно для развлекательной салонной стрельбы, так как их боеприпасы были крайне слабыми по военным стандартам. Однако небольшая длина пули означала, что стандартный магазин такого пистолета мог вмещать 20 таких пуль, а винтовка – все 60!
Нельзя сказать, чтобы эти ружья и пистолеты пользовались таким уж большим спросом. Однако они производились и покупались на протяжении ряда лет, то есть нашли на оружейном рынке Европы свою нишу.