Турецкая компания Havelsan Inc. разработала и испытывает перспективный наземный робототехнический комплекс Barkan. Целью этого проекта является создание дистанционно управляемых или автономных гусеничных платформ среднего размера, способных нести различную нагрузку – вооружение или иные приборы. Для более эффективной работы РТК получает автоматизированную систему управления с элементами искусственного интеллекта.
Перспективные роботы
Государственная оборонная компания Havelsan достаточно давно занялась тематикой беспилотной и безэкипажной техники. К настоящему времени показала целый ряд любопытных разработок – БПЛА нескольких типов, наземные РТК и т.д. Наибольший интерес при этом представляет перспективная информационно-управляющая система для беспилотных комплексов Superintelligence System на основе искусственного интеллекта.Одной из последних разработок Havelsan в области робототехники является наземный комплекс Barkan UGV. Первый вариант этого изделия создали на рубеже десятилетий и впервые показали на выставках 2021 г. В дальнейшем новый робот вновь принимал участие в таких мероприятиях, причем демонстрировались новые его конфигурации. На автономной платформе предлагалось ставить дистанционно управляемые боевые модули с пулеметами, ракетами и т.д.
К настоящему времени исходная конструкция прошла определенную доработку, в результате чего появился РТК Barkan 2. Он отличается от базового изделия большими размерами, иной ходовой частью, а также увеличенной грузоподъемностью. Он способен нести более широкую номенклатуру боевых модулей или иной аппаратуры.По данным компании-разработчика, к моменту первой демонстрации РТК успел пройти ходовые испытания и показал возможность движения по командам оператора или в автономном режиме. Также испытывался комплекс с пулеметом. По всей видимости, отрабатывалась и работа в рамках «суперинтеллектуальной» системы управления.В этом году Havelsan дважды сообщала об успешных испытаниях нового РТК с ракетным вооружением. Так, в начале января Barkan 2 с соответствующей пусковой установкой впервые отправил в полет легкую управляемую ракету Roketsan Mete. Второй робот нес аппаратуру разведки и отвечал за подсветку цели лазерным дальномером-целеуказателем. Ракета успешно поразила намеченную мишень.
В октябре состоялись аналогичные испытания с применением иного оружия. На этот раз боевой «Баркан» запускал барражирующий боеприпас неназванной модели, созданный в Havelsan. Беспилотник-камикадзе успешно поднялся в воздух и вышел в заданный район, после чего обнаружил и поразил наземную цель.Сообщается, что в этом году компания-производитель начала поставки РТК Barkan в турецкие сухопутные войска. По всей видимости, речь идет об ограниченном количестве техники для проведения собственных испытаний и опытной эксплуатации. По результатам этих мероприятий перспективный робот сможет официально поступить на вооружение.
Базовые платформы
Главной задачей проекта «Баркан» являлось создание многоцелевой гусеничной платформы, способной работать самостоятельно или по командам оператора, а также нести и применять различное оснащение или вооружение. При этом предусматривалась интеграция в перспективные контуры управления на основе искусственного интеллекта, способные повысить эффективность самостоятельного или группового применения техники.Оба изделия Barkan выполнены в виде шасси с компактным корпусом и гусеничной ходовой частью. Крыша корпуса выполнена горизонтальной и имеет посадочное место для полезной нагрузки. «Барканы» отличаются размерами и массой. Так, первый вариант РТК имел длину 1,4 м при ширине 0,9 м и высоте 1,1 м; снаряженная масса без нагрузки находилась на уровне 500 кг. Новый «Баркан-2» весит ок. 900 кг и имеет длину 1,8 м, ширину 1,25 м и высоту 1,1 м.
Комплексы оснащены полностью электрической силовой установкой. Внутри корпуса имеются аккумуляторные батареи высокой емкости и тяговые электродвигатели. По всей видимости, обеспечен прямой привод ведущих колес, что улучшает ходовые и маневренные характеристики. Максимальная скорость меньшего РТК на ровной поверхности превышает 12 км/ч, большого – не менее 15 км/ч. Заряда батарей хватает на 8 и 5 часов работы соответственно.Два робота имеют унифицированный набор датчиков и средств управления. В него входят видеокамеры и лидары для составления карты местности и вождения. Также предусмотрена спутниковая навигация. Предусматривается отдельная колонка с оптико-электронной станцией общего обзора.Имеется автопилот, способный следовать по заданному маршруту, ехать за машиной-лидером, а также анализировать дорогу, засекать, оценивать и преодолевать либо объезжать препятствия. Возможно движение в автономном режиме или под управлением оператора по двустороннему радиоканалу. Бортовые средства также обеспечивают управление полезной нагрузкой вне зависимости от ее типа.
Утверждается, что изделия Barkan могут работать в контурах информационно-управляющей системы Superintelligence System. Наземные РТК могут обмениваться данными друг с другом и с иными беспилотными средствами. Заявлена возможность создания «роя», распределяющего задачи между отдельными машинами. Кроме того, «Барканы» могут взаимодействовать с БПЛА при выполнении разведывательных и боевых задач. К примеру, летательный аппарат может вести разведку и подсвечивать цель, а наземный робот – осуществлять атаку.Изделия Barkan двух версий создавались в качестве носителя специального оснащения и/или вооружения разных типов. Несколько вариантов такого применения РТК уже доведены до испытаний, тогда как другие пока присутствуют только в рекламных материалах.При помощи штатного оснащения, в т.ч. ОЛС на колонке, робот может вести разведку, засекать цели и обеспечивать целеуказание для огневых средств. Возможна установка дополнительных средств аналогичного назначения. Используя все штатные средства, «Баркан» может составлять карты местности. Также без какой-либо доработки дистанционно управляемая платформа может быть своего рода грузовиком. В такой конфигурации она может осуществлять подвоз грузов или эвакуацию раненых.Оба робота могут нести ДУБМ с пулеметами нормального калибра. Более крупный Barkan 2 также пригоден для установки 40-мм автоматического гранатомета. Показана возможность монтажа пусковых установок для ракет или БПЛА, соответствующих грузоподъемности платформы.
Носитель оборудования
РТК может оснащаться дистанционно управляемым манипулятором с высокими характеристиками грузоподъемности. Такой вариант роботов предлагается использовать в качестве легкой инженерной машины для расчистки завалов, обезвреживания взрывных устройств и т.д.Предполагается, что в любых конфигурациях и при решении всех планируемых задач РТК Barkan смогут тем или иным образом использовать сетецентрические возможности и искусственный интеллект. При этом наибольшую эффективность такие технологии, по понятным причинам, должны демонстрировать при боевой работе с использованием различных вооружений.
Технологии будущего
Вооруженные силы Турции проявляют большой интерес к различным перспективным технологиям. В частности, уделяется большое внимание разработке беспилотных и безэкипажных систем разных классов – и национальная оборонная промышленность активно работает в этом направлении. Регулярно демонстрируются разработки разных классов с теми или иными возможностями.Любопытно, что турецкая промышленность не только разрабатывает новые образцы техники, но и создает необходимые технологии для дальнейшего развития отрасли. Так, большое будущее могут иметь интеллектуальные системы управления по типу разработанной компанией Havelsan. Вопрос лишь в том, как скоро перспективные разработки, включая новые РТК Barkan или систему Superintelligence System, дойдут до полноценного использования в вооруженных силах и применения для решения реальных задач.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас