Как то один из очень знающих пользователей доказывал мне, что во времена СССР у России (РСФСР), в отличии от остальных Республик, не было собственного правительства, и заслуга Ельцина в том, что он-таки его создал, в результате чего союзные республики перестали «сосать соки из России». Все убеждения в том, что вообще то и Совмин, и Верховный Совет собственные у РСФСР имелись, и рассказы о том, как была устроена экономика Союза, ни к чему не привели.
Человек таки остался при мнении, что, хоть Ельцин тоже еще тот жук, однако к распаду СССР привели только действия Горбачева, а Боря был вынужден действовать, только когда все остальные Республики покинули СССР, так как ему не оставалось ничего другого.
Не знаю, то ли в школах сейчас так учат, то ли человек живет вообще не в России, а может, это следствие внедрения ЕГЭ, однако, считать, что РСФСР покинула Союз после всех других и Ельцину ничего другого делать не оставалось, может человек, взращенный на либеральной пропаганде, причем при отсутствии доступа в Интернет.
Чтобы такие мысли не лезли в голову другим представителям молодого поколения, и пишется данная статья. Ничего нового в ней нет, всего лишь обобщение всем известных фактов из Сети, которые при желании можно отыскать по поисковым фразам, поэтому никаких ссылок делать я не буду. Кто хочет, тот поверит, ну, а отравленным либеральной пропагандой и считающим Ельцина Великим реформатором и благодетелем России такими статьями уже все равно не поможешь.
Итак, до 1988 года вроде ничего не предвещало катастрофы, хотя Горбачев глупостей к тому времени уже наделал: сразу по восшествии на должность Генсека организовал антиалкогольную компанию, которая, безусловно, была нужна в Союзе, но проводить ее было необходимо как то по другому, начал свою демократизацию и гласность, а также разрешил частно-предпринимательскую деятельность (кооперативы) и создание совместных предприятий с зарубежным капиталом.
Безусловно, все это хорошо и стране было нужно, но вот методы и та поспешность, с которой все это внедрялось в жизнь, непродуманно, без подготовки соответствующей законодательной базы, которая не позволила бы все это превратить в воровство и разграбление страны, очернение ее истории, сводило на нет все плюсы от этих действий , и давая полностью использовать отрицательные моменты. Тем не менее, до 1988 года особых изменений в жизни страны, в наполнении магазинов, работе предприятий не наблюдалось.
Были еще большие уступки на международном уровне, однако к теме данной статьи это не относится. Хотя их плоды мы пожинаем до сих пор.
А вот во второй половине 1987- 1988 году началось . Первым ударом был Закон о государственных предприятиях, который также был издан наспех, лишь бы что то издать. Наряду с глупостями, которые в нем были ( типа выборности директоров) , он сделал одну очень плохую вещь - абсолютно освободил директоров предприятий от какого либо контроля, сделав их самостоятельными единицами, неподконтрольными министерствам. Получилось следующее – самостоятельные предприятия вроде ушли из под контроля госчиновников, но не попали ни под какой другой контроль – заменой государству должен был стать рынок, а его то в стране не было!
Не было бирж, не было системы рыночного формирования цен, не было рыночных отношений между предприятиями. Создалась парадоксальная ситуация – директора самостоятельные, никто им не указ, за план отвечать не нужно – однако все материалы, комплектующие и так далее они получали из государственных фондов и финансировались государством. Они имели право устанавливать собственные цены на выпускаемую продукцию – но государство поставляло им металл, древесину, хлопок и так далее по фиксированным государственным ценам, из госфондов.
Директора предприятий немедленно воспользовались создавшимся положением – при предприятиях стали создаваться кооперативы, которые существовали только на бумаге, а вместо них работали выпускали продукцию целые заводские цеха или участки. Причем работавшие там рабочие получали государственную зарплату, мощности числились в аренде у кооператива, получали материалы из госфондов, которые продавали им предприятия по госценам – а продукция числилась уже выпущенной кооперативом, реализовалась по его ценам, и прибыль шла в карман директора и – обычно- его приближенных лиц.
Зачастую, особенно в проектных организациях, созданный на бумаге кооператив заключал со своей же организацией договор, по которому обязывался выполнить какие то работы за оплату, причем по договорным ценам. Работу выполняли работники того же предприятия, но уже по договору с кооперативом, который платил им из полученных средств некоторые суммы, при этом они продолжали также получать государственную зарплату, работали на своих рабочих местах в рабочее время, и использовали материалы и оборудований предприятия.
Короче, началась «вакханалия перестройки», как я называю этот период.
А при чем тут Ельцин, спросите вы, ведь все это – решения Союзного центра, Горбачева?
Все его похождения после перевода из Свердловска в Москву я описывать не буду. С ним произошло много чего – он то ругался на Пленуме ЦК, то просил прощения за свои речи. При этом все его действия обрастали слухами, якобы Борис Николаевич – великий борец за счастье народа, против привлегий партаппарата и так далее. На самом деле все это обычный карьеризм, умноженный амбициями Ельцина, собиравшегося стать ни больше, ни меньше, чем главой СССР.
До 1989 года он клялся в своей приверженности делу партии, потрясая своим партбилетом, однако летом 1989 года был приглашен в США, где с ним случилось несколько странных происшествий – в том числе и подтвержденное итальянской газетой La Republica выступление перед аудиторией в пьяном виде, перепечатанное «Правдой» и потом подтвержденное кадрами телевидения. Что произошло с ним в США, неизвестно, однако череда скандалов с ним потом продолжилась и в Москве – то он попал в аварию в Подмосковье и получил ушиб бедра, то история с его падением (якобы с букетом цветов в руках) с моста в Москву реку. Все это создало ему в глазах народа ореол мученника, преследуемого «кровавой гебней» (хотя зачем этой гебне бросать его с букетов реку, давая возможность спастись – куда проще было пристукнуть, а потом уже тело сбросить в реку с тем же букетом – поди докажи, что не пристукнули по пьяни, да и других моментов было предостаточно).
Как бы там ни было, после поездки в США его отношение к Партии, социализму резко меняется – он перестает просить его восстановления в ЦК, и в июле 1990 года он вышел из КПСС - тем более, что согласно изменениям в Конституции СССР роль КПСС как "руководящей и направляющей силы" была упразднена, и отсутствие партбилета ничем ему больше не грозило.
За месяц до этого он был избран Председателем Верховного Совета РСФСР. Вот с этого момента он начал свою борьбу против Горбачева и СССР.
Дело в том, что Ельцин прекрасно понимал, что стать Президентом СССР ему не светит – в Республиках народ не был таким доверчивым, как в РСФСР, и там точно проголосовали бы против его кандидатуры, а если учесть, что и в России он не имел 100% поддержки, проигрыш его был очевиден.
Выход у него оставалася один – развалить страну, чтобы стать во главе России, которая в любом случае останется самой большой в мире страной, ядерной державой , наследницей Российской империи и СССР. Конечно, был шанс того, что РСФСР под ударами националистов тоже развалится, однако Ельцин пошел ва – банк.
Для решения этой задачи нужно было лишить Союзный центр власти, после чего поставить вопрос о выходе России из него. А как можно это сделать? Лишив союзный центр денег, возможности финансировать республики и предприятия союзного назначения.
Вот эту задачу и стал решать Ельцин, тем более, что Горбачев, КПСС сам облегчил ему ее – на последнем Сьезде партии были колоссально расширены полномочия республиканских партий, их первых секретарей, что ставило предпосылки разделения СССР по национальному принципу, чем последние немедленно воспользовались, протолкнули в своих республиках решения о введение должностей глав государств (президентов) и тут же были "избраны" на эти должности - КПСС то власть уже теряла, и не могла влиять на государственном уровне, а власть на партийном урвне в партии, не имеющей влияние на госорганы, им была абсолютно не интересна.
Тем не менее, вопрос о выходе из СССР подняли только прибалты, Грузия и Армения. Остальные республики на тот момент не собирались выходить из состава Союза.
И вот на этом фоне, 12 июня 1990 года Верховный Совет РСФСР принимает «Декларацию о государственном суверенитете РСФСР», которую некоторое время по аналогии со Штатовской называли Декларацией независимости, а день ее принятия – Днем независимости России (от кого?).
Правда, потом спохватились, и сейчас этот праздник называется просто – День России.
Вот именно с этого момента и начался настоящий процесс распада СССР . Дело в том, что этим документом было провозглашено верховенство Законов РСФСР над Союзными. Был создан Центральный банк РСФСР . И на него были замкнуты все денежные потоки, проходившие в России.
Все предприятия были обязаны открыть счета в ЦБ РСФСР, через которые и совершать все свои расчетные операции. В том числе на его счета перечислять все налоги и оплаты за продукцию, произведенную на территории РСФСР предприятиями любого подчинения – и союзного, и республиканского. Таким образом, Ельциным был перекрыт поток денежных средств, поступавших в ГосБанк СССР и правительство Союза было лишено поступления денег
Вторым шагом стало требование Ельцина пересмотреть порядок финансирования союзных и републиканских программ – если раньше все доходы поступали в союзный бюджет, и из него распределялись по республикам, то теперь он требовал заключения Договора, согласно которому все средства, полученные на территории Республики от предприятий, независимо от их подчинения, а также все налоги должны оставаться на территории Республики, Союзному же центру должны выделятся только строго оговоренные суммы – такая система сейчас принята в «Союзном государстве России и Беларуси» - вы много слышите о том, чем занимается этот Союз?
Естественно, немедленно за РСФСР последовал парад суверенитетов союзных республик, с принятием соответствующих законов – и Совмин СССР остался практически без денег.
Это привело к сворачиванию выполнения союзных программ (именно поэтому тогда пришлось приходить в поликлиники и ложиться в больницы со своими бинтом, ватой и аспирином), остановке большого количества предприятий Союзного значения из-за отсутствия финансирования – и запуску печатного станка с соответствующими последствиями –инфляцией и ростом цен, когда стоивший ранее 20 копеек пирожок на вокзале стал стоить 3 рубля, возмущением народа, маршами шахтеров на Москву и так далее.
А в соединении с демагогическими лозунгами об «ограблении России Союзом», республиках, «пьющих кровь из России» это настолько затмило глаза населению РСФСР, что оно уже было готово к выходу из СССР.
Кстати, государственная система финансирования регионов в РФ сейчас точно такая же, какая была в Союзе – все доходы от налогов и сборов, а также от госпредприятий,за небольшими исключениями, аккумулируются в федеральном бюджете и потом в виде траншей выделяются регионам.
Ну , а остальное было уже делом техники и времени – лишенный денег центр постепенно, но очень быстро утрачивал свое влияние на республики. Не помогли ни переговоры, ни ГКЧП, ничего.
26 декабря 1991 года СССР был ликвидирован. Похмелье от всего этого, когда уже Путин говорит, что у того, кто не сожалеет о том, что СССР был развален,нет сердца, наступило потом.
Многие сейчас пишут о том, что СССР развалился сам, мол, экономика у него была такая, то да се. Сам, да не совсем. Основная предпосылка для его распада все таки политическая - это отход руководства страны от заложенных при создании СССР принципов, догматическое отношение к теории социализма, успокоенность в поздний Брежневский период, и полная неомпетенстность Горбачева как руководителя государства.
И все таки, этого было мало для разрушения страны, нужно было поставить все ее составляющие в такое положение, чтобы они сами разбегались в стороны, в противном случае без сильных потрясенйи, той же гражданской войны, разрушить ее не удалось бы.
И страну подталкивали - на идеологическом фронте - всем известный Яковлев с его командой, а в экономической ....
Впрочем, об этом в статье. И не нужно опять все валить на марксистов, коммунистов и народ, который их не поддержал.
Чистейшей воды политэкономия.