Директор компании «Рособоронэкспорт» Александр Михеев 20 февраля 2021 года накануне оружейной выставки IDEX-2021 сообщил следующее: «На данный момент мы ведем предварительные консультации с отдельными странами мира по поставкам многофункциональных истребителей пятого поколения Су-57Э. «Рособоронэкспорт» готов предложить Су-57Э стратегическим партнерам России в случае их заинтересованности».
Конкретные заинтересованные страны в покупке истребителей Су-57Э Александр Михеев не назвал, и это понятно: на рынке экспорта вооружений очень сильная конкуренция. Кроме того, Соединённые Штаты оказывают прямое давление на потенциальных покупателей российского оружия вплоть до введения экономических санкций и применяют другие методы недобросовестной конкуренции.
Прежде чем рассматривать вопрос поставок за рубеж Су-57Э, экспортной версии российского истребителя пятого поколения Су-57, посмотрим, как обстоят дела с поставкой данной боевой машины в российские Воздушно-космические силы.
Первый серийный истребитель Су-57 ВКС РФ получили в конце декабря 2020 года, т.е. два месяца назад. Согласно имеющимся в открытом доступе данным, ещё четыре истребителя этой марки поступят в войска в течение 2021 года. Итого: к концу 2021 года на вооружении Вооружённых сил РФ будет находиться пять истребителей пятого поколения Су-57. До 2028 года предусмотрена поставка 76 боевых машин.
Для сравнения посчитаем, каким количеством истребителей пятого поколения располагают Соединённые Штаты и их союзники. По открытым данным, в вооружённые силы США и их союзников на январь 2021 года поставлено более 600 истребителей пятого поколения F-35. Заключены контракты на закупку ещё 370 боевых машин этой марки различных модификаций.
Общий объём поставок истребителей F-35 должен достичь 3200 единиц. ВВС, ВМС и Корпус морской пехоты США рассчитывают на 2456 боевых машин. ВВС США, в частности, планируют закупить 1763 истребителя, при этом 48 в 2021 финансовом году. Кроме того, в ВВС США стоят на вооружении и 183 истребителя пятого поколения F-22.
Очевидно, что сравнение по количеству боевых машин пятого поколения явно не в пользу России. Однако эти цифры не являются аргументом для отказа от экспорта российских истребителей Су-57Э. Дело в том, что военно-промышленные комплексы только двух стран в мире, США и Китая, имеют такой размер отечественного оборонного заказа, что не особо нуждаются в экспорте вооружений.
У России всё как раз наоборот. Наш военный бюджет в 2020 году был меньше американского в 16 раз. Поэтому для России экспорт оружия – это крайне необходимая вещь, дополнительный доход, позволяющий нарастить и удешевить поставки современных вооружений в ВС РФ.
А теперь попробуем оценить некоторых потенциальных покупателей экспортной версии российского истребителя пятого поколения Су-57 – Су-57Э.
Первым в этом списке идёт Алжир. Надо полагать, что это классическая военная поставка истребителей Су-57Э без передачи каких-либо технологий их производства. Иностранные СМИ ещё в ноябре 2020 сообщали о подписании контракта на поставку 14 истребителей Су-57Э общей стоимостью около 2 миллиардов долларов. Однако официального сообщения ни от России, ни от Алжира по данной сделке пока не было.
На втором месте, безусловно, стоит Индия. С 2007 года в течение 10 лет Россия и Индия вели программу FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), в рамках которой планировалось совместно разработать боевой самолёт пятого поколения на базе Су-57. В рамках программы был даже завершён этап предварительного проектирования. Однако работа по FGFA была свёрнута по инициативе индийской стороны якобы из-за «несоответствия самолёта параметрам нового поколения».
Позже главный маршал авиации ВВС Индии Бирендер Сингх Дханоа заявил, что Индия готова осуществить покупку Су-57 у России после того, как эти самолёты будут поставлены на вооружение ВКС РФ «и себя проявят». По поставке Су-57Э в Индию есть два направления: поставка серийных машин и совместное производство в рамках программы «Сделано в Индии». Дели привлекает большим потенциальным объёмом, речь может о долгосрочном сотрудничестве и о сотнях боевых машин.
Несколько раз мелькала информация о заинтересованности Китая в закупке российских истребителей пятого поколения. С китайцами, конечно же, есть сложности в связи с их развитым талантом копирования и лёгкого отношения к авторским правам. Ранее в прессу попала информация, что в КНР каким-то образом оказалась значительная часть технической документации по американскому истребителю пятого поколения F-35.
Возможно, стоит подумать об экспорте в Китай серийных Су-57Э, естественно, только с двигателем первого этапа. И это должна быть достаточная по количеству партия по предоплате, а не две машины «на разборку». Акцент на двигатель сделан специально, т.к. китайцы в авиационных двигателях на истребители пока отстают и от России, и от США. Кстати, переговоры с Китаем могут подстегнуть Индию.
Теперь поговорим о Турции, о нашем то ли партнёре, то ли геополитическом конкуренте в зависимости от ситуации. Целесообразность поставки серийных Су-57Э Анкаре вызывает сомнения.
Турция – это член блока НАТО, поэтому утечка критической информации по Су-57Э другим членам Североатлантического альянса предсказуема. Мы, конечно, поставили туркам зенитно-ракетные комплексы С-400 «Триумф», но у нас уже создан ЗРК следующего поколения – С-500 «Прометей». Кстати, 55% стоимости контракта на поставку С-400 покрывает российский кредит. Турция – не очень денежный покупатель.
Ещё один важный момент. Анкара являлась участником программы по производству компонентов истребителя F-35. Значит, турецкая промышленность обладает компетенциями по ряду направлений, чтобы вникнуть в технологические секреты Су-57Э. Кроме того, Анкара наряду с закупкой серийных машин, скорее всего, запросит и передачу технологий, которые со временем могут стать доступны другим членам НАТО, например, Британии, с которой у Турции издавна весьма тесные отношения.
В то же время у Москвы с Анкарой есть вариант взаимовыгодного сотрудничества. Речь идёт о проекте создания турецкого истребителя пятого поколения TF-X. Самостоятельно Турция данный самолёт построить не сможет ввиду отсутствия большей части нужных технологий и практического опыта в данной сфере авиастроения. Россия на возмездной основе могла бы в рамках совместного создания этой боевой машины поделиться некоторыми своими наработками по истребителю пятого поколения.
Таким образом, у России есть значительный потенциал как по экспорту истребителя пятого поколения Су-57Э, так и по экспорту технологий по созданию и производству истребителя пятого поколения. Соответственно, есть возможность получить дополнительный доход, позволяющий нарастить и удешевить поставки истребителей Су-57 в ВКС РФ.