На волне конфликта с Минском всё чаще приходится слышать от патриотов такие речи: да пусть Белоруссия уходит, раз такие дураки, пусть помучаются, как на Украине, пусть их кормит Запад, России нахлебники не нужны. Прагматизм, real politic и всё такое. На самом деле, это ложный патриотизм, который пытается пояснить слабость политики прагматичным расчётом. Прагматизм хорош и правилен только тогда, когда он уместен и доведен до конца.
С прагматизмом надо подходить к странам-лимитрофам типа Прибалтики, к Западу, к арабам, к Китаю, Африке и даже Средней Азии и Закавказью, но к своим исконным территориям и людям Белой и Малой Руси применение real politic губительно. Оно приводит только к потере влияния российской мягкой силы на этих землях и в конце концов к их отторжению от России. На практике этот прагматизм западная пропаганда успешно выдаёт за цинизм и корысть коварного «большого брата» в пику якобы бескорыстной поддержке «цивилизованного мира».
Прагматизм правильно использовать по отношению к русофобским элиткам и местным князькам стран бывш. СССР, и то в тех случаях, где можно отделить их корыстные интересы от народных. Но ведь нет же, Москва до сих пор подкармливает эту постсоветскую полукриминальную элиту, которая берёт деньги и борется с русским миром, в том числе в самые вроде бы дружественных Белоруссии и Казахстане. Даже оккупированному русофобами Киеву до сих пор продаём нефтепродукты, электричество, уголь, пока тот обстреливает Донбасс и блокирует Крым. А Газпром к тому же согласился заплатить барыгам Нафтогаза штраф непонятно за что.
Где же здесь прагматизм? Его нет и в помине. Или, точнее, он не эффективен на пространстве русского мира —
там, где надо биться за умы и души родных людей, за землю, политую кровью дедов, газотрубная политика не действенна и даже вредна.
Она только отдаляет от нас наших людей по ту сторону границ, и вот уже в Полесье звучат неонацистские речи. Это не снимает ответственности с самих белорусов-украинцев, но нам-то от этого не легче.
Да, кормить дармоедов не надо, это путь в никуда, но и отдавать эти земли под протекторат НАТО и Сороса тоже нельзя. Иначе по такой логике в 90-х надо было отдавать Кавказ, Татарстан, где тоже хватало не желающих слушать Кремль за бесплатно.
А что надо делать? Надо разговаривать с людьми б.СССР напрямую, в обход элиток. Надо показывать, сколько горя и разрухи принесли народу эти князьки и объяснять ценность общерусского дома, единой страны. Следует раздавать российские паспорта всем желающим на просторах СНГ и не только, а местных князьков держать в ежовых рукавицах. Если же начнут рыпаться и откровенно выступать против Москвы, как сейчас Лукашенко, то не признавать их легитимность и объявлять самозванцами. Разговаривать на Украине и Белоруссии следует только с теми, кто считает себя частью русского мира и готов, пусть обособленно, жить в согласии с Россией — на деле и на словах. Все остальные — на довольствие Запада или под трибунал. Собственно, это и есть настоящий разумный прагматизм, необходимый для политики по объединению русского мира.
Россия достаточно сильна, чтобы проводить такую политику. Осторожное «лишь бы чего не вышло» было оправдано до 2014 года в период сосредоточения. Продолжение такой тактики делает нас слабее, чем мы есть на самом деле и провоцирует даже осмотрительного Лукашенко на откровенный антироссийский демарш. Почему? Потому что он уверен, что Россия продолжит его поддерживать финансово и геополитически, чтобы он ни сделал. И ведь продолжит!
При решительной политике такие фокусы были бы невозможны, Москве не нужны были бы ни Янукович, ни Лукашенко, а нефтегазовые вопросы отошли бы на второй план. Такая политика могла бы остановить серию майданов на наших границах, не позволить Западу заразить миллионы русских людей русофобией и, в том числе, избежать финансовые потери. Но даже сейчас не поздно прибегнуть к инициативной тактике, к новой русской real politic, когда открытый и честный разговор независимо от границ и справедливое обустройство общего дома станет важнее, чем корысть местечковых элит.