Совместная инициатива России и Саудовской Аравии, ставшая результатом переговоров Владимира Путина и саудовского принца Муххамеда бин Салмана, предусматривает совместную или с участием третьих стран координацию действий, направленную на поддержание ценовой стабильности на рынке нефти, обеспечение устойчивого уровня инвестиций в долгосрочной перспективе и внедрение новых технологий. В перспективе также ожидается создание совместного банка перспективных технологий в энергетической сфере. Однако особое внимание заслуживает предусмотренное в заявлении создание мониторинговой рабочей группы, которая будет отслеживать основные параметры на нефтяном рынке и вырабатывать рекомендации по совместным действиям, направленным на обеспечение предсказуемости ситуации.
Осознавая значимость достигнутых договоренностей, нельзя не отметить различие в трактовках российско-саудовских договоренностей.
Предыдущий опыт показал, что любая попытка достичь скоординированных действий на нефтяном рынке заканчивается либо безрезультатно, либо с последствиями, противоположными первоначальным устремлениям.
Наглядным подтверждением этого можно считать неудачную попытку в апреле 2016 года заключить соглашение о заморозке уровня добычи на уровне начала года, предпринятую рядом стран-нефтеэкспортеров. Тогда встреча в Дохе закончилась демаршем одного из инициаторов мероприятия – Саудовской Аравии, которая отказалась заключать какие-либо договоренности без Ирана.
Но даже несмотря на это ситуация на рынке оставалась для стран-экспортеров тяжелой. Стоимость черного золота не отличалась стабильностью, только в августе она колебалась от 41,9 до 50,9 долларов за баррель.
Кроме того, по последним оценкам министра энергетики РФ Александра Новака страны-нефтеэкспортеры недополучили более 500 миллиардов долларов инвестиций только за последние два с половиной года. Как пояснил министр, преимущественно из-за нескоординированных действий.
В дополнение внутриэкономическая ситуация в странах рынка оставляла желать лучшего. Так, власти Венесуэлы, нефтяные доходы в бюджет которой составляли около 60%, вынуждены были ввести и неоднократно продлевать режим чрезвычайного экономического положения. Также активно решать проблему снижения доходов в бюджет, которое связанно с падением цен на нефть, сегодня пришлось и России. Наконец, Саудовская Аравия, вопреки изначально кажущейся непотопляемости, начала испытывать последствия собственной демпинговой политики, которая в первую очередь сказалась на ее международных запасах.
В то же время по факту сосредоточивший в своих руках основное влияние в стране принц Муххамед бин Салман затеял масштабные экономические реформы в рамках плана «Видение 2030», которые требуют значительных средств и практически неосуществимы в условиях низких цен на нефть.
Все эти факторы заставили специалистов говорить о том, что совместное заявление России и Саудовской Аравии стало очередной попыткой вернуться к идее заморозки нефти, к которой в дальнейшем подключатся и другие страны.
При этом высказывались и опасения в том, действительно ли сможет Саудовская Аравия отойти от своей политики удержания рыночной доли, или она просто в очередной раз решила подогреть рынок громким заявлением.
Нынешнюю ситуацию для возвращения за стол переговоров в принципе можно считать идеальной. Так, согласно последнему отчету ОПЕК, Саудовская Аравия летом традиционно нарастила объемы добычи, которые достигли 10,477 миллионов баррелей нефти в сутки. Ограничение добычи именно на уровне июльской отметки для страны можно считать более чем комфортным.
Одновременно с этим все ближе к вожделенной отметке в 4 миллиона баррелей в сутки постепенно приближается Иран, добывавший по последним данным в среднем 3,629 миллионов баррелей в сутки, а по словам председателя Национальной иранской нефтяной компании Мохсена Гамсари и вовсе 3,8 миллиона. Представители государства уже высказались в поддержку мер по стабилизации рынка нефти.
При этом нельзя не отметить, что эксперты, и в частности сам министр энергетики РФ Александр Новак, прогнозировали достижение равновесия между спросом и предложением на нефтяном рынке уже к концу 2016 – началу 2017 года. Заключение соглашения о заморозке добычи могло лишь ускорить этот процесс на несколько месяцев.
Заслуживает ли тогда достигнутое Россией и Саудовской Аравией соглашение столь лестной оценки Александра Новака:
Я уверен, что это новый этап взаимоотношений между странами входящими в ОПЕК и не входящими. Это исторический момент, на мой взгляд.
Пожалуй, вряд ли не явно припозднившееся возвращение к идее заморозки заслуживает таких комплиментов.
Как уже говорилось выше, на нефтяном рынке попытки скоординированных действий зачастую оказываются неэффективными, что очень ярко показывает пример самой ОПЕК. Организация была создана в 1960 году для регулирования уровня добычи нефти путем изменения квот для участников, а также регулирования мировых цен на нефть за счет изменения объемов собственного экспорта. Однако картель, участники которого контролируют около 80% мировых запасов черного золота и добывают ежедневно около 40%, с течением времени перестал существовать как единый орган и потерял возможность влиять на стоимость нефти.
На данном этапе в организации не предусмотрено индивидуальных квот, а общее ограничение в 30 миллионов баррелей в день фактически игнорируется. Так, в июле 2016 года добыча стран ОПЕК достигла 33,106 миллиона баррелей. Основными подрывниками выступают Саудовская Аравия, Иран, Ирак и ОАЭ – именно эти страны в последнее время продолжают увеличивать объемы добычи.
Именно поэтому перед июньским саммитом организации в Вене достаточно часто раздавались мнения о недееспособности ОПЕК. Само мероприятие подтвердило это лишь отчасти, и то потому что на нем был решен хотя бы один из трех болезненных вопросов – был избран новый президент организации.
Тем не менее главный вызов картелю как регулятору был брошен все же не изнутри, а снаружи. Так называемая сланцевая революция в США привела к существенному росту запасов топлива в стране и снижению зависимости от импорта энергоресурсов. А в 2016 году Штаты даже начали активно экспортировать нефть и газ, претендуя на то, чтобы потеснить позиции России и Саудовской Аравии. При такой расстановке сил речь уже не шла о воздействии картеля на цены за счет изменения уровня добычи. Теперь для всех нефтепроизводителей главной задачей стало не потерять рынок. И решая эту задачу, каждая страна начала заботиться о собственном благополучии.
Единственный выход из сложившейся ситуации для стран организации заключался в привлечении новых участников, в объединении с более крупными игроками для того, чтобы вернуть себе роль монополиста. Именно поэтому в ОПЕК не раз звали такие нефтедобывающие страны, как Россия, Норвегия и Мексика, которые, впрочем, не желали вступать в картель в его современном виде и вполне успешно конкурировали на рынке и без участия в нем.
Однако с падением цен на нефть ситуация изменилась. Ранее независимые в своих действиях страны стали все более нуждаться в скоординированных действиях для устранения имеющихся проблем. Но как показал апрельский опыт встречи в Дохе, ОПЕК так и остался крайне неповоротливой организацией.
Именно после весенних событий была осознана необходимость поиска новых ответов на стоящие перед странами-экспортерами нефти вызовы. Пожалуй, в первую очередь в этом ключе и стоит рассматривать совместное заявление России и Саудовской Аравии, в рамках которого отчетливо прослеживается намерение к долгосрочному сотрудничеству.
В перспективе обе страны, на долю которых и так приходится около 21% нефтяного рынка, смогут консолидировать вокруг себя и другие государства для того, чтобы совместно заниматься обеспечением стабильности. А это станет уже неким прообразом новой организации, которая в будущем сможет взять на себя функцию ценообразования и контроля за рынком.
Однако все зависит не от слов, а от действий, даже применимо к ближнесрочной перспективе. Новость о российско-саудовском заявлении была позитивно воспринята рынком, который отреагировал на нее увеличением цен на нефть на 5%. Однако дальнейший рост будет зависеть от того, как на практике поведут себя Россия, Саудовская Аравия и другие страны, а также от того, насколько эффективно будет налажен диалог между сторонами.
Сегодня планируется, что в октябре Россия и Саудовская Аравия проведут первое заседание рабочей группы по сотрудничеству в области нефти и газа. Встречи министров также намечены на сентябрь и ноябрь. Кроме того, министры проведут очередные встречи на «полях» министерской встречи Международного энергетического форума (МЭФ) в Алжире и ноябрьского заседания Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) в Вене.
Насколько они окажутся результативными, пока прогнозировать сложно. Но если принятое заявление сможет изменить конъюнктуру рынка, то это, безусловно, станет очередным успехом российской дипломатии.
Источник: http://politrussia.com
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас