Россия не создаёт проблем соседям. Проблемы у них возникают сами, если Россия уходит.
Секрет глобального влияния США состоит в унаследованном от Британии умении управлять миром через кризисы. Это значит, кризисы умеют создавать, направлять их в нужное русло и умелыми воздействиями управлять их течением. Здесь Америкой накоплен самый богатый опыт, превосходящий опыт всех других стран вместе взятых. Собственно, именно этим и объясняется господствующее положение США в мире. Ведь главным этапом перехода мирового господства к США была Вторая мировая война, вклад в начало которой у США намного превосходит вклад Британии, хотя о роли США традиционно не говорят, уделяя всё внимание Старому Свету.
Россия никогда не нарабатывала технологии создания проблем своим соседям или конкурентам, чтобы потом через их регулирование управлять другими странами и их правящими элитами. Именно этим объясняется неспособность России удержать в сфере своего влияния бывшие союзные республики, которые сразу поняли, чем им грозит пребывание в сфере влияния России и чем грозит уклонение от перехода в сферу влияния США.
Все инструменты влияния России старые - попытка соблазнить дешёвыми ресурсами, военное сдерживание, дипломатические сделки и компромиссы, дотации разного рода и признание права местной элиты на сферу их интересов, свободную от влияния России. Широкой популярностью пользовалось использование русской армии для всяких освобождений всяких братушек и прочих убогих, которые потом с радостью мирились со своими поработителями и тыкали ножи в спину освободителям.
Огромность российской территории делала её политику простой, как трёхлинейная винтовка. Куда не могла прийти русская армия, на то махали рукой и ждали, пока угроза оформится в виде чужой армии, вторгшейся в российские пределы. Только тогда начинали принимать меры по устранению угрозы.
В принципе, именно из той же сферы неумения управлять через создание проблем своим противникам или соседям происходит и осуществлённая недавно пенсионная реформа, как бы ни было странно установление такой параллели. Но на самом деле эта связь прямая - Россия в поисках экономической модели копирует модель США, где население всю жизнь копит деньги в инвестиционном банке для пенсионных накоплений. а банки и пенсионные фонды потом этими деньгами играют на бирже и после спекулятивных операций приумножают пенсионные вклады клиентов.
Для США такая тактика возможна в силу их господства на мировых фондовых рынках. То есть для создания такой пенсионной системы сначала надо создать мировую войну, стравить в ней всех конкурентов, разрушить их экономики и добиться победы над ними, потом сделать свою валюту мировой, накачать армию до пределов превосходства над всеми возможными противниками вместе взятыми, потом создать глобальную контролируемую фондовую систему - и только после всего этого переходить к той пенсионной системе, которая есть у США и которую сейчас, копируя поведение победителя, создают в России. Не пройдя всех предыдущих этапов, являющихся непременным условием успешности такой пенсионной системы.
Создавать пенсионную систему, где ключевые операторы действуют на фондовых биржах, контролируемых геополитическим смертельным врагом - это значит нести свои сбережения на старость напёрсточнику на базаре, где правит бандитская группировка. Умным такое решение назвать сложно. Но в нашем случае оно есть естественное следствие всецелого включения страны в мировую капиталистическую систему, где господство США создавалось веками и иначе, как на правах заложника в эту систему войти невозможно.
Вычленить же часть из целого нельзя. Нельзя, строя свою экономику как подчинённую правилам США, создавать в ней независимую и изолированную от капитализма пенсионную систему. Если у нас капитализм, то там господствуют банки, а не государство. И пенсионеры становятся не клиентами государства, а рантье и игроками, то есть они берут на себя риски проигрыша на бирже. Государство тут оказывается не при чём. И если биржа контролируется из США, то сделанное государством по сути означает добровольное отправление в плен своих членов семьи, мотивируя тем, что дома нечего кушать, а в плену хотя бы будут как-то кормить.
При этом политика государства всячески стремится вырваться из плена, что порождает крайне глубокое противоречие в его целях и средствах. Как, вырывая из плена свои штабы и производства, отправлять туда своих стариков - непонятно. Но именно это сейчас происходит благодаря либеральному господству в экономическом блоке правительства.
И вот в этот момент совпадения противоречивых устремлений власть в России стремится начать влиять на соседей в виде Армении, Украины, Белоруссии и Казахстана. Не имея ни одного реального инструмента влияния на создание и устранение проблем у их правящих элит. Всякий стратег скажет, что имеет место расконцентрация усилий на расходящихся направлениях, и успеха от такой стратегии ждать нечего.
Элиты России разношёрстны и этим пользуются её геополитические конкуренты. Когда одни стремятся к суверенитету, другие стремятся к капитуляции, и война одних с другими означает полное крушение всякой государственности, и потому происходит вынужденное сосуществование двух враждебных группировок. Результат - равнодействующая от попыток хватающихся за штурвал корабля тех, кто крутит его на Запад, и тех, кто крутит его на Восток. Блуждания и рыскания по курсу. Сочетание несочетаемого. Суверенный курс и компрадорская группа в элитах. Независимый ВПК и зависимая финансово-пенсионная система.
Не то, что удержать Прибалтику, Украину или Среднюю Азию - полностью дотируемую Белоруссию при таком наборе инструментов не получается. Они уходят туда, где контролируют финансовые рынки. И аргументам России не верят, видя, что сама она строит свою политику не на отгораживании от этих рынков, а на встраивании в них по их правилам. В таком случае у России нет гарантий безопасности своим сателлитам, и сателлиты выбирают того, кто реально в состоянии влиять на их проблемы.
Проблема национализации финансов - это проблема национализации элит, а эта национализация только начинается. Подталкивает этот процесс развитие всеобщего кризиса капитализма, состоящего из нескольких кризисов: демографического, экологического, финансового, индустриально-технологического и образовательного. В мире согласно Тойнби, начинается Третья волна, означающая конец индустриальной эры и переход к тем формационным системам, где в процессе перехода рушатся все прежние моральные и юридические системы, а населению приходится терпеть умирание старых источников существования и отсутствие сложившихся новых.
Преодоление постиндустриального барьера требует сверхусилия и выводит в такой технологический уклад, в котором отмирает существующая промышленность и возникает совершенно новый уклад жизни. Капитализм в его существующем виде отмирает, так как в нарождающейся среде он просто не имеет ресурсов для существования. Его трансформация становится необходимым средством выживания социума, но так как в новых условиях нынешним хозяевам мира нет места, то удержание господства они видят через силовое торможение всего, что несёт новое. Война со всем миром в итоге надорвёт капитализм, но пока до этого далеко и они имеют возможность руководить миром через создание кризисов и управление ими. То есть могут создать всем такие проблемы, что мало не покажется, и многие предпочтут сдаться.
России нет смысла копировать стратегию завоевания господства США. Во-первых, у неё нет для этого морального базиса в культуре, во-вторых, это уже вчерашний день и не работает. В мире ускорено растут новые центры, способные создать США такие проблемы, что этот метод придётся посчитать вредным прежде всего для тех, кто его применяет. Но вопрос господства стоит как никогда ранее остро. Для его решения в США к власти привели Трампа, в Китае правит Си Цзиньпин, а в России Путин в Майских указах определил новую стратегию разворота.
С борта разворачивающегося корабля сразу посыпались прежние облепившие его паразиты. Волна антикоррупционных арестов набирает силу - под сопровождение уверений, что посадки носят точечный характер не перерастут в огонь по штабам. Это верно. Лечить грипп в штабах путём расстрела их из артиллерии никто не будет. Лечение будет точечным и хирургически-терапевтическим. На одного ампутированного придутся десятки профилактированных.
Систему меняют в направлении способности решать те задачи, которые она прежде перед собой и не ставила. И только после того, как Россия решит собственные проблемы, она сможет показать умение решать проблемы чужие. Не создавать, а потом решать, а именно решать то, что не может быть решено в прежнем политэкономическом укладе. Россия не собирается управлять соседями через создание у них кризисов, и это главное средство её глобального влияния, успешно продемонстрированное в Сирии, демонстрируемое в Ливии и начинаемое демонстрироваться в Венесуэле
Россия не создаёт проблем соседям. Проблемы у них возникают сами, если Россия уходит. И для этого России нужно решить свои проблемы коренным образом и радикально. И она начинает решать эти проблемы просто в целях выживания. Жизнь выталкивает Россию на этот путь раньше, чем она оказалась готова на него вступить. И это хорошо. На крест не просятся, но и от креста не бегают. Тем более, если это крест Лидера.
Но если нас не понимают, то нам надо более пристально посмотреть на партнеров и начать им создавать проблемы большие, чем им создают американцы. Этот закон должен стать главным для деятельности нашего МИД. Любая мягкая сила должна под собой иметь железный кулак.