Между Россией и США обострился спор вокруг коммерческого и военного освоения космоса. Сначала Москва резко отреагировала на подписание президентом Дональдом Трампом указа о праве американских компаний на освоение ресурсов Луны и прочих небесных тел. А затем уже Вашингтон подверг Москву критике за милитаризацию космоса и продвижение «пропагандистских» инициатив в ООН.
В Москве в этом увидели «неуклюжую попытку» Вашингтона отвлечь внимание от планов выведения оружия в космос первыми. В то же время стало известно, что стороны впервые договорились предметно обсудить вопросы безопасности космоса, для чего будет создана новая рабочая группа.
«Странный российский спутник»
Поздравляя в пятницу по видеосвязи экипаж Международной космической станции с наступающим Днем космонавтики, президент РФ Владимир Путин дал понять: космос — это одна из немногих сфер, где у Москвы налажено эффективное взаимодействие с Вашингтоном. Между тем только на этой неделе США дважды навлекли на себя критику со стороны России, касающуюся заявлений Вашингтона по космической тематике. Сначала Дональд Трамп подписал указ о праве американских компаний на коммерческое освоение ресурсов Луны и прочих небесных тел, объявив, что США более не считают космос общечеловеческим достоянием. В «Роскосмосе» эти шаги назвали «агрессивными», в Кремле — «неприемлемыми», а в Совете федерации — «захватническими».
А затем помощник госсекретаря США по международной безопасности и нераспространению Кристофер Форд выступил с программной речью по военным аспектам освоения космоса, выдвинув ряд претензий к России и Китаю. По его словам, «агрессивные» действия этих стран угрожают всем государствам, которые зависят от объектов космической инфраструктуры (прежде всего спутников), и приводят к тому, что космос превращается в самостоятельную арену вооруженного противостояния.
При этом «опасные» действия России у США, как следует из выступления Кристофера Форда, вызывают больше нареканий, чем «безответственные» шаги, предпринимаемые Китаем. Обвинив обе страны в разработке и развертывании новейших противоспутниковых баллистических ракет, дипломат заявил: к наземным средствам поражения космических аппаратов все привыкли, но Москва перешла к следующему шагу, разместив вооружения непосредственно в космосе.
Американцы обвиняют Россию в следующем:
Минобороны РФ 23 июня 2017 года вывело на орбиту аппарат под названием «Космос-2519», назвав его «спутником-инспектором», однако он начал вести себя, по словам Кристофера Форда, «очень странно, не похоже ни на что другое, кроме как на противоспутниковое оружие». В августе того же года от «Космоса-2519» отделился другой объект — «Космос-2521», от которого в свою очередь с относительной скоростью 250 км/ч отделился третий, который американцы сочли снарядом. В ходе другого инцидента в январе этого года аппарат «Космос-2542», обладающий, по мнению американцев, таким же потенциалом, как «Космос-2519», опасно сблизился на орбите со спутником США. В октябре 2019 года после нескольких сближений российских спутников «Космос-2535» и «Космос-2536» от первого отделились фрагменты («обломки»), причем американцы пока не решили, считать ли это аварией или симуляцией атаки.
В любом случае такие действия России на орбитах США считают «провокационными».
Кристофер Форд предупредил: серьезная атака на элементы космической инфраструктуры США может спровоцировать ответный ядерный удар, даже если противник применил обычные вооружения.
Наибольшей же критике американского дипломата подверглись российско-китайский проект международного Договора о предотвращении гонки вооружений в космосе и призыв Москвы ко всем государствам отказаться от размещения первыми оружия в этой среде. Кристофер Форд назвал эти инициативы «фальшивыми и лицемерными», поскольку они «нацелены на решение проблем, которые ее авторы сами и создали».
«Проект российско-китайского договора тщательно спроектирован так, чтобы никоим образом не затрагивать противоспутниковые системы наземного базирования, активно разрабатываемые и развертываемые Россией и Китаем,— заявил он.— Что же касается призыва России отказаться от размещения первыми оружия в космосе, то эту инициативу стоило бы назвать “отказ от размещения вторыми”. Эта дипломатическая увертюра — не более чем пропаганда».
Информационный зонтик
В Москве с такой оценкой категорически не согласны. «
Сейчас в США пошла плохая мода на наклеивание ярлыка “пропаганда” на любые российские предложения по широкому спектру вопросов, включая контроль над вооружениями и его будущее,— заявил “Ъ” заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков.
— Мне кажется, что американские представители, увлеченные попыткой повесить над своими союзниками и единомышленниками помимо ядерного еще и информационный зонтик, несколько перебарщивают. Такого рода постановка лишает смысла содержательное обсуждение проблем и подходов к их решению, в пользу чего выступает Россия».
По словам заместителя главы МИД РФ, проблемы возникли из-за того, что США «на протяжении длительного времени расшатывали стратегическую стабильность в разных ее аспектах и ускоренными темпами ведут подготовку к размещению в космическом пространстве ударных средств, в том числе для противоракетных целей». При этом Вашингтон, как отмечает собеседник “Ъ”, отказывался прислушиваться к идеям и предложениям, которые выдвигала Москва, в том числе в тандеме с Пекином, и только критиковал их, не выдвигая ничего взамен.
«Мы десятки раз предлагали США приступить к содержательному обсуждению российско-китайского проекта Договора о недопущении гонки вооружений в космосе. Призывали США подключиться или как минимум непредвзято взглянуть на наше предложение принять политическое обязательство о неразмещении первыми оружия в космосе,— говорит господин Рябков.— Если США говорят, что это предложение нужно трансформировать в обязательство “не размещать вторыми”, то здесь мы видим только неуклюжую попытку навязать нам какое-то дополнительное обязательство. Именно США по всем признакам станут государством, которое, в отсутствие должного решения этой проблемы, первым разместит ударные системы в космическом пространстве». Заместитель главы МИДа, впрочем, заверил, что Москва будет этому противодействовать.
Между тем в своем выступлении помощник госсекретаря впервые дал понять, что США готовы обсуждать с Россией эти спорные вопросы. И сообщил: в ходе январской встречи в Вене с Сергеем Рябковым в рамках российско-американского «Стратегического диалога», он предложил создать специальную рабочую группу по космосу. «У нас уже есть взаимодействие по этим вопросам с целым рядом наших западных партнеров, разделяющих наши взгляды. Важно постепенно расширять круг этих дискуссий, чтобы усиливать взаимопонимание по поводу того, каким должно быть ответственное поведение в космическом пространстве и как себя вести нельзя»,— уточнил он. Российская делегация, по словам Кристофера Форда, с идеей создания рабочей группы согласилась. Это будет первый специализированный механизм в рамках «Стратегического диалога» России и США.
Сергей Рябков подтвердил “Ъ”, что договоренность по созданию рабочей группы достигнута.
Российская сторона, по словам господина Рябкова, уже передала американской свои предложения по содержательному наполнению ее работы и теперь ждет ответа.
«Что касается ответственного поведения в космосе, то этот термин применим к несколько иной сфере: этим занимается Комитет ООН по космосу. Там на столе переговоров тоже целая серия российских идей, касающаяся урегулирования соответствующих проблем на коллективной основе без односторонних подходов и приемов, ставящих значительную часть международного сообщества перед фактом»,— пояснил он. И заверил: «Мы и там продолжим работу по доведению до американских коллег логики, согласно которой космос — это не та сфера, где можно всему международному сообществу навязывать свои представления и концепции. К сожалению, США и в этой области грешат односторонним, очень нажимным подходом».
По словам же консультанта ПИР-Центра Андрея Баклицкого, то, что первым сюжетом для предметной проработки в сфере контроля над вооружениями Россия и США выбрали космическую безопасность, обоснованно.
«Объективно потенциальная угроза космическим объектам нарастает: любая хорошая система противоракетной обороны получает возможность сбивать спутники на низкой околоземной орбите, идет активное развитие военных лазеров, спутники-инспекторы имеют технологическую возможность вмешиваться в работу спутников других стран»,— пояснил он “Ъ”.
По словам эксперта, фактически все ведущие державы разрабатывают системы вооружений, которые могут быть применены в космосе, и в этом смысле Москве и Вашингтону действительно есть что обсудить и, поскольку обеспокоенность здесь в определенной мере симметричная, есть шансы о чем-то договориться.