Закручивание спирали войны
В далеком уже мае 2010 года турецкая «Флотилия свободы» пыталась доставить гуманитарную помощь в Сектор Газа. Во время инцидента тогда погибло 9 турецких «активистов».
Менее чем через год в Сирии начались волнения, очень быстро переросшие в гражданское противостояние, а затем и войну. Здесь за спиной «оппозиции» также стояли турецкие (а с ними и американские и саудовские) спецслужбы, которые по примеру произошедшей накануне в Тунисе цветной революции валили все светские режимы Ближнего Востока: в Ливии, Египте, Сирии, Алжире. Регион должен был быть подожжен в угоду геополитическим интересам Вашингтона, Анкары и Эр-Рияда.
В результате некоторые режимы были снесены. Ливия как страна по факту перестала существовать и превратилась в конгломерат вечно воюющих между собой банд. Египет прошел через горнило гражданского конфликта, но был спасен армией. Алжиру удалось отбиться, а Сирия превратилась в одну большую незаживающую рану. Еще одним результатом расшатывания стабильности на Ближнем Востоке стало рождение массы новых террористических группировок, главной из которых стала запрещенная в России организация ДАИШ.
Кто на Ближнем Востоке главный?
Почему так произошло? Все очень просто, в одно время и в одном месте совпали интересы нескольких глобальных и региональных игроков.
США надо было срочно поджигать границы своих геополитических противников – ЕС и России. Саудовская Аравия увидела в Арабской весне свой шанс ослабить растущую мощь Ирана. Турция Эрдогана начала открытую фазу создания неоосманской империи.
Всем этим игрокам при этом было выгодно уничтожить светский режим Асада в Сирии. Также всем мешал со своими арабоинтеграционными идеями Муаммар Каддафи, которого пришлось банально убить. Египет веками был на Ближнем Востоке одним из центров силы, и уже только поэтому он должен был быть разрушен: сильный Египет не вписывался в планы ни одного из реальных активных игроков.
К тому же кто-то должен был стать неисчерпаемым источником «воинов Аллаха». Нищий и раздираемый противоречиями Египет подходил для этого как никто другой.
Проблемы у банды транснациональных террористов начались сразу. Дольше предполагаемого отбивался «лев пустыни» Муаммар Каддафи с сыновьями. Режим в Египте был поколеблен, но армия смогла удержать свои позиции, что и привело к антиисламистскому контрперевороту 4 июля 2013 года. Башар Асад при помощи российской военной помощи смог удержаться, хотя и долгое время отступал под все усиливающимися ударами армии международного исламского фундаментализма.
На фоне этих событий ни США, ни тем более Турция с саудитами не собирались отступаться от своих планов. Война в Сирии шла пусть и туго, но к победе, Россия получила свою проблему на Украине, и был шанс, что она уйдет в себя под действием внутриэкономических проблем и перестанет мешать «партнерам» перекраивать Ближний Восток по своим лекалам.
Злую шутку (хотя я бы назвал это неизбежностью) в этих планах сыграло то, что в стане поджигателей неизбежно должны были возникнуть противоречия. Каждый из них преследовал свои цели, и лишь на начальном этапе они совпадали.
Надо было дестабилизировать обстановку и снести мешающие всем режимы.
А вот затем они не могли не столкнуться между собой. США в Сирии начали строить Большой Курдистан. Это, очевидно, не понравилось Турции, которая начала искать поддержки и понимания со стороны России. Саудовская Аравия на Сирию имела свои виды. Ее в первую очередь интересовала территория северного соседа как часть дуги безопасности Ирак-Сирия против Ирана.
Между тем уже в августе 2014 года президент США Барак Обама объявил о создании международной коалиции по борьбе с ДАИШ и начал вставлять палки в колеса турецкому неоосманскому проекту.
И как только противоречия между бывшими союзниками вскрылись, пришло время вступать в партию двум другим игрокам, которые быстро перепутали карты остальным.
Развязка
В середине 2014 года в Йемене вялотекущий гражданский конфликт быстро стал набирать обороты. С июля по сентябрь страна прошла свой майдан, в результате которого к середине сентября во многих районах страны фактически установилось двоевластие. А в январе грянул гром. Уже к марту 2015 года правительственные войска были разгромлены, откатывались к южной столице и взывали к помощи. Вторжение армии Саудовской Аравии и создание антихуситской коалиции смогли остановить катастрофу. Но, несмотря на вступление в бой сил регулярной армии «трех королевств», переломить исход сражения в свою пользу им так и не удалось. Целый год войны показал, что ополчение хуситов крепко держит свои позиции. Что было неслучайно.
Военная помощь из Ирана и частично России не дала коалиции аравийских монархий уничтожить образовавшийся в их тылу второй фронт.
А между тем и на главном направлении дела у рассадника терроризма шли не очень.
Уже летом 2015 года в сети начала появляться информация о том, что в Сирии Россия и Иран готовятся к большой войне. Россияне начали оборудовать для приема своего контингента несколько сирийских баз, а Корпус Стражей Исламской Революции начал переброску на территорию союзной Сирии «ограниченного контингента» войск. Отряды союзной Ирану «Хезболлы» также были привлечены к операциям как специалисты партизанской войны против мобильного и иррегулярного противника.
Кампанию открыла русская авиация 30 сентября 2015 года. За полгода боев с фронтом международного терроризма в Сирии, поддерживаемого Турцией и Саудовской Аравией, в войне наступил коренной перелом. «Неумеренные оппозиционеры» (ИГИЛ, «Ан-Нусра» - запрещены в России) и «умеренные» получили несколько мощных ударов, которые хоть и не привели к большим территориальным потерям, но резко снизили мотивацию их бойцов и сократили приток «добровольцев» из всего исламского мира. Вопрос о разгроме фронта международного терроризма в Сирии встал в полный рост, и было только вопросом времени, когда он произойдет.
К этому времени США, которые напрямую и так не были вовлечены в сирийский конфликт, постепенно расширяли территорию, подконтрольную сирийским курдам. Это дико не нравилось Анкаре, но та уже ничего не могла сделать. Совершив 24 ноября 2015 года роковую ошибку, сбив российский военный самолет в небе над Сирией, турецкое правительство оголило свои тылы и вынуждено было начать холодную войну сразу на два, а потом и на три фронта: против США, России и ЕС.
Главным бенефициаром этого рокового решения Анкары были США. Они смогли разом разорвать отношения между Россией и Турцией и столкнуть их лбами на сирийском фронте.
Хотя стоит признать, что между двумя странами было и очень много противоречий, которые дипломатия никак не могла решить. Россия ни за что не хотела соглашаться на неоосманские претензии Анкары, а президент Эрдоган в конкретный промежуток времени ни за что не хотел от них отказываться.
Но все в мире меняется. Турция, столкнувшись с объединенной позицией России, ЕС и США по поводу ее неоосманских претензий и ощутив все прелести противостояния с сильным мира сего, поняла, что сегодня шансов у нее нет и пора искать выход из двух вариантов: плохого и очень плохого.
С США говорить было нечего и не о чем. Во-первых, они предали Эрдогана (именно так понимает это «нецивилизованный» тюрк), а во-вторых Курдистан, который упорно строит Госдеп США является для Анкары большим из зол. Попытки найти точки соприкосновения с ЕС также не привели к результату. Не помогли даже орды мигрантов, которых Эрдоган обещал больше не пускать (естественно, за деньги). Европа чем дальше, тем больше напоминала Анкаре о свободе слова и гонениях на оппозицию, что было всегда и для всех режимов плохим предзнаменованием.
Вчерашний реверанс в сторону России был неизбежен. Это отчетливо понимал президент России Владимир Путин, и он просто ждал. Ждал, пока Реджеп Эрдоган в полной мере осознает свою ошибку и сделает правильные выводы. Еще в декабре 2015 года правительство Турции предлагало замять свои грехи, но Москва была глуха к его просьбам. Глуха до того момента, пока Анкара не пошла на попятную в своем неоосманском проекте.
Меня умиляет, как вчера все противники сближения Москвы и Анкары по 10, 100, 1000 раз пытались подчеркнуть, что Эрдоган «не извинился». Их неуклюжие попытки таким образом повлиять на резкий разворот турецкой политики выглядели убого. Ведь и так понятно, что форма извинений тут совершенно не важна и не в этом их суть. Важно, что извинения были приняты Москвой.
Как только Турция отказалась от неоосманского проекта, так сразу основное противоречие в отношениях ее с Россией было убрано, события сразу же начали развиваться с быстротой молнии.
1. Заявление главы пресс-службы президента России Дмитрия Пескова о том, что извинения прозвучали и что они приняты.
2. Заявления турецкого премьер-министра Бинали Йылдырыма о том, что противоречия между двумя странами разрешены.
3. Как акт отчаяния и месть, подача европейскими правозащитниками (как бы не с подачи США) исков против президента Турции, где он обвиняется в преступлениях против человечности.
Это все случилось в один день - 27 июня 2016 года. Но самое важное доказательство большой разрядки на Ближнем Востоке и отказа Турции от проекта неоосманской империи состоит в том, что в тот же день было принято решение о восстановлении дипломатических отношений между Израилем и Анкарой, с разрыва которых все и началось шесть лет назад. Причем сразу в полном объеме.
Выводы
Мир меняется. Военного решения на Ближнем Востоке, к которому стремились США, Турция и КСА не получилось. Более чем пятилетняя война всех со всеми привела регион в упадок и не дала явного перевеса ни одной из сторон. Надо договариваться. На новых условиях. И тот, кто поймет это раньше других и будет вести свою политику, исходя из этого, может получить добавочные преференции. Очень надеюсь, что Реджеп Эрдоган это наконец понял и больше не совершит такой роковой ошибки, которая случилась 24 ноября 2015 года и которая так дорого стоила его стране.
Источник: http://politrussia.com
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас