Главное слово, вошедшее в этом году в лексикон отечественных политологов и просто «пикейных жилетов» из Telegram – трансфер. Трансфер власти, ее передача от Владимира Путина в 2024 году, когда закончится очередной второй срок президента.
К кому? Вопрос.
Пока что ситуация выглядит очевидной репликой на 2007 год, когда двумя основными претендентами «на трон» считались Сергей Иванов и Дмитрий Медведев. Первый имел четкое позиционирование как жесткий силовик (речь не только о том, что он последовательно занимал посты секретаря Совета безопасности и министра внутренних дел, но именно в позиционировании как политического деятеля), второй всеми воспринимался как либерал.
В итоге окончательный выбор был остановлен в декабре 2007 года на Медведеве, которому на своем съезде принесла присягу «Единая Россия».
Влияние Иванова начало падать, и после «утешительного второго приза» в виде поста руководителя Администрации президента с 2016 года он занимает пост спецпредставителя президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта. Рассказывает о том, какую выгоду можно извлечь из мусора.
По меркам аппаратного влияния – это почти ничего.
Фото: Reuters
Сейчас происходит нечто похожее. Заметно, что в общественном поле в последнее время резко активизировались два видных государственных деятеля, пытающихся представить себя как носители противоположных идеологий, соперничающих за влияние в обществе.
Первый – глава государственной корпорации «Ростех» Сергей Чемезов, бессменно возглавляющий эту организацию-монстра с почти полумиллионом сотрудников с момента создания в 2007 году.
Как либерал Чемезов никогда себя особо не проявлял, но, видимо, был выбран в качестве такового ввиду того, что с 2010 года курирует в «Единой России» направление «IT-прорыв». Вспомним, что Медведев в бытность президентом подчеркнуто щеголял перед публикой новым айфоном и запустил инновационный центр «Сколково», таков уж несложный ассоциативный ряд в высших коридорах власти.
16 сентября РБК (выбрали, разумеется, самый крупный либеральный ресурс) опубликовал большое интервью Чемезова, ключевые выдержки из которого были выложены еще месяцем ранее, и касались протестов в Москве:
«Очевидно, что люди сильно раздражены, и это не на пользу никому. В целом моя гражданская позиция такова: наличие здравой оппозиции идет во благо любому органу, представительному собранию и в конечном счете государству. Какая-то должна быть альтернативная сила, которая что-то подсказывает и дает сигналы в ту или в другую сторону».
Вполне очевидно, что без санкции «сверху» с такими публичными заявлениям высокие чиновники не выступают. Кстати, как и Медведев, Чемезов очень-очень давно лично знаком с Путиным – так что понятно, от кого мог получить напрямую такую санкцию.
Второй – министр обороны Сергей Шойгу (напомню, что аналогичный пост занимал и Иванов в 2001 – 2007 году, как раз накануне «смотрин»).
22 сентября Шойгу дал большое интервью «Московскому комсомольцу» (издание популярное, но не либеральное), отметив, что «это первое развернутое интервью, которое я даю за семь лет!» То есть вообще с момента назначения на пост главы военного министерства.
Ключевой месседж интервью Шойгу:
«На Западе уже давно созданы лекала и алгоритмы свержения любой неудобной для них законной власти в любой стране».
То есть, враг у ворот, «пятая колонна» повсюду, не допускать никакого гнилого либерализма, а наши единственные союзники – армия и флот под мудрым управлением Сергея Кожугетовича.
Все это при том, что на предшествующем посту губернатора Московской области Шойгу в 2012 году отнюдь не был борцом с либералами, наоборот – шел им навстречу, приехав на место массовых протестов (с участием Дмитрия Гудкова и Евгении Чириковой) в Цаговском лесу в Жуковском и устроив разнос местным чиновникам. После чего губернатор направился в редакцию либеральной газеты «Жуковские вести», главного центра протестов, где заверил, что лес трогать не будут. При том, что ни для кого не было секретом сотрудничество «Жуковских вестей» с фондом «Новая Евразия», который, в свою очередь, получал деньги от государственного Агентства США по международному развитию (USAID).
Но, в общем, приказали чиновнику быть главным либералом – он и будет главным либералом. А сказали быть главным антилибералом – будет, даже если вчера с этими либералами лично дружил и вместе на лыжах катался на отдыхе. Люди служивые!
Нынешний трансфер гораздо более сложный, нежели чем по истечении первых двух президентских сроков Путина, поэтому и начался сейчас, хотя президентские выборы только в 2024 году.
И при том, что все понимают, что, снова уйдя с поста президента, Путин вновь сохранит в своих руках многие рычаги власти. В 2008 году он занял пост премьер-министра, сейчас, как упорно утверждают, речь может идти о посте главы Государственного совета Союзного государства России и Белоруссии (не существующих ныне постов госсекретаря или главы парламентского собрания, которые ничего не решают, а нового органа в условиях углубления интеграции двух стран; как утверждают, ради этого весь последний год так активно «выкручивают руки» Александру Лукашенко).
Опять же, вся нынешняя система власти в стране создана под одного человека, близость к которому – на посту советника или члена совета – даже выше, нежели пост министра или депутата парламента страны.
Кроме того, только Путин является гарантом внутриэлитных договоренностей – например, что в случае избрания Чемезова президентом вскоре «чемезовские» не начнут теснить существующие федеральные и региональные элиты.
Фото: РИА Новости
Предварительной же стадией для президентского трансфера является парламентский на очередных выборах 2021 года. В условиях, когда принадлежность к «Единой России» уже не только не гарантирует избрания, но и является препятствием к этому, надо приложить немало усилий, чтобы задолго до голосования подобрать и выдвинуть своих кандидатов, подобрать им (читай – не допустить на выборы опасных и согласовать тех, кто проиграет с нужным счетом) оппонентов, распределить роли между партиями и т.д.
Как сообщил 24 октября премьер-министр Дмитрий Медведев, съезд возглавляемой им (формально) «партии власти» пройдет 23 ноября. Об этом же еще 1 октября писал РБК: «Руководство «Единой России» планирует сменить до 20 глав региональных отделений в преддверии съезда партии, намеченного на конец ноября».
Перед этим, 12 сентября, секретарь Генерального совета партии Андрей Турчак сообщил на заседании этой структуры:
«Мы планируем проводить съезд, который будет исключительно электоральным. Мы оценим прошедшие выборы, обновим партийные институты с акцентом на электоральную составляющую и фактически дадим старт кампании 2021 года».
По данным источников автора, из-за съезда «Единой России» под нажимом «сверху» был перенесен, например, намеченный на октябрь съезд «Зеленых». Причина называлась при этом простая – вот сначала съезд «единороссов», потом ваш (читай – сначала они к концу ноября выберут и официально выдвинут на съезде своих кандидатов по регионам, потом уже мы одобрим и согласуем ваших кандидатов там же, а вы за них проголосуете).
Впрочем, тут есть и еще один аспект. Перед каждыми выборами в Кремле задумываются о частичном переформатировании партийной системы.
Например, в 2016 году была задумка «накачать деньгами» партию «Родина», которая бы мощно выступила на левом поле и потеснила там КПРФ. Эту инициативу начали реализовывать, под эти планы (читай – под освоение бюджетов на рекламу в ходе кампании) в руководство партии был спущен «сверху» Никита Исаев, ранее вообще в партии не состоявший.
Но затем в Кремле еще раз посмотрели на замеры общественного мнения и решили – нет, КПРФ «не выстрелит», угрозы нет, так что и спойлера создавать не нужно, все силы бросим на «Единую Россию».
Фото: РИА Новости
На этих выборах, судя по всему, рассматривается возможность активизации действий на «зеленом» поле, благо экология – тема удобная, ибо хорошо «заходит» любым людям.
Кто же против того, чтобы иметь вокруг себя чистую воду и чистый воздух? К тому же, эта тема «неполитическая», всегда можно сказать – мол, мы не за эту надоевшую вам всем грязную политику, мы только за борьбу со свалками и правильную утилизацию мусора.
О том, что «в Кремле начали обсуждать идею создания «зеленой» партии», 16 октября написал РБК. Судя по сливавшимся затем в СМИ и Telegram-каналы слухам, варианты рассматриваются разные – например, создать новую партию в той же нише, или же поменять руководство у существующей (например, на популярную телеведущую Тину Канделаки).
Попутно, как обычно, некоторые ушлые личности начали предпринимать попытки просто купить региональные отделения тех же «Зеленых» и т.д.
Посмотрим, что будет.
Понимание того, что поезд на выборы 2021-го, а затем и 2024-го года вот-вот уйдет, активизировалась и деятельность по созданию правоконсервативной партии, которую уже около года ведет бизнесмен и хозяин телеканала «Царьград» Константин Малофеев. Как я уже писал ранее на «ФорПосте», в начале этого года Малофеев рассматривал для этой цели «Родину», затем перенес свой интерес на более представительную в электоральном плане «Справедливую Россию».
Впрочем, пребывание Малофеева на посту заместителя главы партии Миронова было недолгим – 13 марте он вступил в партию и занял этот пост, а 11 сентября с него и из партии ушел, ибо встретил сопротивление со стороны многих влиятельных «эсеров».
«С интересом ожидаю официального объявления о создании на базе «Двуногого Орала» (он же – «Двуглавый Орёл») политической партии с «маркерами»: «национальная» и «право-консервативная». Информации о подготовке к созданию – более чем достаточно, вопрос практически решен… «Сбор войска» идет уже по всем направлениям. Вся псевдо-патриотическая и псевдо-православная «туса», вдохновленная желтыми майками с орлами и забившая на крайнем «Русском народном соборе» половину актового зала храма Христа Спасителя… уже мобилизована и ждет на низком старте», – написал 20 сентября на своей официальной странице в «ВКонтакте» с присущей ему иронией Игорь Стрелков.
Слухи о создании Малофеевым партии последние дни действительно ходят, но так ли это (а точнее – санкционируют ли это в Администрации президента), большой вопрос, ибо очевидно, что электорат эта партия «откусит» у той же «Единой России», с 2012 года по команде президента ушедшей в консервативную политическую нишу (лицом этой кампании стала вчерашняя «яблочница» Ирина Яровая, но, как я уже писал выше, из Кремля прикажут – и либерал «по службе» станет консерватором).
Кроме того, все предыдущие опыты Кремля по созданию «управляемого национализма» были неудачны.
В общем, в ближайшее время мы скорее всего увидим немало интересного в рамках начала кампании по выборам в Государственную Думу 2021 года.