Новости недели без бюрократии
Три раза мы жахнули на прошедшей неделе. Все три раза — очень поучительно. Склады в Хмельницком, «Пэтриот» в Киеве и, конечно, Бахмут, который на самом деле и теперь уже точно Артемовск. Завершение «Бахмутской мясорубки» — это не только военная победа, не только морально-психологический триумф. Это победа народа над бюрократией.
Владимир Путин 24 февраля прошлого года совершил немыслимое: взял две даже не параллельные, а расходящиеся линии — жизнь народа и жизнь бюрократических элит — и сплел их в одну. Попытался сплести. С той исторической даты мы уже больше года наблюдаем, как они то расплетаются, расходятся, потом снова пересекаются, сплетаются. Долгий, сложный, болезненный процесс. И это надолго.
Двести двадцать четыре дня, кроваво-красных, пропитанных запахами горящей брони, бетонной пыли и смерти дня, ЧВК «Вагнер» метр за метром продвигала волю народа. Евгений Пригожин привел цифры: согласно «Методике оперативно-тактических расчетов», которая утверждена Генеральным штабом, для успеха операции бойцов в «оркестре» должно было быть в 23 раза больше, вооружения — в 27 раз больше по количеству, при этом «снарядов выдавали 11,5%». В этой операции тоже и расходились, и переплетались разные линии. Но Артемовск взят. Воля народа к победе оказалась сильнее желания бюрократии жить по-старому, не напрягаясь (а еще лучше — как-нибудь все же договориться с ненавидимым в телевизоре Западом). И вот уже Путин «поздравляет штурмовые отряды «Вагнер», а также всех военнослужащих подразделений ВС РФ, которые оказывали им необходимую поддержку и прикрытие флангов, с завершением операции по освобождению Артемовска». Впервые, кстати, от Путина звучит название «Вагнер», а это серьезный знак, любой политолог подтвердит. Но даже это — не спайка линий, а точка пересечения. И, как ни печально это признавать, никто не гарантирует, что Артемовск не станет нашей русской Пальмирой.
На неделе фактически сформировалась самолетная, по аналогии с танковой, коалиция западных стран, которая намерена обеспечить поставки ВСУ истребителей F-16. США дали добро. Все рассказы о том, что это будет не скоро, что летчиков надо готовить очень долго и вот, мол, только начинается обучение — пыль и дымовая завеса. С огромной долей вероятности можно предполагать, что обучение летчиков если еще и не закончилось, то уже давно идет. И истребители появятся в ВСУ довольно скоро. Вот, например, между заявлением о том, что Великобритания начинает поставки дальнобойных ракет Storm Shadow, и их первым применением прошли сутки. Очевидно, что, когда говорилось о начале поставок, ракеты на самом деле были уже на Украине. Но сейчас Украина в своих поисках чудо-оружия сильно напоминает Третий рейх, который тоже был озабочен фантастическими идеями «вунедваффе». Уже что только в этой роли не выступало — и «Джавелины», и «Байрактары» (кстати, где они?), и гаубицы 777, и «Хаймарсы», и «Леопарды». Последним был ЗРК «Пэтриот». Тот самый, который в Киеве выпустил 32 ракеты по одному-единственному «Кинжалу». И был нашей ракетой поражен, лишившись радара и пяти пусковых установок. Просто для справки: по статистике, с 2015 по 2023 год заказ зенитных управляемых ракет MIM-104 для ЗРС Patriot для Пентагона и экспортных заказчиков составлял в среднем 210 штук в год. Считайте. Очень поучительный удар получился.
Еще один поучительный удар был по складам в Хмельницком. Не для нас поучительный, а для Европы. Гражданам Украины и близлежащих стран на все лады объясняли, что снаряды с обедненным ураном — это такая полезная штука, чтобы жечь русские танки. А так — они вообще безопасны. Но тут русские возьми и сожги своей ракетой склады с этими снарядами. Безопасность образовавшегося радиоактивного облака сейчас в полной мере ощутят как украинцы, так и поляки. И долго еще будут ощущать. А вот Великобритании, «костровому», так сказать, подбрасывающему дровишки в костер, — все равно. Лишь бы славяне горели. И тем более никакого ущерба тем, кто за океаном. Это, кстати, и есть тот самый западный «расистский неоколониальный подход», о котором на неделе говорил Путин. Когда идут утверждения о «некоей исключительности одних и ущербности других народов», привычка «делить народы на первый-второй-третий сорт». Как сказал президент, «мне кажется, у них там есть еще и высший, которые считают себя даже выше союзников». Так к какому сорту британские и американские политики относят европейцев, особенно восточных? Вроде как союзники, но пусть ради нашей выгоды радиоактивной пылью подышат…
На том же совете по межнациональным отношениям, где Путин говорил о неоколониализме, он рассказал о разговоре с «командиром одной из бригад, который сменил на посту погибшего своего товарища, другого командира бригады». Судя по контексту («Я говорю: «Голос что-то тяжелый у вас». Он говорит: «Четыре дня не спал») — неформальный был разговор. Без бюрократии. Какой из этого вывод?