Меньше трех недель прошло с момента, когда Вашингтон решил защитить своих «протеже» в Сирии. Теперь защищать уже некого.
Таков итог ассиметричного ответа Москвы на необдуманный поступок Дональда Трампа, который он пытался выдать за свою победу.
Как мы помним, сразу после ракетного удара западной коалиции по Сирии 14 апреля, и Вашингтон, и Москва объявили о своей победе. Как обычно, вначале было трудно объективно судить о том, кто здесь прав, а кто нет. И чтобы с этим разобраться окончательно, надо было дождаться последствий. Дождались.
Фронт оппозиции пошел трещинами через считанные дни после удара, когда местные сирийские «оппозиционеры» разобрались в случившемся. Зачищена Восточная Гута. Первыми сдались те, кого должен был спасти американский удар «возмездия». Некогда главный форпост «вооруженного протеста» сложил оружие. Вслед за ним договорился об эвакуации и «гарнизон» города Думейра. Командование гарнизона еще в 2017 году соглашалось на перемирие. После того, как американцы своим ударом разрушили базис договоренностей февраля 2017 года, с оппозиционными лидерами Думейра перестали церемониться.
Отмена режима зон безопасности и стала тем самым ассиметричным ответом, который пообещало американцам российское руководство. И как следствие, то что произошло в Думейре, повторилось и в других «оппозиционных» сирийских анклавах, на которые до апреля 2018 года правительство смотрело сквозь пальцы. Теперь силы Асада вошли на земли в районе хребта и уговорили сложить оружие очень сильную и хорошо вооруженную группировку радикалов, часть из которых по примеру своих «думских» и «думейрских» товарищей решила перебраться в Идлиб.
Не стал оказывать сопротивления и протест южных пригородов Дамаска. Как только в их районе сосредоточились ударные силы сирийской армии, они вступили в переговоры и сдались.
Сегодня уже заговорили о капитуляции боевики так называемого Растанского котла, которые оказывали правительству Асада упорное сопротивление в 2015–2016 годах. Одного короткого удара правительственных сил оказалось достаточно, чтобы «оппозиционеры» поняли всю неприглядность их положения. «Благодаря» неаккуратности Дональда Трампа, атаковавшего Сирию ракетами, они также лишились защиты и теперь готовятся к переселению в Идлиб, где их под протекцию скорее всего возьмут … турки.
Итак, везде мы видим одно и тоже. Оппозиция, как по команде, начала сдавать позицию за позицией. События в Восточной Гуте продемонстрировали умеренным боевикам, что «спасение утопающих дело рук самих утопающих»: дальнейшее сопротивление бесполезно и надо соглашаться на условия Асада.
Следствием неудачи США в Сирии стала переориентация многих антиправительственных группировок на Турцию. И это также очень не походит на победу американцев.
Неудачный ракетный удар западной коалиции развязал руки Дамаску и Москве. Кроме того, немногочисленные союзники США в регионе отказались продолжать сотрудничество с Трампом. В общем, эффективный получился ассиметричный ответ. И даже очень.
На этом фоне примечательны стычки между частями сирийской правительственной армии и так называемой демократической оппозицией на севере Дейр-эз-Зора, представленной курдскими отрядами, сателлитами США. Интересно, станут ли столкновения предвестником более серьезных боев или останутся «недоразумением» без последствий.
Именно из-за провала в Сирии американцы вынуждены теперь сосредоточиться на Тегеране. Заявление израильского премьер-министра Биньямина Натаньяху, что Иран развивает военную ядерную программу голословно, как и заявления британского премьер-министра Терезы Мэй об инциденте в Солсбери, или заявление Дональда Трампа о якобы имевшей место химической атаке в городе Дума.
Видимо, совсем все плохо с запасными планами у американцев, раз они опускаются до таких непродуманных и неподготовленных действий. А это может только усугубить ситуацию. И, наверное, это к лучшему.
Юрий Подоляка, "Политика Сегодня".