Китай и Россия обратились ко всем государствам с призывом по теме международных отношений, суть которого в том, что необходимо противостоять гегемонизму. Впервые США и их европейские союзники названы меньшинством:
Некоторые силы, представляющие меньшинство на мировой арене, продолжают отстаивать односторонние подходы к решению международных проблем и прибегать к силовой политике, практикуют вмешательство во внутренние дела других государств, нанося ущерб их законным правам и интересам, провоцируют противоречия, разногласия и конфронтацию, препятствуют развитию и прогрессу человечества, что вызывает неприятие со стороны международного сообщества.
Правда, в тексте прямо нигде не говорится, против кого направлен документ и в чём его суть. Если читать заявление без знания международного контекста, то там одни общие слова за всё хорошее против всего плохого. Хотя на самом деле можно сказать, что это заявление завершило расстановку основных сил на мировой арене.
Международный контекст
После развала СССР американцы почувствовали себя победителями, единственной сверхдержавой, которая вправе навязывать всему миру свою волю. Европа покорно следовала в фарватере США, Россия боролась с разрухой, Китай притаился, накапливая силы. Гегемония Америки была безраздельной. Чтобы поддерживать своё военно-стратегическое доминирование и пожинать плоды господства над миром, США не только разместили около тысячи военных баз по всей планете, но и начали развязывать войны по надуманным предлогам с целью свержения неугодных правительств и получения свободного доступа к ресурсам слабых стран. США окончательно превратились в глобальную империю.
Однако «золотой век» Америки не мог длиться долго. Европа начала брыкаться, подняла голову Турция, Россия всё чаще требовала к себе уважительного отношения, а Китай перешёл от принципа «искусно не высовываться» (Дэн Сяопин) к политике «использования важных стратегических шансов для Китая» (Си Цзиньпин). Америка реагировала на рост самостоятельности и конкурентоспособности других стран крайне болезненно, инспирируя везде, где могла, цветные революции, накладывая санкции, ведя торговые войны и влезая во все региональные конфликты. Гегемон сердито стучал кулаком по столу, но никого это уже не впечатляло.
В этих условиях постепенной утраты гегемонии, военно-политическое руководство США сделало ставку на борьбу с Китаем как наиболее опасным соперником и страной, которая проповедует отличную от западных демократий социально-экономическую модель. США решили второй раз кряду разыграть карту коммунистической угрозы, чтобы сплотить западные страны на этот раз против Китая. Летом 2020 года Госсекретарь США Помпео произнёс помпезную речь, которая по сути объявляла Китаю новую холодную войну от лица всего Запада. Однако наиболее влиятельные европейские союзники не спешили поддерживать своего патрона, единство и сплочённость проамериканского военного альянса НАТО оказались под угрозой. США даже пришлось спешно сколачивать против Китая дополнительный к НАТО и QUAD военный блок из англосаксонских стран — AUKUS.
Генеральным замыслом антикитайской стратегии США является окружение и изоляция противника, а это без переманивания или хотя бы склонения к нейтралитету России невозможно. Россия — одно из ключевых направлений атаки на Китай. Но вместо того чтобы поступиться прежними противоречиями и искать подходы к России, США, как обычно, переоценили свои силы и скатились к ковбойской тактике запугивания. Они развернули кампанию максимального давления по всем сферам на Россию от организации беломайдана в Белоруссии и провокации волнений внутри России («отравление» Навального) до многочисленных санкций и попыток срыва крупных проектов («Северной поток-2», зарубежные стройки «Росатома»). Апофеозом этой политики стало военное обострение на границах ЛДНР.
Говорить о том, что США развязали холодную войну в отношении России, не совсем корректно, холодная война всё-таки предполагает борьбу различных социальных систем, имеет чёткий идеологический окрас. У современной России и США одинаковые по своей природе экономические и политические системы, и там и тут демократические режимы, у власти либеральные силы. Сам Путин всегда чётко и ясно заявляет, что он либерал, который не видит перспектив возвращения к социализму. Поэтому холодная война идёт между США и Китаем, в котором коммунистический режим. А Россия, как независимое государство, вынуждена считаться с этой реальностью.
В ответ на агрессивные действия Вашингтона Кремль, во-первых, энергично купировал ряд угроз, показывая силу своего влияния (помощь Лукашенко, урегулирование Нагорно-Карабахской войны, миссия ОДКБ в Казахстане), во-вторых, резко нарастил давление на либеральную «пятую колону» внутри страны (запрет ряда НКО, признание навальнистов экстремистами, закрытие «Мемориала») и, в-третьих, дал понять, что стратегическое партнёрство с Китаем ценит выше благосклонности Запада.
Притом руководство США, осознав бесперспективность немедленной смены режима в России, всё это время находилось в переговорном процессе с Кремлём, видимо, предлагая какие-то варианты вроде снятия санкций за нейтралитет в отношении Китая.
Российское руководство решило действовать в логике американской же политики и на равных выдвинуло предложение о подписании соглашения с США и НАТО о гарантиях безопасности. Суть этого предложения заключалась в том, что Восточная Европа должна выйти из сферы влияния США, а НАТО откатывается к «границам» 1997 года. Открыто и прямо Россия не говорила о том, что она предлагает взамен, поэтому проект соглашения для внешнего мира выглядел как ультиматум. Однако оснований для ультимативных требований уйти из Восточной Европы в общем-то не было, поэтому резонно предположить, что в скрытой от публики части переговоров всё-таки звучали какие-то варианты роли и места России в расстановке сил в ходе холодной войны.
США, как известно, предложение России по гарантиям безопасности не устроило, переговоры быстро зашли в тупик. Жирной точкой в этой попытке договориться и стало совместное заявление Си Цзиньпина и Путина в Пекине. Россия дала понять всему миру и США, что присоединяется в холодной войне к лагерю Китая.
Плюсы и минусы прокитайской позиции
В совместном заявлении России и Китая формально можно наблюдать явный перекос в китайскую сторону. Россия поддержала Китай по шести пунктам:
1) Российская Сторона приветствует совместную работу Китая и ВОЗ по установлению источника возникновения новой коронавирусной инфекции и поддерживает подготовленный по линии Китай – ВОЗ совместный доклад по этому вопросу.
2) Российская Сторона поддерживает успешное проведение Китайской Стороной зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в Пекине в 2022 году.
3) Российская Сторона подтверждает приверженность принципу «одного Китая», подтверждает, что Тайвань является неотъемлемой частью Китая, выступает против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме.
4) Российская Сторона отмечает позитивное значение концепции Китайской Стороны о построении «сообщества единой судьбы человечества» для укрепления солидарности мирового сообщества и объединения усилий в реагировании на общие вызовы.
5) Российская Сторона окажет всемерную поддержку Китайской Стороне как председателю в объединении в 2022 году, обеспечит содействие в плодотворном проведении XIV саммита БРИКС.
6) Российская Сторона подтверждает готовность продолжить работу по выдвинутой Китайской Стороной «Инициативе в области глобального развития».
Китай поддержал Россию только по двум пунктам:
1) Китайская Сторона относится с пониманием и поддерживает выдвинутые Российской Федерацией предложения по формированию долгосрочных юридически обязательных гарантий безопасности в Европе.
2) Китайская Сторона отмечает позитивное значение усилий Российской Стороны по формированию справедливой многополярной системы международных отношений.
Кроме того, по тексту видно, что готовили его китайцы, используются характерные для КПК идеологические выражения. Конечно, содержательно в этом никаких уступок нет, простой символизм.
Вопрос о том, стремится ли Китай к мировой гегемонии и, следовательно, стоит ли России опасаться попасть под влияние Поднебесной, в современной литературе остаётся дискуссионным.
В мире есть три силы, которые по своему военному и экономическому потенциалу способны на глобальное доминирование. Это, собственно, США, Европа и Китай. Но иметь возможность — не значит добиться этого и не значит стремиться к этому. У Европы, например, с желанием проблем нет, но чтобы претендовать на глобальное лидерство, необходимо избавиться от влияния США, сформировать свой европейский военно-политический блок и трансформировать ЕС. А это не так-то просто в нынешних условиях.
Официальная позиция КПК по вопросу глобального лидерства, гегемонии и доминирования неизменна аж с эпохи Мао Цзэдуна, который утверждал, что Китай никогда не станет диктовать другим странам, как жить, и не намерен участвовать в военных блоках. Си Цзиньпин свою внешнеполитическую доктрину выразил целой теорией «единой судьбы человечества», которая активно продвигается в Китае не только на уровне партийной учёбы, но и в массовых СМИ. Её краткое содержание можно выразить тремя принципами: равноправие, взаимовыгодное сотрудничество и неприятие какой-либо гегемонии. В китайских СМИ постоянно подчёркивается, что «в отличие от западных стран, которые часто применяют силу путем военного вмешательства и якобы защищают зарубежные интересы, Китай в течение долгих времен придерживается принципа невмешательства во внутреннюю политику чужой страны и мирной дипломатии».
В целом поведение Китая на мировой арене согласуется с позицией его правящей партии. Поэтому «главный минус» дружбы с Китаем пока можно считать не столь опасным.
Плюсом прокитайской позиции можно, конечно, считать огромный потенциал роста экономического сотрудничества наших стран буквально по всем направлениям, который способен полностью компенсировать западные санкции и грозящие финансовые и прочие эмбарго. Однако здесь важно понимать, что китайский капитал (частный и государственный) в убыток себе работать не будет, Китай оказывает помощь только бедным странам.
Но самое главное — иметь под боком огромного, могущественного друга куда лучше, чем врага, а сохранить нейтралитет при нашем положении и в условиях неизбежного обострения холодной войны не представляется возможным.
Автор: Анатолий Широкобородов
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!