Китай с Соединенными Штатами обмениваются колкостями. Сначала Джо Байден одобрил зловещий «закон о чипах», запрещающий инвестировать в китайскую микроэлектронную промышленность и поставлять отдельные высокотехнологичные изделия. Это подается под соусом заботы о суверенной микроэлектронике. Но россияне с китайцами давно уже в США люди второго сорта. Например, Вашингтон под страхом уголовного преследования запрещает продавать Москве и Пекину самые современные фотолитографы, без которых самостоятельно чипы не сделать. И дело не в ограничениях, связанных со спецоперацией – блок на литографы hi-end класса поставлен задолго до февраля 2022 года. Китаю потенциально есть чем ответить на американские выпады. Летом администрация Генсека компартии объявила об экспортном контроле за редкоземельными металлами – прежде всего, галлием и германием. Львиная доля этих элементов добывается и перерабатывается в Китае, отчего остальному миру теперь не очень хорошо. Металлы критически важны для производства чипов и прочих высокотехнологичных изделий. Например, без германия не будет тепловизоров. Ситуация с экспортным контролем многогранная. С одной стороны, всякие европейцы с американцами посмотрят на Китай, да и сами начнут добывать редкоземельные металлы. Будет это нескоро и дорого, но вполне выполнимо в среднесрочной перспективе. Да, технику, зависимую от галлия и германия придется подождать на полках, но китайский эксклюзив Запад рано или поздно компенсирует. С другой стороны, Пекин может в самый неожиданный момент открыть рынок, и тогда миллиардные инвестиции в добычу и переработку редкоземельных металлов пойдут прахом. История явно будет иметь свое небезынтересное развитие. Вторым шагом в торговой войне с Соединенными Штатами стали китайские ограничения на экспорт части беспилотников и комплектующих к ним. Электромоторы, лазерные дальномеры и целеуказатели, глушилки дронов и несколько наименований коммуникационного оборудования теперь под пристальным контролем. Официальная позиция регулятора – Китай желает «защитить национальную безопасность и интересы». Специальные разрешения необходимы для дронов массой от 0,25 кг и максимальной взлетной – от 7 кг. Это практически все изделия, способные нести полезную нагрузку. В приложении к спецоперации это практически все БПЛА, способные нести полезную нагрузку. Мало того, Китай отдельно ограничил вывоз техники, способной либо сбрасывать груз, либо монтировать крепеж. Но есть одно «но» – дроны в данной категории попадают под контроль только с интегрированными камерами. Никто не запрещает купить обычный квадрокоптер и поставить на него недостающий узел.
Лес рубят, щепки летят
Китай, похоже, всерьез озаботился применением гражданских дронов в военном деле. Отсюда и столь строгие ограничения на вывоз соответствующей продукции. DJI уже взял под козырек:
«Мы никогда не разрабатывали и не производили продукцию и оборудование военного назначения, как и никогда не продвигали и не продавали нашу продукцию для использования в военных конфликтах или войнах в какой-либо стране».
При этом сложно даже представить, сколько миллиардов заработал ведущий производитель БПЛА на конфликте на Украине. Декларирование мирной миссии – это всегда хорошо. Только вот вопрос – какие БПЛА сейчас не применяются на поле боя? Разве что, совсем карманные изделия с длительностью полета 10–15 минут. Но и такие малыши находят свою нишу. В частности, в городских боях, когда дальность и высота работы не столь критичны, как на открытой местности.
DJI-зависимость
Есть призрачная надежда, что Китай – это все не всерьез. Прежде всего, из-за тотальной зависимости Соединенных Штатов от продукции DJI. Это при объявленной войне американского правительства с дронами именно этой фирмы. Еще с 2017 года Вашингтон запретил закупать DJI-машины для армии, с 2020 года запрет касается и остальных силовиков. Позже запретили даже инвестировать в компанию DJI. Американцев пугал взрывной рост капитализации производителя лучших в мире дронов. Контора явно относится к числу высокотехнологичных, а значит, по мнению Белого дома, должна контролироваться Соединенными Штатами. Но Китай не Тайвань и DJI остался под крылом Пекина. Что совершенно не мешает американцам до сих пор пользоваться продукций компании практически во всех сферах – у полиции, пожарных и спасателей до 90 процентов дронов родом из DJI. Китай не может прямо сказать:
«Я подкошу вашу инфраструктуру и приземлю ваших наблюдателей».
Поэтому и вводятся ограничения на аппараты двойного назначения. На бумаге – запрет на дроны для войны, на самом деле – для американских пользователей. К сожалению, и российские интересы здесь, на первый взгляд, не могут быть в приоритете.С экономической точки зрения мы не покупаем столько дронов, чтобы учитывать мнение Кремля. Лес рубят – щепки летят, и отечественная DJI-зависимость может стать первой жертвой. Другой вопрос в политической целесообразности ходов Китая. И вот здесь все не столь однозначно. Поддержка со стороны Пекина остро необходима не только напрямую поставками беспилотников, но и комплектующими. Китай определенно за мирное решение конфликта, но на условиях России. Для этого нужны дроны, и много. Ни для кого не секрет, что немалую часть комплектующих даже «исконно российских» БПЛА производители получают из Китая. Это управляющая аппаратура, контроллеры, оптика и электромоторы. Остальное в той или иной степени научились строить дома, но не в больших масштабах и по совсем другой цене. Хорошей новостью выглядит отсутствие в китайском стоп-листе электромоторов мощностью до 750 Вт. Большая часть моторов для БПЛА made in Russia имеет меньшую мощность – 300–500 Вт. Все самодельные разведчики и FPV-машины строят именно на таких моторах. Есть вероятность, что такое «окошко» выделили специально для России. Как запрет на экспорт тяжелых моторов (бензиновых и электрических), которые в нашей стране практические не используются на машинах собственного производства. А вот украинцы любят подобные дроны, прежде всего, для дальних полетов на российскую территорию. Совпадение это или нет – большой вопрос. Нюансы есть и в запрете на продажу за рубеж навесного оборудования. Речь о лазерных системах и тепловизорах. Китай запретил сугубо военную технику, оставив в покое гражданские и охотничьи изделия. На фронте и россияне, и украинцы пользуются почти исключительно гражданской техникой. На военные разработки банально не хватает денег ни у волонтеров, ни у государственных покупателей. Пресловутая DJI-зависимость России если и попала под удар, то очень условно. В первую очередь пострадали сельскохозяйственные и промышленные дроны. Но в сложившихся условиях это не самая большая проблема. Гораздо больше трудностей российским волонтерам доставляет наша собственная таможня, о которой много и в красках может рассказать любой производитель дронов для фронта. А Китай пока на нашей стороне.