Разговоры об успехах и достижениях отечественной отрасли создания микроэлектронных устройств кое у кого вызывают лишь недоумение, если не открытое пренебрежение: «Можно подумать, есть о чем говорить!» Представьте себе, несмотря на немалое количество достаточно серьезных проблем в этой области, говорить о «безнадежном отставании» России от ведущих мировых разработчиков и производителей микроэлектроники и «полном отсутствии перспектив» для нашей страны на этом направлении было бы совершенно некорректно.
Что характерно, подобного рода высказывания позволяют себе, как правило, люди, далеко не являющиеся профессионалами в данном весьма специфическом и требующем специальных познаний вопросе. Их «осведомленность» зачастую основывается на выхваченных из популярных статей по данной тематике «вершков» (вроде сравнения топологических норм выпускаемых изделий в нанометрах) и глубокой убежденности в том, что «лапотная» Россия ничего сложнее чугунка для варки щей создать не в состоянии.
При этом из виду упускается тот, к примеру, момент, что первая «умная машина», которую с полным основанием можно было отнести к категории компьютеров в континентальной Европе, была создана в СССР в 1950 году. Да-да, еще при товарище Сталине… А спустя 3 года в Москве уже был освоен выпуск первой серийной ЭВМ «Стрела». Впрочем, это все история. Однако в ней кроются корни современного состояния отечественной микроэлектронной отрасли, причем как ее успехов, так и слабых мест.
Ни для кого не секрет, что в СССР основным заказчиком всех высокотехнологичных разработок был военно-промышленный комплекс. По сути дела, в сегодняшней России в этом отношении мало что изменилось. Ничего удивительного: мало кто может сравниться с имеющим более чем солидное финансирование ВПК в возможности осуществлять колоссальные вложения, необходимые для развития этой отнюдь не дешевой отрасли науки и производства. В результате налицо серьезнейший перекос в сторону, скажем так, весьма специфических разработок и изделий. Увы, изготовляемая в стране «гражданская» бытовая электроника имеет в своей основе, как правило, импортные комплектующие.
Зато в создании микропроцессоров и тому подобных вещей, отвечающих требованиям «в воде не тонет, в огне не горит», а также выдерживающих сверхвысокие дозы радиации или, допустим, сверхнизкие температуры, нам равных почти и нет. В какой-то мере похожими наработками могут похвастаться американцы, а вот китайские товарищи, наводнившие мир своими смартфонами, до сверхпрочности и сверхнадежности нашей микроэлектроники пока не дотягивают.
В России имеется, конечно, не так много предприятий этого профиля, как в большинстве стран той же Юго-Восточной Азии, однако такие флагманы микроэлектронного производства, как отечественные «Ангстрем» и «Микрон», входят в число наиболее мощных восточноевропейских производителей данной продукции. Что касается второго из названных предприятий, то как минимум пятая часть его продукции вполне востребована за рубежом и уходит на экспорт.
Надо отметить, что наша якобы отсталость от западных и прочих стран в области микроэлектроники сегодня является скорее преувеличением, чем реальностью. Да, года примерно до 2010 отставание оценивалось в 20, а то и все 25 лет. В дальнейшем же, учитывая стремительный рост отрасли, опережавший в целый ряд периодов общие темпы подъема российской промышленности, это отставание, по оценкам специалистов, сократилось лет до 5. Все равно обидно, но ведь и продвинулись неплохо. Опять же есть куда расти…
По мнению специалистов, России вряд ли стоит стремиться «догонять» или «перегонять» другие страны в той области, которая сейчас не является и вряд ли станет ее сильной стороной, – массовом производстве микроэлектронных компонентов для, так сказать, предметов электронного ширпотреба. Лучше уж сосредоточиться в тех областях, где мы традиционно были если не лучшими, то уж точно не худшими. Производство компонентов для космической техники, промышленной автоматики, транспорта и энергетики – вот те направления, развивая которые, наша страна вполне сможет как обеспечить собственные действительно жизненно важные потребности, так и занять достойное место на мировом рынке.
Впрочем, никто не призывает так уж полностью отказываться от «гражданского» сегмента. Да этого, собственно, и не происходит. Конкретный пример – буквально в прошлом году брянская компания «Кремний ЭЛ» запустила серийное производство микросхем и транзисторов, предназначенных для таких востребованных всеми нами ноутбуков, цифровых фотоаппаратов и смартфонов. Обещают делать не хуже, чем Mitsubishi и Fuji, а там увидим. В конце концов, не будем забывать, что в стране принята государственная «Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года». Глядишь, и сократим пятилетнее отставание до полного нуля. Обнулим...