Пожалуй, лучше сразу раскрыть интригу, ответив на последний вопрос. И гадать на кофейной гуще для этого не придется. Пусть главный экзамен у будущих народных депутатов еще впереди, но генеральная репетиция состоялась в сентябре прошлого года. Единый день голосования, прошедший в 84 регионах страны, выявил немало закономерностей и дал хорошую пищу для размышлений как политологам, так и партиям, участвовавшим в разного рода голосованиях. Кто-то извлек урок из той масштабной кампании, а кто-то предпочел закрыть глаза на происходящее и не заметить очевидных вещей.
Тем не менее главный вывод был сделан: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР безусловно пройдут в нижнюю палату парламента в 2016 году. Несистемная же оппозиция, за исключением, возможно, отдельных персонажей, не появится там ни при каких обстоятельствах.
На первый взгляд, такая категоричность может показаться удивительной. Ведь практически все эксперты, анализируя результаты голосования 2015 года и политическую ситуацию в стране в целом, отметили запрос общества на перемены во власти и в стране. Закономерным итогом стала победа некоторых представителей системной оппозиции, добившихся на региональном уровне убедительных побед.
Глава Центра экономических и политических реформ Николай Миронов объяснил это так:
«Общество обеспокоено экономическим кризисом и не в полной мере доверяет антикризисным действиям властей. Если экономическая ситуация в стране к 2016 году не улучшится — а это маловероятно, то этот запрос на системную оппозицию во власти, в том числе и на коалиционной основе, в полной мере проявится и на выборах в Госдуму в 2016 году».
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин, например, высоко отозвался о КПРФ:
«Следует признать, что вторым победителем на этих выборах стали коммунисты. Они практически полностью выбрали тот протестный потенциал, который сейчас есть у избирателей».
А глава правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин отметил «стабильный результат» жириновцев и похвалил «Справедливую Россию», которая «в предыдущие годы крайне невнятно выступала на выборах, но сейчас подтверждает статус парламентской партии».
Не разошлись эксперты и в оценке несистемной оппозиции. Она, на их взгляд, «не смогла показать в регионах каких-либо значимых результатов».
Николай Миронов в связи с этим подчеркнул:
«При том, что избиратели ищут политическую альтернативу, по ряду причин они доверяют только системной оппозиции».
Одну из основных причин такого отношения назвал генеральный директор Аналитического центра «Московский регион» (АЦМР), политолог Алексей Чадаев. Исследование, проведенное по заказу этого центра ВЦИОМом, выявило грустную для несистемной оппозиции картину: за пределами Москвы население России ничего не знает о ней. Как свидетельствуют результаты исследования, 88% россиян не представляют, что такое несистемная оппозиция; 72% даже никогда не слышали это выражение. Лишь 4% опрошенных смогли без подсказки назвать имена кого-либо из ее представителей. На основании этого АЦМР сделал вывод, что политический капитал несистемной оппозиции сегодня на нуле. Ибо среди избирателей отсутствуют узнаваемость лидеров, доверие и позитивная оценка деятельности.
Какой же вывод сделали из всего этого партии? Как это ни удивительно, но самое большое напряжение почувствовалось в «Единой России». Несмотря на одержанные в большинстве регионов победы, партия власти очень хорошо поняла, что оппозиция наступает ей на пятки и готова воспользоваться любой ошибкой. О том же сказали политологи.
В частности, политолог Алексей Мухин считает:
«Если партия власти после воскресного голосования не сделает для себя выводов, то ее представительство будет, безусловно, снижаться. Это связано, в первую очередь, с экономической ситуацией в стране. И парламентская оппозиция, боюсь, окажется в Госдуме в заметно большем количестве, чем раньше».
Выводы для себя партия власти сделала. Отвечая на запрос общества, она для начала обновила руководство «ЕР» на треть, а затем провела масштабное предварительное голосование. Надо отметить, что во многих регионах в списки вошли не только представители партии, но даже беспартийные, в том числе и беспартийные представители ОНФ. Ставка эта беспроигрышная: в «народном фронте» собрался народ не только узнаваемый, но и авторитетный, болеющий за дело и умеющий работать. И скорее всего, электорат будет голосовать не столько за партию, сколько за этих конкретных людей.
Парламентские оппозиционные партии, получив хорошие дивиденды на прошлогодних сентябрьских выборах, почивать на лаврах не стали. Побрюзжав на административный ресурс, помешавший им добиться еще лучших результатов, они активно включились в предвыборный марафон в регионах. Общественные приемные всех партий нынче распахнуты настежь, и народная тропа туда не зарастает.
Откровенно говоря, на административный ресурс системная оппозиция жаловалась больше для виду и острастки на будущее. Так, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов сразу признал:
Слова Сергея Михайловича да несистемной оппозиции бы в уши! Но не тут-то было. Вот уж кто не сделал для себя никаких выводов из прошлогоднего избирательного провала, не извлек уроков. Впрочем, возможно, и цели у несистемщиков совсем иные. Комментируя ситуацию в Костроме, где полицейские обнаружили крупную сумму в здании штаба наблюдателей «Открытые выборы», политолог Константин Костин отметил:
«Участие в выборах для ПАРНАС было планом ″Б″, а планом ″А″ - организовать как можно больше скандалов, представить себя жертвой гонений, все действия на грани провокации».
Вот и сейчас, прекрасно понимая, что на выборах в Госдуму им ничего не светит, они только и делают, что грызутся друг с другом, клеймят «кровавый режим» и презирают 85% россиян, чохом записанных несистемщиками в категорию «быдла».
Последние события, связанные с разборками между Алексеем Навальным и Максимом Кацем, лишний раз иллюстрируют неспособность некоторых несистемных оппозиционеров к сотрудничеству даже с единомышленниками. И совсем уж запредельной кажется их способность копаться в чужой личной жизни, выставляя ее на всеобщее обозрение.
Журналист Игорь Мальцев, обозвав несистемную оппозицию «коробочкой с пауками», выразился грубо по форме, но суть отразил верно.
В отношении словесной формы генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков был более корректен. Однако относительно перспектив кого-то из несистемной оппозиции пройти в ГД по мажоритарному округу он тоже обольщаться не стал. По словам политолога, еще надо дождаться, договорятся ли «Яблоко» и ПАРНАС о поддержке единых кандидатов, в чем он не уверен:
«А если этих договоренностей не будет, то говорить о шансах абсолютно кого бы то ни было бесполезно».
Что будет означать провал несистемной оппозиции на выборах в Государственную Думу? Скорее всего, ничего. Они будут «честно» продолжать выполнять свою задачу, которую очень емко охарактеризовал политолог Алексей Мухин:
«Это довольно разработанная и продуманная бизнес-система, которая позволяет Алексею Навальному, Михаилу Касьянову, другим персонажам несистемной оппозиции довольно безбедно и комфортно существовать и продолжать свою деятельность».
Другое дело, что масштаб скандалов и провокаций будет мельчать. После всех потоков грязи и саморазоблачений на Болотную площадь искренние демократы вряд ли пойдут. Вот и директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Селин не ждет повторения масштабных выступлений оппозиции по итогам выборов. По его словам, «политическая повестка сейчас не актуальна», а более востребованный социально-экономический процесс «пока еще не кристаллизовался».
Будем надеяться, что успешно «кристаллизовать» этот процесс в обновленной Госдуме будут представители четырех парламентских фракций, причем прежде думая о судьбах страны и населения, а уж затем теша собственные политические амбиции.
Источник: http://politrussia.com