Наглость Вашингтона, вмешивающегося во внутренние дела суверенных государств, переходит все границы. Недавно США выразили возмущение принятием в России закона об иностранных агентах. Но какое отношение американская администрация имеет к нашей стране и принимаемым в ней законам?
Из-за чего возбудились в Штатах?
Госдума и Совет Федерации одобрили очередной закон, разработанный сенатором Андреем Клишасом. В соответствии с документом иностранными агентами могут быть признаны физические лица, если они транслируют информацию, распространяемую зарубежными масс-медиа, а также если они получают деньги и иные материальные вознаграждения от иностранных государств и организаций.
Законопроект действительно вызывает большие вопросы. Например, иностранными агентами могут признать журналистов, причем не обязательно даже сотрудничающих с иностранной прессой. Достаточно будет того, что они передадут информацию, опубликованную в зарубежной прессе. Издания, которые публикуют переводные зарубежные статьи, будут вынуждены маркировать свою продукцию.
Кроме того, сам статус иностранного агента предполагает наличие агентских отношений между иностранным и российским субъектами. Но факт получения денег из-за рубежа никак не связан с этими агентскими отношениями. Например, можно получить грант, приз, премию, гонорар за какой-либо материал, который вообще не имеет никакого отношения к политической жизни общества. Можно опубликовать научную статью в журнале, получить за нее гонорар от иностранной организации – и также оказаться в списке «иностранных агентов».
Кроме того, далеко не все масс-медиа, общественные и политические организации иностранных государств враждебны по отношению к нашей стране и представляют для нее какую-либо опасность. Но законопроект не делает между иностранными акторами различий, что чревато обобщенным подходом, который неизбежно приведет к большим проблемам в будущем. Явно, что власть принимает закон для того, чтобы иметь возможность применять его выборочно, в отношении тех лиц или структур, которые угрожают ее интересам.
Но ведь мы прекрасно понимаем, что в текущей политической и социально-экономической ситуации критиковать власть и ее политику совсем не означает идти против интересов России и ее народа. Более того, у настоящих патриотов вопросов к власти не меньше, чем у оппозиции, правда вопросы эти несколько другого характера. И в контексте принятия закона один из таких вопросов может быть задан сразу же: А причислят ли к иностранным агентам многочисленных жен и отпрысков российской властной, творческой, финансовой элиты, проживающих за пределами страны, имеющих там недвижимость, банковские счета, и посредством родственных связей способных влиять на своих высокопоставленных или уважаемых в России родителей и супругов?
Тем не менее, принятие такого закона – внутреннее дело России. Именно россиянам (политикам, общественным деятелям, организациям, отдельным гражданам) имеет смысл обсуждать принятие подобного закона. Но не американскому руководству, которое позволяет себе оценивать законодательные акты, принимаемые в суверенном государстве.
Тем не менее, официальный представитель Государственного департамента США Морган Ортагус уже успела опубликовать в своем «Твиттере» гневный пост, оценивающий закон об иностранных агентах.
— подчеркнула представитель Госдепа.
Тревога США вполне понятна. Закон об иностранных агентах в первую очередь ударит по многочисленным масс-медиа либерального толка, многие из которых действительно существуют на получаемые из-за рубежа деньги. Уже сейчас статус иностранных агентов имеют «Голос Америки» и «Радио Свобода», а также несколько региональных средств массовой информации. В обозримом будущем список СМИ, подпадающих под действие закона, может расшириться.
Конечно, Госдеп США не мог в сложившейся ситуации не выразить дежурное возмущение по поводу принятия закона об иностранных агентах. Но та форма, в какой американские дипломаты привыкли оценивать действия российских властей, вызывает вполне закономерное недовольство в самой России. В конце концов, в Москве не позволяют себе оценивать американские законы, многие из которых довольно сомнительны с точки зрения соблюдения тех же прав человека.
«Сами такие!» В России ответили американцам
После критического поста официального представителя Госдепа США посыпались и ответные заявления со стороны российских политиков. Так, первый зампред комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Новиков в интервью RT попенял, что американцы, мол, сами жестко регулируют деятельность иностранных агентов на территории США. И это действительно так.
Более того, российские законодатели, разрабатывая новый законопроект, детально изучали именно американский опыт работы с иностранными агентами. В США, кстати, регистрация в качестве иностранного агента обязательна, в противном случае можно столкнуться с куда более серьезными неприятностями, чем в России. Так, в случае нарушения закона об иностранных агентах в США можно получить до пяти лет лишения свободы.
Типичный пример – дело Марии Бутиной. Напомним, что девушку обвинили именно в том, что она являлась (якобы) иностранным агентом и работала на территории США без регистрации в этом качестве. По мнению следственных органов США, Бутина пыталась внедриться в американские структуры и направлять их политику в выгодное для Москвы русло. За все это Бутиной грозило до пятнадцати лет тюрьмы. В конце концов Бутину вынудили дать частичное признание, осудили на 18 месяцев лишения свободы и лишь после отбытия части этого срока освободили. Чем дело Бутиной не пример политических репрессий в США?
Но если действовать подобными методами на своей территории США считают возможным и абсолютно оправданным, то по отношению к другим государствам Вашингтон сразу же включает привычную демагогию о нарушении прав человека, угрозе свободе слова, покушении на принципы демократии.
Точно такую же реакцию мы увидели и сейчас, когда в Государственном департаменте попытались оценить российский закон об иностранных агентах. Но своими словами представитель Госдепа лишь рассердила большую часть российского общества, которая, вне зависимости от своего отношения к российской власти и лично к Путину, вмешательства США во внутренние дела своей страны не хочет никоим образом.
Политика двойных стандартов
США, как известно, используют политику «двойных стандартов» во всем. Два государства на Ближнем Востоке. В одном светский президент, врач по специальности, и обычное светское общество – там разжигается гражданская война, а президент объявляется жестоким диктатором. В другом государстве – наследственная абсолютная монархия, дворцовые интриги, средневековые порядки, смертная казнь посредством отрубания головы, женщины на положении «недограждан» — и ничего, диктатурой такая страна не считается, поскольку является близким союзником и партнером Соединенных Штатов.
Точно такая же модель применяется и к закону об иностранных агентах. Это свою политическую систему Вашингтон тщательно защищает от любого иностранного влияния. Где та же американская оппозиция? Ее нет, есть лишь две правящие партии – Демократическая и Республиканская, представители которых сменяют друг друга десятилетиями, а их политика практически не меняется. Все остальные политические силы США, вне зависимости от принадлежности к правому или левому сегментам политического пространства, от реальной политики изолированы, во власть не допускаются и влиять на нее могут лишь очень опосредованно.
Не будем уже вспоминать о том, какой была политика США во время «холодной войны» в отношении коммунистов и социалистов, которых подозревали в связях с Советским Союзом. Но если США можно подавлять свою оппозицию, запрещать иностранцам влиять на политическую жизнь страны, то другим странам – нет, причем именно в тех случаях, когда оппозиция поддерживается США.
Если США поддерживают правящий режим, то репрессивных законов и действий в Вашингтоне замечать не будут, иначе как объяснить отсутствие «обеспокоенности» по поводу русскоязычных в Прибалтике и на Украине, шиитов в Саудовской Аравии?
Все мы – свидетели того, как в Америке уже несколько лет не утихает скандал по поводу якобы имевшего место вмешательства со стороны России в американские выборы. Расследование инициировано в отношении самого действующего президента Дональда Трампа, представителей его окружения. При этом никаких доказательств не приводится, поскольку если бы они были, то о них было бы давно известно всему миру, а Трампа уже со скандалом бы выгнали из Белого дома.
Между тем сами США регулярно вмешиваются не только в выборы, но и вообще в общественно-политическую жизнь других государств. Чего стоят одни американские флаги у протестующих в том же Гонконге, во время многочисленных оранжевых революций в самых разных странах мира — от Центральной Америки до Восточной Азии!
Россия – также не исключение. Чего стоят одни встречи американских дипломатов с представителями российской оппозиции. Вот, спрашивается, какое отношение посол США имеет к российской внепарламентской оппозиции? Но такие встречи были, и сам их факт свидетельствует о том, что в Вашингтоне считают не только возможным, но и необходимым работать с российской оппозицией. И оппозиционные партии и политики интересуют американское руководство лишь с точки зрения возможности их применения для проведения проамериканской политики в России.
Финансируемые из США средства массовой информации действительно занимают очень критическую позицию по отношению к современной российской власти, политической системе, к действиям России на мировой арене. И эта позиция транслируется в российское общество. Так или иначе, но то же «Радио Свобода» охватывает миллионы россиян и способно влиять на их мировоззрение, политические представления, а значит, в перспективе, и на их политическое поведение. Стоит ли пояснять, почему такая ситуация опасна для политической стабильности российского государства?
С другой стороны, в России уже был печальный опыт борьбы с иностранными агентами, под маховик которой попали не только реальные враги страны, но и множество случайных людей, не имевших никакого отношения к политической деятельности и, тем более, к иностранным государствам.
Поэтому расплывчатость формулировок в новом законе наталкивает на вполне обоснованные подозрения, что его будут использовать не только и даже не столько против подлинных американских агентов, сколько против тех политических и общественных сил, которые выступают с критикой социальной и экономической политики российских властей.
И не обойдется, разумеется, без прелестей «палочной системы», когда сотрудники компетентных органов займутся розыском иностранных агентов, чтобы поставить галочки в отчеты о проделанной работе. Как в ситуации с преследованием за демонстрацию нацистской символики, когда к ответственности привлекали людей, опубликовавших фотографии с Парада Победы 1945 года, с летевшими к подножию Мавзолея В.И. Ленина нацистскими знаменами.