Несмотря на ненависть в отношении власти, несмотря на то, что надежды на вхождение в «семью европейских народов» и обретение благополучия не оправдались, украинское общество продолжает ориентироваться на прозападных политиков
Технические аспекты первого тура выборов президента Украины за последние двое суток многократно обсуждены, оценены, проанализированы. Понятно, что единственным победителем в первом туре оказался Игорь Коломойский, единственный умный и, пожалуй, самый кровавый из украинских олигархов. Он провёл во второй тур свою креатуру - комика Зеленского, обеспечив ему огромный отрыв от второго места. Теперь у него есть неограниченные возможности торговаться по поводу конфигурации украинской власти со всеми политическими группировками сразу и с каждой в отдельности. Сделал он это традиционным для Украины способом, технично обведя вокруг пальца всех, с кем договаривался о взаимодействии.
Комбинацию Коломойский, конечно, провернул красивую. Можно восхищаться точностью и своевременностью предпринятых шагов, сделавших его из второстепенного игрока, вынужденного поддерживать чужие политические проекты, абсолютным хозяином украинской политической сцены. Впрочем, игра ещё не закончена, и на следующем её этапе Коломойский может проиграть, хоть это и сомнительно.
Гораздо интереснее оценить, за что проголосовал украинский избиратель. А надо сказать, что результаты этого голосования абсолютно не вдохновляющие. Два проекта (Бойко и Вилкул), позиционировавшиеся как условно (очень условно) пророссийские, набрали в сумме чуть больше 15,5% голосов. Причём поскольку фальсификации в первом туре выборов были ориентированы на то, чтобы не выпустить во второй тур Тимошенко, то у Бойко и Вилкула голоса практически не отбирали. То есть 15,5% - предел возможностей «пророссийских сил» Украины.
Теоретически к ним можно приплюсовать ещё миллион граждан Украины в России, которым не дали возможности проголосовать, но если мы сравним результаты голосований в зарубежном избирательном округе в этом году и в прошлые годы, то обнаружим, что они примерно одинаковы. То есть, несмотря на то, что за последние пять лет за рубеж уехало не менее десяти-двенадцати миллионов украинцев, голосуют, как и раньше, сотрудники посольств, консульств, представительств государственных компаний, их семьи, а также редкие, отдельные активисты. Остальным миллионам не до того - они на жизнь зарабатывают.
Можно также предположить, что какое-то количество условных пророссийских избирателей отдали голоса Зеленскому - как наиболее вероятному «могильщику» режима Порошенко, который к тому же прямо не связан с майданом. Кто-то не пошёл на выборы. Но общая явка в 63% не слишком отличается от традиционной для Украины 70-75-процентной явки. При этом надо иметь в виду, что миллионы избирателей не только находятся за границей на заработках, но около 4 миллионов проживают в ДНР/ЛНР, либо выехали из народных республик на территорию России, то есть явка должна была сократиться по объективным причинам.
Так что даже, если мы прибавим к поддержавшим Бойко и Вилкула неких не проголосовавших или проголосовавших за Зеленского гипотетических сторонников «Русского мира», то можно будет дотянуть их количество до 20%, может быть, даже до 25% от общего количества избирателей, но не более. Это значит, что за так или иначе связанные с майданом политические проекты голосуют от 75%, до 85% активных избирателей Украины.
Раньше, при сравнимом количестве индифферентных, голоса раскладывались, как 55% против 45% - в пользу сторонников «Русского мира».
Такой результат голосования нельзя объяснить только политическими репрессиями. Проекты Бойко и Вилкула были вполне легальными, за их поддержку никого не преследовали. Часть пророссийских избирателей могли отказаться от голосования, поскольку считают, что своим участием они легитимируют власть. Однако таковых уже в 2014 году было относительно немного, сейчас же их должно было быть ещё меньше, поскольку переворот был легитимирован пять лет назад и сейчас пытаться на что-то воздействовать никому не видным отказом от голосования бессмысленно.
То есть мы видим, что несмотря на ненависть в отношении власти, несмотря на то, что надежды на вхождение в «семью европейских народов» и обретение благополучия не оправдались, несмотря на то, что пришедшие к власти «евроинтеграторы» построили какую-то азиатскую деспотию, украинское общество продолжает ориентироваться на прозападных политиков. Более того, эта ориентация усиливается.
Второй, ещё более тревожный элемент - массовое голосование за Зеленского. Дело не в том, что он комик и не в том, что клеврет Коломойского. В конце концов, можно вспомнить, что и актёры были неплохими президентами, можно предположить, как многие делают, что, почувствовав вкус к власти, Зеленский выйдет из тени своего шефа и будет стремиться к полной самостоятельности. Но давайте оценим агитационные материалы «народного любимца».
Программа его эклектична: за всё хорошее, против всего плохого. Как у всех кандидатов, в общем-то. Попытки комментировать события, не выучив предварительно текст, сразу привели к сравнениям с Кличко и были пресечены штабом. В общем, комик - не интеллектуал. Тоже не проблема, есть примеры не шибко умных кандидатов, становившихся хорошими президентами, поскольку чувствовали и разделяли народные чаяния.
Народ почувствовал в Зеленском своего, ассоциируя актёра с персонажами его реприз. Вот это-то - страшно.
Если разобрать представленную Зеленским «галерею» образов, то это хитроватый, пошловатый, немного пафосный инфантильный тип, мечтающий разогнать и расстрелять всех, кто в его понимании не является трудящимся, включая среднее и низшее звено бюрократии. В общем, то, что представляет Зеленский, является адаптированной под украинский «европеизм» формой полпотовщины.
Можно, конечно, сказать, что народ натерпелся, поэтому высказывает радикальные мысли, но на деле не имеет в виду ничего плохого, кроме законного наказания коррупционеров. Но мы уже имеем опыт майдана, когда победившая «евроориентированная» «гопота» оказалась куда агрессивнее, чем представлялась поначалу. Хоть уже на майдане они обещали сажать и убивать, но никто не мог предположить, что сразу после захвата власти они пошлют против Юго-Востока армию, что будут давить своих сограждан танками, обстреливать мирные города из тяжёлой артиллерии, наносить по ним авиаудары.
Так что не стоит обольщаться. В реальности голосующие за Зеленского - гораздо агрессивнее, чем кажутся. Они ещё просто не «дорвались» до власти и потому власти боятся, но если они почувствуют, что власть готова им потворствовать, что их низменные инстинкты поощряются, то убийства «бюрократов», грабежи их квартир, издевательства над семьями станут обычным явлением на просторах Украины.
Народ вдохновенно занимавшийся «мусорными люстрациями» готов убивать, ему только надо дать почувствовать, что за это ничего не будет. Именно этого - разрешения удовлетворить жажду мести - ждёт народ от Зеленского. И он это разрешение вполне может получить.
Ни Зеленский, ни Коломойский не имеют никаких сантиментов в отношении государственных служащих. Более того, Коломойскому гораздо удобнее иметь дело со слабым, исчезающим государством, в котором он, как самый сильный хищник, может делать, что угодно, чем с государством сильным, способным заставить каждого уважать закон. Отдача же бюрократов народу на растерзание позволит на время удовлетворить жажду мести за несчастную жизнь, «повяжет» народ с новой властью кровью, отвлечёт его от проблемы нежизнеспособности государства и неспособности власти эту проблему решить.
Так что голосование за «славного парня», который «говорит то, что люди чувствуют», вовсе не так безобидно, как кажется. С точки зрения разрушения остатков Украины, Зеленский, конечно, - самый перспективный кандидат, но стоить это будет дорого, гораздо дороже, чем уже заплатила Украина за майдан.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас