Эксперты же считают: давно назрела необходимость кардинально изменить подход к трудоустройству россиян.
О том, кому выгодно распространять миф о ленивых жителях России и опасна ли для граждан нашей страны «миграционная амнистия», — в материале.
Миграционные страхи
Решение о «миграционной амнистии» было принято 13 октября: почти 160 тысячам граждан Узбекистана разрешён въезд в нашу страну.
Пилотный проект запустят 18 октября. Москва и Ташкент опробуют механизм, согласно которому около 10 тысяч иностранцев смогут оформить разрешения на работу до выезда из страны. Ожидается, что это сократит срок трудоустройства и снизит расходы российских работодателей.
Россияне активно обсуждают «миграционную амнистию» в соцсетях. Они её боятся по двум причинам: люди уверены, что страну наводнят преступники и насильники и что «рабсила лишит их рабочего места и достойного заработка».
Начальник ГУ по вопросам миграции МВД Валентина Казакова уже опровергла сообщения ряда СМИ о всплеске преступности мигрантов.
«К вопросам обострений: я полагаю, что это выдуманная история для того, чтобы криминализировать образ иностранца, которому он не соответствует. С другой стороны — породить в душах коренного населения какую-то неприязнь к мигрантам», — приводят РИА Новости слова Казаковой.
Фото: Василий Кузьмиченок / ТАСС
По данным СМИ, после нескольких громких происшествий (в том числе массовых драк) с участием мигрантов были задержаны, а потом высланы из страны около 200 приезжих, которые находились в России незаконно. Также был запрещён въезд в РФ примерно 17,5 тыс. человек. Те, кто был депортирован, не подлежат «миграционной амнистии».
Куда более сложный вопрос — насыщение мигрантами рынка труда. Многие россияне уверены: мигранты демпингуют строительный рынок, сферу услуг.
Несмотря на критику миграционной политики, наши люди не торопятся устраиваться на низкоквалифицированную работу. Молодёжь не хочет «горбатиться за копеечную зарплату», а люди постарше считают зазорным мести дворы, хотя, как пишут в соцсетях, «прозябают в нищете».
«Наши граждане не будут работать на низкоквалифицированной работе, так как получают достойное образование и рассматривают для себя более выгодные вакансии. Поэтому, если мы хотим привлечь россиян на стройку, то нужно менять образование. Оно должно быть устроено таким образом, чтобы наши граждане понимали: строительная отрасль может обеспечить им будущее. Однако это влечёт за собой другую проблему: если установить для российского каменщика зарплату в 150 тыс. рублей, то сколько тогда должны получать учителя и врачи?
Поймите, дело не в том — ленивые наши граждане или нет, а в том, что они не видят потолком своего развития работу на низкой квалификации. Поэтому люди не желают идти мыть полы или мести дворы»», — сообщил корреспонденту ForPost эксперт по трудовой миграции Дмитрий Исповедников.
Очень мутная статистика
Профессор кафедры экономики труда и управления персоналом РЭУ им. Г. В. Плеханова Павел Журавлёв считает, что миф о ленивых россиянах распространяется специально. Безусловно, среди граждан «есть рождённые лентяи», но это «малый процент» от общего количества граждан.
Именно этот миф, уверен Журавлёв, скрывает проблемы отечественного рынка труда и является обоснованием для введения «миграционной амнистии». По мнению собеседника, если грамотно провести глобальную реформу по трудоустройству россиян, сложно будет обвинить наших граждан в нежелании идти на «неудобную» работу.
Для начала нужно понять, сколько всего рабочих мест в РФ и какова потребность в рабочей силе. В пресс-службе Роструда корреспонденту сообщили, что не обладают такой статистикой. Точечно данные посоветовали искать на сервисах по подбору персонала либо у Росстата.
«Раньше были народные хозяйства, выходили статистические сборники, в которых были приведены статданные, имеющие законодательную силу. Сейчас статистические данные имеют обобщённый характер. Реальных рабочих мест, которые необходимы, по моим данным, не более 50 млн. В основном они в сфере обслуживания. Да, у нас есть военные, да, у нас сохранились остатки тяжёлой промышленности, но это не больше 10–15% от экономически активного населения. Остальное — торговля, служба быта», — уточнил Журавлёв.
Отдельные мониторинги проводил эксперт по трудовой миграции Дмитрий Исповедников. По его данным, в Мурманской, Амурской областях заявленная потребность рабочей силы в строительной отрасли выше, чем число безработных.
«Думаю, если такую картину проецировать на всю страну, то она будет почти идентичная — рабочих мест в регионах гораздо больше, чем мигрантов, которых привозят», — уточнил эксперт.
Если рабочих мест достаточно, почему наши граждане возмущены «понаехавшими гастарбайтерами», но при этом не желают конкурировать с ними?
Чтобы ответить на этот вопрос, профессор Журавлёв советует изучить данные почти трёх-четырёхлетней давности: в 2017–2018-м годовой доход всех россиян составлял 14 трлн рублей, при этом траты составили 25 трлн рублей.
«По этой статистике видно, что у людей есть дополнительные заработки. Как правило, они нелегальные. Проходила информация о том, что 15 млн человек дополнительно работают и получают деньги налом. С такой подработкой у людей нет смысла идти на стройку или мести дворы. Поэтому у нас и появляются мигранты. Их нанимают за более низкую зарплату на стройку, в сферу услуг и т. д. Миграционным службам выгодно, чтобы мигранты прибывали в нашу страну. Нужна политическая воля для решения существующих проблем», — уточнил эксперт.
Что делать?
Собеседник уверен: необходимо реформировать службу занятости населения. Сейчас её работа строится на том, чтобы предприниматели приходили к ним и просили включить в базу данных по поиску персонала из числа россиян.
«Однако это служба занятости должна приходить к предпринимателям и предлагать свои услуги. Также нужно возрождать аналог Фонда занятости... Когда появятся частные и государственные службы занятости, которые будут предлагать предпринимателям свои услуги, тогда удастся решить вопрос с трудоустройством наших граждан», — уточнил экономист.
Также он уверен в необходимости внедрения малой механизации на стройках, в сельском хозяйстве, в службе быта. Если в стране будет прозрачная и доступная статистика по рынку труда, служба занятости начнёт работать с предпринимателями и будет внедрена малая механизация, тогда, уверен Журавлёв, «у россиян появится достойный заработок даже на низкоквалифицированных рабочих местах».
Фото: centralasia.media
При решении проблем с трудоустройством россиян не стоит упираться только в экономику, считает эксперт по трудовой миграции Исповедников.
«Проблема трудовой миграции заключается в том, что мы её сводим к экономическим понятиям. Отсюда и такая разница во мнениях. Экономические процессы можно абсолютно по-разному воспринимать. Это доказывает исследование лауреата Нобелевской премии по экономике Дэвида Карда, который проанализировал последствия решения Фиделя Кастро разрешить всем желающим покинуть страну в 1980 году. Несмотря на последующую активную миграцию кубинцев в Майами, Кард не выявил отрицательных последствий в плане заработной платы или условий труда для жителей с низким уровнем образования. Взаимосвязи между этими процессами доказано не было», — уточнил эксперт.
Собеседник считает: трудовая миграция пугает наших граждан тем, что не проводится в рамках «культурной гармонии». Страх перед чужаком сейчас «звучит нетолерантно», поэтому россияне «прикрывают его разговорами о том, что с приездом гастарбайтеров они боятся потерять работу».
«Поэтому мы наблюдаем такой когнитивный диссонанс», — уверен Исповедников.
Привыкшие к комфорту
Нельзя говорить о том, что на российском рынке труда открыты двери исключительно для трудовых мигрантов. Для россиян есть также немало возможностей заработать, отмечают эксперты.
Одна из них — участие в реализации масштабного проекта по модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.
С одной стороны, такие новости должны повышать привлекательность рабочих профессий. Однако РЖД не могут набрать штат строителей: желающих нет.
По данным источников забайкальских СМИ в РЖД, вахтовики, которые приезжают в Забайкалье на стройку БАМ-2, получают от 50 тыс. рублей. Правда, такая зарплата не у всех, а лишь у работников со стажем.
«Нужно иметь опыт работы, например, бетонщиком. Больше всех из рабочих специальностей платят машинисту 40-тонного автокрана в Забайкальском крае — от 140 тысяч рублей. Самая большая зарплата техническим специалистам обещана в Северобайкальске. Производителю работ по сигнализации, централизации, блокировке и связи гарантируют выплаты от 170 тыс. рублей», — приводит издание Vgudok данные о зарплатах на стройке века.
Фото: vgudok.com
Профессор кафедры «Проектирование и строительство железных дорог» Московского госуниверситета путей сообщения Императора Николая II Анатолий Васильев не удивлён кадровому голоду на БАМе.
В беседе с корреспондентом он отметил: прежде чем приглашать людей на вахту, нужно создать условия.
«После строительства БАМа многие вынуждены были уехать из Забайкальского края из-за отсутствия условий для нормальной жизни. Этот горький опыт многих останавливает. Поэтому, если вы хотите нанимать людей, то нужно смотреть дальше, чем просто прокладка железной дороги. Нужно создавать перерабатывающую, добывающую промышленность, чтобы потом чем было занять людей. При нынешних условиях привлекать мигрантов предпочтительнее. Они приехали, достаточно быстро построили железную дорогу и уехали», — уточнил Васильев.
Профессор Журавлёв уверен: при организации вахтового метода работы нужно устанавливать высокую зарплату и создавать нормальные условия труда.
«Для людей, которые раньше участвовали в строительстве БАМа, открывались карьерные перспективы. Люди знали, что едут туда за ними на стройку. Сейчас немного всё иначе, немного всё по-другому», — уточнил экономист.
Однако даже на БАМе не так много мигрантов. Для их массового ввоза в Россию предлагали запускать чартерные поезда, однако и с этим решения пока нет.
Но госкорпорация не сдаётся. С приходом осени РЖД запустили новый набор специалистов. Даже лозунг придумали с советским подтекстом: «Приезжай строить легенду». Соискателям предлагают не только поучаствовать в стройке века, но и «взобраться до небес» по карьерной лестнице.
Насколько эти лозунги правдивы — время покажет. А пока чиновники и бизнесмены вместо реформы трудоустройства принимают граждан Узбекистана и надеются, что приезжие, в отличие от «ленивых соотечественников», решат насущные проблемы.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!