На прошлой неделе авторитетный консервативный The Economist, а вслед за ним и российские деловые издания, уже не в первый раз подняли вообще-то щекотливую тему. О пресловутом «индексе бигмака» и недооценке российского рубля. Опять нас убеждают, что если в России заморский сэндвич такой дешёвый, то доллар может, даже должен котироваться всего-то по 23 рубля. И вот тогда русский бигмак сравняется по цене с американским, и наступит у нас этакий финансовый рай, а вслед за ним, конечно же – и вожделенная демократия. Не собираюсь здесь агитировать за то, что и уровень цен, и то, как они сбалансированы с зарплатами и пенсиями – это вообще-то внутреннее дело каждой страны. Но не могу не поделиться совсем иными рассуждениями, а в основном – сугубо личными субъективными впечатлениями.Понятно, что многолетними, о том, что собой в принципе представляет русский «Макдональдс» в сравнении с зарубежными. А заодно и о том, почему вряд ли вообще стоит оглядываться на тот самый «индекс бигмака». Надеюсь, многие помнят, сколько лет прошло с тех пор, как в Москве появился первый «Макдональдс», гордо называвший себя – рестораном. На Пушке, то есть Пушкинской площади, там, где когда-то по соседству с отделением милиции было кафе «Лира», модное вообще-то, сразу стали выстраиваться чуть ли не километровые очереди.
Нас никто и не спрашивал
Столичные гиды почитали за честь показать туристам, причём не только российским, успешный опыт отечественного фастфуда. Первая волна популярности тянулась довольно долго, и не сказать, чтобы точки с жёлтым фонтанчиком «М» тут же по стране начали расти как грибы.Однако юная публика очень быстро подсела на заморское чудо. Да и сегодня – спросите практически любого малыша, хочет ли он в «Макдональдс», и ответное «да», ещё и с восторгом, почти гарантировано. Позитивный тренд попытался уловить даже бывший московский градоначальник Лужков, но его «Русское бистро» скукожилось до уровня забегаловки, хуже сосисочных или пельменных советских времён. Потом конкурентов у Мака стало намного больше, однако расползается он по России по-прежнему на зависть активно. Придорожные Мак-закусочные, такие как, например, в Солнечногорске, выручали многие годы, хотя теперь на платной трассе М-11 в Питер их как-то не видно. Помню, как лет пятнадцать назад, остановившись по пути на юг в Орле, были неприятно удивлены отсутствием в городе «Макдональдса». Хотя искали-то его, прежде всего, ради туалета. Кстати, туалет в первом московском Маке очень долго служил спасателем для запоздалых или же слишком ранних прохожих. А всё потому, что точек личной гигиены или же просто других открытых кафе и столовок вокруг не было по определению.А десятки общественных туалетов, которые в центре Москвы и по её паркам построили ещё при «сталинском режиме», столица ко времени расцвета «Макдональдса» попросту профукала. Сейчас что-то восстанавливается, но не теми темпами, как строится у нас метро и жильё. Нельзя тут не отметить, что в России «Макдональдс» очень вовремя обзавёлся хорошим дополнением к закусочным – «Мак Кафе», где и цены не кусаются, и продукция – явно не простоватый фастфуд. За границей подобной тенденции не очень-то заметно.
Путевые дворцы
А как у них?
Если уж заикнулся об иностранных Маках, то знаю о них отнюдь не понаслышке, не обо всех, конечно. К примеру, ни в США, ни в Канаде побывать, признаюсь, не довелось, зато друзья и дети рассказывали в подробностях. Первое знакомство случилось в болгарском портовом Бургасе в конце 90-х. Там, на пешеходной Александровской, названной, надеюсь, понимаете в честь кого, «Макдональдс» забился среди конкурентов в такой скромный уголок, что и увидеть-то его было непросто.Торговал не бойко – цены в Болгарии тогда были ниже некуда, и конкуренцию выдержать удавалось, как видно, только за счёт репутации. И вот сюрприз – в Бургасе, в принципиально безалкогольном Маке разливали пиво – и местное, и даже немецкое. Иначе, наверное, было не выжить. Интересно, есть ли там сейчас «Макдональдс»?Годами позже неприятно удивили фирменные Мак-закусочные в итальянском Неаполе и французском Страсбурге. И ценами, и запахом с обстановкой, очень близкой к бомжатнику. Зато на Венском вокзале года четыре назад довелось увидеть и даже воспользоваться, пожалуй, самым лучшим на Старом континенте Маком.
Интересно, что и в Вене есть что-то вроде «Мак-Кафе», но не отдельное, и ассортимент там тоже дополнен – местными десертами, знаменитыми на весь мир «Эстерхази» и «Захером», и даже, как ни удивительно – колбасками. Только в бургеры их принципиально не пристраивают. Пива при этом нет – в Вене других пивняков в избытке.«Путевой» вариант «Макдональдса» в Европе встречал от силы пару раз, да и то только из окна автомобиля. Говорят, что такие, как в России, есть в Турции. И совершенно точно имеются в США, Канаде и Мексике – и везде это не более, чем придорожные закусочные. Причём, чаще всего не слишком опрятные.
Кто так индексы считает?
Думается, я достаточно внятно объяснил, что пришествие «Макдональдса», вообще-то даже не американского, с его бигмаком – это едва ли не самое лучшее в повальной американизации российской действительности. А эта американизация или, если хотите – «вестернизация», многим из нас попросту противна. Напоследок остаётся только отметить, что и свой индекс, и цену бигмака, которой она должна быть в России, в The Economist считают как-то криво. Да, бургер у нас сейчас действительно стоит 135 рублей или что-то около того. Ассортимент там уж очень широкий. А вот его американский аналог тянет по цене почти на шесть долларов, то есть по нынешнему валютному курсу – под 450 рублей. В таком случае нашему Центральному банку надо очень постараться, чтобы поднять курс рубля больше чем в три раза.
Можно было бы, конечно, пойти по иному пути – поднять на уровень американских доходы наших граждан, да вот где же на это деньги взять? Так недолго и все резервы проесть, и в долги такие влезть, что ни в жизнь не расплатишься. Хотя Америку её уже 30-триллионный госдолг как-то не смущает и не пугает. И ведь всё это при нашей нынешней инфляции и зарплатах, которые ниже американских раз в десять, и пенсиях – те-то вообще в таком случае занижены раз почти в двадцать. А ещё и при наших банковских ставках в пять, а то и в семь-восемь раз выше американских. И всё это при том, что на нефтегазовых доходах в нашей богатой, как мало какая другая, стране жируют отнюдь не миллионы россиян, а единицы. И опять же – всё только для того, чтобы какой-то там индекс не зашкаливал?
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!